«Внедрение научно-исследовательского проекта на ступени основной школы»
статья по истории по теме
Анализ и обобщение опыта введения проектной деятельности учеников основной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnedrenie_nauchno-issledovatelskogo_proekta_na_stupeni_osnovnoy_shkoly.docx | 830.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Внедрение научно-исследовательского проекта на ступени основной школы»
.Ни для кого не секрет, что наши «первопроходцы» ФГОСа – сегодняшние семиклассники на протяжении уже нескольких лет активно и плодотворно занимаются проектной деятельностью.
Метод проекта позволяет как учителю, так и ученикам успешно справляться с развитием УУД уже с начальной школы.
Причем проектная деятельность позволяет формировать УУД в самом широком смысле этого понятия, т. е. формировать способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Проектная деятельность направлена на решение конкретной проблемы, на создание продукта, обладающего определенными свойствами и необходимого для конкретного использования.
.Основные типы проектов использующиеся в школе, прекрасно знакомы каждому учителю, осуществляющему свою деятельность в соответствии с ФГОС . К ним относятся:
1)информационный (поисковый)
2)прикладной (практико-ориентированный)
3)творческий
4)социальный
5)исследовательский
И если первые четыре типа, начальная школа использует регулярно, то исследовательский проект, все- таки начинает осваиваться учениками уже на ступени основной школы. И причин тому несколько:
- у детей возникают сложности, в силу возрастных особенностей, по восприятию научной информации, свойственной данному типу проекта.
- возникает проблема систематизации накопленного материала.
- научное проектирование включает в себя достаточно много этапов подготовки до конечного результата.
- и возможно, самая основная причина состоит в том, что научно-исследовательский проект, зачастую, включает в себя стадию учебного исследования.
Последняя сложность состоит в том, что цели учебно-исследовательской и исследовательско-проектной деятельности на совпадают, а дополняют друг друга, что конечно же вызывает у учащихся дополнительные трудности.
.Цель проекта – реализация проектного замысла, а цель учебного исследования – уяснение сущности явления, истины, выявление закономерностей и направлено оно на поиск фактов с формулировкой выводов в заданной форме.
.Конечно же, в пятых-шестых классах основной ступени образования эти сложности и проблемы в реализации научного проекта никуда не исчезают. Именно поэтому, приступая к приобщению моих учеников к этому типу проекта, я сочла приемлемым как для себя, так и для них, начать не с классического, в чистом виде научного-исследовательского проекта, а сочетать в нем уже хорошо знакомые учащимся типы с внедрением элементов нового.
В результате, готовый проектный замысел, представляет из себя синтез творческого, информационного (поискового) и исследовательского проектов.
Конкретный проект, на примере которого я хотела бы вас познакомить с этим видом деятельности в моей практике, называется «Средневековая Европа» и выполнялся он учениками шестого класса.
. Наши (мои и учащихся) действия были разбиты на этапы, которые представлены в данной таблице:
Этап | Действие учителя | Действие учащихся |
Начало | Определяет тему, проблему, цели. Мотивирует. | Обсуждают проблему с учителем. |
Планирование | Совместно ставят проблемные вопросы. Совместно вырабатывают план действий. | |
Реализация | Советует, консультирует, направляет. Следит за выполнением планов. Оценивает текущую деятельность учащихся | Собирают и анализируют информацию. Решают поставленные задачи. Корректируют свои действия. Формулируют выводы. Готовят продукт выбранной формы. Сверяют продукт с критериями. |
Представление итогов | Организует публичное представление итогов. | Представляют итоговый продукт. Отвечают на вопросы. Подводят коллективно итоги. |
Оценивание, рефлексия | Дает публичную оценку. Оценивает достижения учащихся. Выставляет отметки. | Оценивают работу в своей группе. Осуществляют индивидуальную рефлексию. |
Итак, этап Начало - была обозначена тема – «Жизнь Средневековой Европы».
Целью данного проекта стало исторически выверенное погружение в эпоху. Отважные рыцари, прекрасные дамы, важные монахи, умелые ремесленники и трудолюбивые крестьяне – вот кто стал главными героями этого научного проекта. Их обыденная жизнь и праздники, занятия и развлечения, одежда и еда – все это подробно изучить и самое главное- искренне заинтересоваться всем этим, должны были авторы проектов, мои ученики.
.На этапе планирования были обозначены:
1) тип проекта – научный в сочетании с творческим и поисковым;
2) над какими продуктами проектной деятельности будет вестись работа – отчетный материал в виде мультимедийной презентации, художественная творческая работа в виде рисунка и материальный объект в виде макета;
3) созданы группы
4) срок работы групп – один месяц;
5) источники научной информации способы и методы работы с ними.
.Этап реализации соответствовал установленному плану – ребята приносили найденный материал, который мы систематизировали, отсеивали ненужное, где-то даже сокращали. Затем, на основе уже отобранных исторически точных сведениях, группы приступили к визуальному воплощению проектного продукта.
Для представления итогов я сочла необходимым использовать два урока, которые по календарно-тематическому планированию соответствуют темам проекта. Четыре группы подвели итог своей напряженной и новой для них работы.
«Замок феодала», «Средневековый монастырь», «Ремесленная мастерская», «Средневековая деревня» - каждый из этих проектов был подробно представлен авторами перед своими одноклассниками.
Выбранные участниками группы представители, с помощью подготовленной презентации познакомили слушателей с объектом своего исследования.
Как и планировалось , наибольшую заинтересованность у слушателей вызывало сочетание представления научно-теоретического материала с представлением визуального воплощения продукта в виде рисунка и объемного макета. Дети с увлечением задавали свои вопросы своим одноклассникам.
И последний этап этой работы был осуществлен сразу же после публичной презентации – я подвела итог нашей проектной деятельности, дала высокую оценку каждой группы.
Каждая группа поделилась своими впечатлениями от проведенной работы, учащиеся отметили сложности, с которыми им пришлось столкнуться, а так же свои успехи. В завершении презентации, нами было принято решение, что продукты данного научного-исследовательского проекта в виде рисунков и объемных проектов будут оформлены в виде экспозиции в кабинете истории, с которой может познакомиться любой желающий.
Таким образом главная моя цель – приобщение учащихся средней школы к научно-исследовательскому проекту была достигнута. Успешный старт детей в этом направлении, позволил сформировать их интерес к этому достаточно сложному виду проектирования, сформировал их энтузиазм для дальнейшей работы в области научно-исследовательской деятельности.
И в заключении, мне хотелось бы остановиться на дословном переводе слова «проект» - в европейских языках оно заимствовано из латыни и означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". На мой взгляд, в представленном, конкретном проекте все эти значения, нашли свое отражение в полной мере.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце
В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...
Внедрение научно-исследовательской деятельности как современной формы организации учебно-педагогического процесса
В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении лицей №7 разработана «Программа перспективного развития на 2011-2015 гг. по внедрению научно-исследовательской деятельности обучающихся...
проект для учеников основной школы "Complete a travel journal "
Пректная деятельность незаменимя в наше время очень актуфльна. Это способствует не только развитию коммутативных особенностей личности школьника, но и обогащению знаний по предмету, создает...
« Начальный этап внедрения ФГОС по химии, биологии в основной школе»
Выступление на тему:« Начальный этап внедрения ФГОС по химии, биологии в основной школе»...
Фрагмент проекта "A Perfect School" в рамках подготовки внедрения ФГОС на ступени основной школы.
Данный фрагмент урока освящает итоговый этап - рефлексию. Тема выбранного проекта - "A Perfect School". Проект предназначен для 7 класса. В процессе рефлексии используются ментальные карты и анкетиров...
Проект «Подготовка учащихся основной школы к государственной итоговой аттестации в условиях реализации ФГОС основного общего образования».
Актуальность проблемы •Качество подготовки выпускников к ГИА по химии улучшается. Нередко это достигается многократной отработкой известных алгоритмов решения заданий. Однако при изменении формул...
«Проект внедрения физкультурно-оздоровительного комплекса «ГТО» в основном звене общеобразовательной школы, через спортивный праздник, посвященный 9 мая»
Актуальность темы продиктована снижением уровня здоровья нации....