"Внеаудиторная деятельность обучающихся как метод формирования общих компетенций ФГОС СПО"
статья по теме

Ряснянская Наталья Алексеевна

В статье описывается формирование общих компетенций через внеаудиторную работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-ryasnyanskaya.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Внеаудиторная деятельность обучающихся как метод формирования общих компетенций ФГОС СПО

Ряснянская Наталья Алексеевна, заместитель директора по методической работе

ГОБУ СПО ВО «ЛАТТ»

"Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню.

 Дай мне действовать самому и я научусь."

 Китайская мудрость.

   Вот уже четвертый  год профессиональные образовательные организации СПО работают  на основе  новых  ФГОС. Разработаны программы дисциплин, междисциплинарных  курсов, профессиональных модулей, учебных и производственных практик; отрабатываются  комплексы контрольно – оценочных систем по реализации профессиональных и общих компетенций.  Более четкий  акцент, например в ходе учебной и производственной  практик, делается на отработку практических умений,  т.е.   профессиональных компетенций.   Но, если по  формированию  профессиональных компетенций  механизмы достаточно отработаны и ясны,  то  по формированию общих компетенций возникает немало вопросов.    

  В числе образовательных результатов, определенных стандартами профессионального образования нового поколения, названы общие компетенции, которые понимаются как «универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда». Очевидно, что новые образовательные результаты останутся декларацией до тех пор, пока не будут сформированы принципы и конкретные механизмы их измерения.              

Таким образом, первый требующий решения вопрос – это вопрос о конкретизации общих компетенций, определенных стандартом, для целей их оценивания, и, соответственно, планирования формирования их в рамках образовательного и воспитательного процессов.      

 Так, в рамках формирования общих компетенций, деятельность образовательной организации направлена на:

- подготовку  обучающихся к реальной жизни;

- готовность к тому, чтобы занять активную жизненную позицию в социуме;

- успешно решать жизненные задачи;

- уметь сотрудничать и работать в группе;

- применять полученные профессиональные знания в ходе исполнения воинской обязанности (для юношей).

  Все эти направления возможно реализовать в рамках внеаудиторной самостоятельной работы, на ряду с образовательным и воспитательным процессами.

  Например, такие общие компетенции как «Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач» и «Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» формируются в условиях работы с заданиями на обработку информации. К ним можно отнести:

  • задания на передачу информации (подготовка докладов, сообщений по теме, плакатов, презентаций MS Power Point к учебному материалу, учебных пособий по теме и т.д.);  
  • задания на составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту и наоборот;
  • задания, связанные с  анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов;
  • задания на обобщение и / или оценку  материалов дискуссии, обсуждения, состоявшихся на аудиторном занятии.

В современной практике профессионального образования для организации внеаудиторной  самостоятельной работы широко используются телекоммуникационные проекты, предполагающие работу в тематических Интернет-форумах и обмен информацией по электронной почте. Распространен такой вид самостоятельных занятий как учебно-исследовательская работа, опытно-конструкторская, проектная работа, в рамках которой отрабатываются различные методы исследования, в том числе лабораторное наблюдение, эксперименты, опросы, и т.д.

              Участие студентов в научно – практических конференциях, конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по учебным дисциплинам, в спортивных соревнованиях, общественно – культурных мероприятиях,  является  значимым стимулом для активной жизни.

Такая общая компетенция как  «Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)» формируется в рамках проведения пятидневных учебных сборов, творческих встреч с ветеранами военных действий, участия в различных конкурсах военно – патриотической направленности  с целью подготовки к будущей службе в Воороуженных Силах РФ.

Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентностной личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации. Решение этих задач невозможно без повышения роли внеаудиторной самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиление ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы у студентов.

Необходимость организации со студентами внеаудиторной самостоятельной  деятельности определяется тем, что удается разрешить противоречие между передачей знаний и их усвоением.

Внеаудиторная самостоятельная работа, направленная на формирование общих компетенций,  выполняет ряд функций, к которым относятся:

  • выработка способности работать самостоятельно;
  • развитие познавательной активности;
  • стимулирование творческого мышления;
  • повышение культуры умственного труда, интереса к работе;
  • осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается");
  • формирование умения планировать время;
  • выработка ответственности и инициативности.

Чтобы развить положительное отношение студентов к  внеаудиторной самостоятельной работе, следует на каждом её этапе разъяснять цели, задачи её проведения, контролировать их понимание студентами, знакомить обучающихся с алгоритмами, требованиями, предъявляемыми к выполнению определённых видов заданий, проводить индивидуальную работу, направленную на формирование у студентов навыков по самоорганизации познавательной деятельности, и тем самым формировать общие компетенции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов обучения при формировании общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС

В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных ...

Внеаудиторная работа как средство формирования общих компетенций у студентов техникума

Кривенкова В.В. Внеаудиторная работа как средство формирования общих компетенций у студентов техникума. СПб ГБОУ СПО "МТ№2"В данной презентации анализируются возможности внеаудиторной работы для ...

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов как фактор формирования общих компетенций

Внеаудиторная работа студентов является составной частью образовательной программы  СПО и наряду с производственной практикой студентов остается наиболее сложной формой организации учебного проце...

Внеаудиторная деятельность студентов как способ формирования общих и профессиональных компетенций

Внеаудиторная деятельность студентов, является составной частью образовательной программы....

Методы формирования общих компетенций

Описание применяемых методов формирования общих компетенций у обучающихся в рамках реализации ОПОП СПО. Эта работа будет интересна преподавателям, работающим в системе СПО и  обучающим студентов ...