Культура речи преподавателя
статья по теме

Бабенко Елена Анатольевна

Основные приемы и ошибки преподавателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_rechi_prepodavatelya.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

«Прекращайте говорить тогда, когда слушатели ещё хотят вас слушать.»

Д. Карнеги

 

         Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми.

 

         В речевой деятельности заложены богатейшие возможности для развития личности, и без неё нельзя представить ни одной сферы человеческой жизни. Речь сопровождает весь образовательный процесс и является очень яркой характеристикой культуры педагога. 

 

Речь представляет собой речевую деятельность, а культуру речи нужно рассматривать как культуру деятельности преподавателя. Одним из главных показателей культуры деятельности является степень достижения её цели, ради которой она осуществлялась.

 

         Преподаватель должен знать, что существуют определённые средства, позволяющие сделать его речь более выразительной, яркой и эмоциональной.

         Использование средств выразительности и культуры речи включают в себя следующее:

 

Интонация – сложное явление, включающее компоненты, связанные со звучанием голоса: логическое фразовое ударение, паузы, тон, тембр, сила звучания, темп.

 

Голос – характерная принадлежность человека. Задача преподавателя – разнообразить тональность диапазона. Детьми положительно воспринимается мелодическое разнообразие в звучащей речи, отрицательно-монотонная речь.

 

Тембр – характерная окраска голоса. Приятный, красивый тембр голоса позволяет быстро найти контакт с ребенком, завораживает его.

 

Темп – быстрота речи в целом, длительность звучания отдельных фраз, интервалы и длительность пауз.

 

Пауза – временная остановка звучания, для привлечения внимания детей.

         Существенной принадлежностью устной речи и культуры речи, являются жесты, взгляд, передающий эмоциональное состояние собеседника, мимика.

 

         Культура речи преподавателя не должна обладать такими отрицательными качествами, как прерывистость, самоперебивы, лаконизм и избыточность.

 

Избыточность устной речи – не всегда оправданные повторы, уточнения.

 

Лаконизм – пропускаются слова и предложения.

 

Самоперебивы – говорящий не закончив начатое предложение, бросает его, начинает снова, пытаясь закончить.

 

Прерывистость – преподаватель делает неуместные паузы, так как обдумывает, что сказать, формулирует.

 

Таким образом, одной из ближайших задач выхода педагогики из общекультурного кризиса является культура речи преподавателя, которая сопровождает весь образовательный процесс и является очень яркой характеристикой педагога. Одним из главных показателей культуры деятельности является степень достижения её цели, ради которой она осуществлялась. Преподаватель должен знать, что существуют определённые средства, позволяющие сделать его речь более выразительной, яркой и эмоциональной.

 

Существенной принадлежностью устной речи и культуры речи, являются жесты, взгляд, передающий эмоциональное состояние собеседника, мимика.

 

         Культура речи преподавателя не должна обладать такими отрицательными качествами, как прерывистость, самоперебивы, лаконизм и избыточность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на заседании ПЦК: "О лингводидактическом потенциале речи преподавателя английского языка на уроке".

О лингводидактическом потенциале речи преподавателя английского языка на уроке  Современныйпреподаватель английского языка призван выполнять на уроке многочисленные функции и решать б...

Методическая разработка урока по культуре речи " Культура публичной речи".

Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют ком...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Лекция по культуре речи "Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения"

1. Понятие культуры речи.2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.3. Нелитературные разновидности языка.4. Функциональные стили, их ха...

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...

Методическая разработка для преподавателя по русскому языку и культуре речи Тема: «Откуда есть пошла славянская письменность»

Внеклассное мероприятие ко Дню славянской письменности и культуры. Интеллектуальная игра для расширения кругозора обучающихся, развития поисково-исследовательской деятельности....