«Научно-исследовательская деятельность учащихся в школе»
учебно-методический материал по теме

Канева Тамара Константиновна

Согласно новым ФГОС цель образования – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Необходимо вооружить ученика системой универсальных действий, связанных с освоением фундаментального ядра содержания образования. В основе нового Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.pptx528.39 КБ
Файл pedsovet.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация и методика научно-исследовательской деятельности школьников

Слайд 2

Задачи: рассмотреть основные виды исследовательских работ; познакомить педагогов и обучающихся с общей схемой научного исследования, методами научного познания, способами применения логических законов и правил, методами поиска информации; представить методические рекомендации по представлению результатов исследовательской работы при процедуре ее защиты.

Слайд 3

Формы исследовательской деятельности: Текстовые работы Доклад Стендовый доклад Рецензия Компьютерные презентации Видеофильм Реферат Литературный обзор Проект

Слайд 4

ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ Темы исследования:

Слайд 5

При выборе темы исследования необходимы: Цель Задачи Гипотеза

Слайд 6

Организация и методика исследования Подумать самостоятельно Прочитать книги о том, что исследуешь Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме Найти информацию в глобальных компьютерных сетях Спросить у других людей Понаблюдать Провести эксперимент

Слайд 7

ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ. КАК ЭТО СДЕЛАТЬ? Дать определение основным понятиям Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события Выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы Ранжировать основные идеи Предложить сравнения и метафоры Выработать суждения и умозаключения Сделать выводы по результатам исследования Указать возможные пути дальнейшего изучения рассматриваемого явления или объекта Подготовить текст доклада и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования

Слайд 8

Рекомендации Не ограничивайте собственных исследований, дайте себе волю понять реальность, которая вас окружает Внимательно анализируйте факты и не делайте поспешных выводов (они часто бывают неверными)

Слайд 9

Рекомендации Будьте достаточно смелы, чтобы принять решение Приняв решение, действуйте уверенно и без сомнений Сосредоточьтесь и вложите в исследование всю свою энергию и силу

Слайд 10

Научное школьное общество Организует Учебно-исследовательскую деятельность

Слайд 11

Включение максимального количества учащихся общеобразовательных классов (до 100%) в учебно-исследовательскую деятельность, для реализации компетентности подхода в образовательном процессе Цель инновационной деятельности:

Слайд 12

Увеличение количества учащихся работающих по данному направлению Увеличение количества педагогов, которые используют в профессиональной деятельности ученическое исследование , как форму образовательной деятельности учащихся Отслеживание динамики результатов и количества участников в различных конкурсах, конференциях среди учащихся и учителей Расширение географии и уровней конкурсов для презентации результатов научно-исследовательской деятельности Задачи:

Слайд 13

Для решения поставленных задач необходимо мотивировать прежде всего педагогов, ведь именно им предстоит распределять свои временные ресурсы, придумывать формы, мотивировать учащихся на новую деятельность Деятельность в рамках инновационной деятельности Положение о научном школьном обществе СОШ №4

Слайд 14

Для решения поставленных задач необходимо мотивировать прежде всего педагогов, ведь именно им предстоит распределять свои временные ресурсы, придумывать формы, мотивировать учащихся на новую деятельность Деятельность в рамках инновационной деятельности Положение о научном школьном обществе СОШ №4

Слайд 15

Директор Структура научного школьного общества Куратор направления Руководители проектов Разработчики проектов (учащиеся) Консультант по ИКТ

Слайд 16

Директор Структура научного школьного общества Куратор направления Руководители проектов Разработчики проектов (учащиеся) Консультант по ИКТ

Слайд 17

Календарные планы выполнения работ Начальные этапы Временные рамки Вид деятельности Содержание деятельности Участники деятельности, ответственные Август Тарификация педагогов Распределение часов дополнительного образования Директор школы Сентябрь Собрание педагогов, запланировавших данный вид деятельности Знакомство с положением о научном обществе, программой научного общества, распространение сборника методических материалов по сопровождению Куратор направления Конец сентября Выбор тем и форм работы по проектам (индивидуальные проекты, групповые, сетевые) Работа с учащимися и родителями в индивидуальном и групповом режиме Руководители проектов Первая половина октября Определение тем проектов Заполнение таблицы с темами проектов (форм 1, см. программу научного общества) Куратор направления и руководители проектов

Слайд 18

Временные рамки Вид деятельности Содержание деятельности Участники деятельности, ответственные Октябрь-февраль Разработка проектов Индивидуальная работа кураторов проектов с учащимися и родителями по разработке индивидуальных, групповых, сетевых проектов Создание методических рекомендаций по работе с групповыми проектами, разработка сетевых ресурсов при необходимости Руководители проектов и участники проектов Январь-март Защиты проектов Оформление презентаций, Подготовка к защите, Защита проекта на выбранной конференции, конкурсе, фото защиты Сканирование дипломов Оформление плаката с результатами выступлений «Школа гордись!» до 3-х дней после защиты Проектанты руководители проектов и куратор направления, консультант по ИКТ Календарные планы выполнения работ Основные этапы

Слайд 19

Временные рамки Вид деятельности Содержание деятельности Участники деятельности, ответственные апрель Подготовка альманаха и свидетельств проектов за очередной год Создание рейтинга проектов Сбор всех проектов в один документ Создание электронного диска-приложения к альманаху Цветная распечатка альманаха Участники защит, куратор направления, лаборант Конец апреля –начало мая Школьная конференция проектов Участники представляют свои проекты другим учащимся школы Вручение главной школьной номинации «Приз зрительских симпатий» Чаепитие членов научного общества Участники защит, куратор направления, руководители проектов май Заключительное собрание руководителей проектов Подведение итогов года по данному направлению, начисление стимулирующих баллов ( автоматизированная таблица ), сдача методических разработок групповых проектов , рефлексия работы по направлению (оценка эффективности работы направления) куратор направления, руководители проектов Календарные планы выполнения работ Заключительные этапы

Слайд 20

Риски Предложения по минимизации факторов риска Понижение интереса учащихся к сложной, требующей времени и усилий научно-исследовательской работы Повышение статуса учеников, занимающейся данным видом деятельности: Создание плакатов по результатам презентаций Сертификатов участников общества, портфолио Подготовка к успешной презентации результатов исследования Устойчивость инновационной деятельности

Слайд 21

Что есть результат? Важен ПРОЦЕСС! Именно он вооружает юного исследователя теми компетенциями которые так востребованы в современном мире: Информационной (умение искать, анализировать, применять информацию для решения проблем) Коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми) Самоорганизации (умение ставит цели, Планировать. Ответственно относится к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы) Самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивать успешность)



Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете по теме: «Научно-исследовательская   деятельность учащихся в школе»

Согласно новым ФГОС цель образования – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Необходимо вооружить ученика системой универсальных действий, связанных с освоением фундаментального ядра содержания образования. В основе нового Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

    активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

    построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Использование в процессе обучения современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, позволяет вывести ученика на новый, компетентностный уровень работы, то есть, от участия в деятельности перейти на следующий уровень – управление своей деятельностью.

При использовании современных образовательных технологий учащиеся пользуются анализом и синтезом, восхождением от абстрактного к конкретному, рефлексируют (осознают) способы своей познавательной деятельности, контролируют деятельность в решении частных практических задач, происходит развитие ценностных ориентаций, интереса учащихся к изучению предмета, потребностей учащихся, углубление и расширение знаний и умений, овладение навыками исследовательской деятельности, формируются самообразовательные, широкие познавательные потребности личности ученика.

Учащиеся, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью с использованием ИКТ, должны знать:

  Что такое проект

 Структуру проекта

  Отличие проекта от реферата и исследовательской работы

 Виды проектов

 Методы, доминирующие в проекте

    Современные информационно-коммуникационные технологии.

Учащиеся должны уметь:

 Самостоятельно искать и формулировать проблему

 Выдвигать и формулировать гипотезу проекта

 Правильно и грамотно структурировать свою проектную работу

Исследовать проблему по научным или литературным источникам

Исследовать, если возможно, практически

Делать самостоятельные выводы

Предложить пути разрешения проблемы

Использовать современные информационно-коммуникационные технологии

Оформить свою работу на бумажном и электронном носителях.

Этапы процесса проектирования:

 Мотивация, определение проблемы.

 Постановка целей проекта.

 Выбор ресурсов для реализации цели.

 Оформление результатов проекта.

 Представление результатов проектной деятельности.

 Контроль и оценка проектной деятельности учащихся.

Научно-исследовательская работа учащихся должна быть:

 поискового или исследовательского характера,

 актуальной,

 иметь практическую значимость,

 выполнена в форме исследовательской работы или исследовательского проекта.

В научно-исследовательской работе должны быть следующие составляющие:

 Основополагающий и проблемный вопросы.

 Цели и задачи исследования.

 Гипотеза исследования.

 Ход исследования.

 Основные итоги, полученные в ходе исследования.

 Информационные ресурсы.

(Презентация)

Защита проектов

Защита проектов проводится на уроках, на занятиях элективных курсов, на школьной научно-практической конференции.

В ходе защиты проектов школьники учатся излагать полученную информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения, отвечать на поставленные вопросы. Время выступления-презентации: 10 минут. Время на обсуждение: 7-10 минут.

При анализе проектов учитываются 2 составляющие проекта:

исследовательские материалы (теоретическая и практическая часть);

использование ИКТ.

Важны в равной степени обе части.

Требования к компьютерной презентации учащихся:

Компьютерная презентация базируется на умении отбирать, подготавливать, структурировать, последовательно выстраивать и вводить в компьютер необходимую текстовую, графическую или иную информацию.

Большое значение для восприятия представляемой информации имеет дизайн презентации:

  единый стиль, фон, шрифт, анимационные эффекты,

  не злоупотреблять в слайдах текстовой информацией и звуком,

  правильно вставлять гиперссылки.

Компьютерные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания презентации.

В результате проектно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ учащиеся приобретают умения:

1) самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

6) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

7) происходит формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Используемая методика создания исследовательских проектов синтезирует преимущества проектно-исследовательского метода и возможности компьютерных технологий, главным действующим лицом в ней стал учащийся.

Результат: ученик, активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике.

Примеры исследовательских проектов учащихся приведены в презентации (Microsoft PowerPoint).

Литература

    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897/.

    Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. Пособие – 5-е изд., испр. / Общая редакция: Е. Н. Ястребцевой и Я. С. Быховского – М.: Издательский торговый дом «Русская редакция», 2005. – 368с.+ CD.

    Русских Г. А. Технология проектного обучения / Г.А. Русских / Биология в школе / Научно-методический журнал. – 2003. – №3. с.21 – 31.

    Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод. пособие / Е. В. Тяглова. – 2-е изд., стереотип – М.: Планета, 2010. – 255с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Организация научно-исследовательской работы с учащимися МБОУ «СОШ № 21»

Обобщение опыта работы с учащимися по научно-исследовательскому направлению....

статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школе"

статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школе"...

«Научно-исследовательская деятельность учащихся основной школы по историческому краеведению как средство воспитания патриотизма и любви к малой родине»

В работе изложены основные принципы организации научно-исследовательской деятельности учащихся, опыт работы в ГБОУ ООШ с.Абашево....

Формирование навыков научно–исследовательской работы у учащихся 8-9 классов по актуальным и значимым вопросам истории.

Статья посвящена опыту работы педагога с обучающимися в направлении научно - иссследовательской деятельности.Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в наук...

Научно-исследовательская работа с учащимися

текст выступления на педсовете...

Презентация "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школе"

Представленный материал может быть использован при проведении педагогического совета, посвященного организации исследовательчкой деятельности в школе....

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции, семинары и др.

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции,семинары и др....