Влияние успеха на формирование познавательного интереса учащихся
учебно-методический материал (5 класс) по теме
важнейших педагогических задач состоит в том, чтобы в процессе овладения знаниями каждый ребенок переживал человеческое достоинство, чувство гордости. Несмотря на то, что обучение в школе происходит в коллективе, но каждый свой шаг на пути познания дети де-лают самостоятельно; умственный труд – это глубоко индивидуальный процесс, зависящий не только от способностей, но и от характера ребенка и от многих других условий. Одним из них, оказывающим большое влияние на формирование познавательного интереса, является успех ребенка в учении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_uspekha_na_formirovanie_poznavatelnogo_interesa.docx | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние успеха на формирование
познавательного интереса учащихся.
Одна из важнейших педагогических задач состоит в том, чтобы в процессе овладения знаниями каждый ребенок переживал человеческое достоинство, чувство гордости. Несмотря на то, что обучение в школе происходит в коллективе, но каждый свой шаг на пути познания дети делают самостоятельно; умственный труд – это глубоко индивидуальный процесс, зависящий не только от способностей, но и от характера ребенка и от многих других условий. Одним из них, оказывающим большое влияние на формирование познавательного интереса, является успех ребенка в учении. Как отмечал Василий Александрович Сухомлинский «стимулом желания учиться является переживание ребенком радости учебного труда, радости успеха в учении. Ибо «интерес к учение есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха». Иными словами радость познания приходит лишь тогда , когда ребенок испытывает радость рождения мыслей, радость успеха в учении.
Безрезультатный труд становится постылым, отупляющим, бессмысленным. И если ребенок не видит успехов в своем труде, то жажда знаний начинает угасать. А зажечь её вторично очень трудно. Ребёнок теряет веру в свои силы, замыкается в себе, становится настороженным, отвечает дерзость на советы и замечания учителя. Или ещё хуже: чувство собственного достоинства у него притупляется, он свыкается с мыслью, что ни к чему не имеет способностей. Он становится равнодушным и готов терпеливо слушать назидания учителя хоть целый час и оставаться абсолютно безразличным.
Каждый ребенок от природы не имеет душевный лености, он любит самостоятельную деятельность, хочет все делать сам. Ребенок, никогда не познавший радости труда (в том числе и умственного труда) не переживший гордости от того, что трудности преодолены, - это несчастный человек. А несчастный ребенок – это большая беда. Поэтому успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для определенных трудностей, желание учиться.
Все наши замыслы, поиски и построение превращаются в прах если нет детского желания учиться, которое приходит только вместе с успехом в учении. Таким образом, интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями; без вдохновения учение превращается для детей в тягость.
Такое, на первый взгляд, простое дело, как оценка знаний учащихся, - это умение учителя найти правильный подход к каждому ребенку, умение лелеять в его душе огонек жажды познания.
Учение - не механическая передача знаний от учителя к ребенку, а прежде всего человеческие отношения. Исходя из этого, отношение ребенка к знаниям, к учению в огромной мере зависит от того, как он относится к учителю. Если ученик почувствовал несправедливость, он потрясен. А неудовлетворительную оценку дети всегда считают несправедливостью и глубоко переживают её. Если же ребенок переживает несправедливость и сегодня, и завтра и так в течение всего года, его нервная система вначале возбуждается, затем наступает торможение – угнетенность, ослабленность, апатия. Которые приводит к заболеванию, называемое школьные неврозы. Поэтому для становления нравственных и волевых сил ребенка очень опасно безразличие учителя к его успеваемости.
Ребенок, получивший неудовлетворительную оценку, не только чувствует себя несчастным, но и испытывает чувство неприязни к учителю. Для ребенка наибольшей несправедливостью со стороны учителя является то, что учитель, поставив несправедливо, но его глубокому убеждению, неудовлетворительную оценку, стремится ещё и к тому, чтобы за эту оценку его наказали родители. Если ребенок видит, что учитель обязательно хочет сообщить родители о двойке, он ожесточается и против учителя , и против школы. Испытывая безразличное к себе отношение, ребенок теряет чуткость к добру и злу. В его сердце поселяется подозрительность, неверие в людей, а это – главный источник озлобленности.
В педагогической науке очень много сказано о поощрении и наказании. Рождаются и умирают заманчивые теории. А между тем самое главное поощрение и самое сильное (но не всегда действенное) наказание в педагогическом труде – это оценка. Использование этого наиболее острого инструмента требует огромного умения и культуры.
Чтобы иметь право пользоваться этим инструментом, надо прежде всего любить ребенка. Не говорить ему о своей любви, и выражать любовь в заботе о нем.
Бережливо пользоваться оценкой как стимулом, побуждающим к труду, особенно важно в тех случаях, когда учитель требует от ученика творческих умственных усилий, размышления, исследования. У одного процесс мышления протекает быстро, стремительно, у другого – медленно, но это не значит, что один ребенок умнее другого или трудится больше, чем другой. И надо добиваться, чтобы трудности не стали для ребенка камнем преткновения.
Но нельзя допускать и того, чтобы оценка баловала учащихся, как это, к сожалению, нередко бывает в школах. Сказал ребенок слово – ему уже пятерка готова. Бывает и так, что один и тот же вопрос ставится несколькими учениками, и каждый из них получает отметку. В результате у детей складывается легкомысленное отношение к оценке и учению. Ребёнок всегда должен осознавать оценку как результат умственных усилий.
Ученик должен убедиться в том, что умственная деятельность – это труд, требующий больших усилий волевой сосредоточенности, умения заставить себя отказаться критически относиться к достигнутым результатам, пережил неудовлетворение своей работой и стремится сделать её лучше, не станет лодырем.
Познавая на собственном опыте, как достигается успехи в умственном труде, дети приучаются к самоконтролю. Привычка упорно трудиться, добиваться лучших результатов воспитывает у ребёнка нетерпимость к небрежно выполненной работе, к безделью и нерадивости.
Исходя из всего вышесказанного следует, что необходимо всегда способствовать успехам детей. От этого непосредственно зависит эффективность обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики при изучении нового материала
Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вы...
Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики
Очень важно при обучении,чтобы ребенок любил ваш предмет.Тогда он будет учиться с увлечением , стремиться познать больше нового и интересного ....
Использование игровых технологий на уроках английского языка, как один из путей формирования познавательного интереса учащегося
Игра – это свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество....
Влияние организационных форм внеклассной работы на формирование познавательного интереса учащихся к географии (на примере географических игр)
Влияние организационных форм внеклассной работы на формирование познавательного интереса учащихся к географии (на примере географических игр)...
Влияние успеха на развитие познавательной деятельности учащихся
Для того, чтобы добиться желаемого результата на уроках, нужно создавать ситуацию успеха....
Влияние успеха на развитие познавательной деятельности учащихся
Для того, чтобы добиться желаемого результата на уроках, нужно создавать ситуацию успеха....
«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Презентация на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида» по теме: «Формирование познавательного инт
«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Презентация к выступлению на семинаре в Нижнекамской шк...