"Внеаудиторная деятельность обучающихся как метод формирования общих компетенций ФГОС СПО"
статья по теме
В статье описывается формирование общих компетенций через внеаудиторную работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-ryasnyanskaya.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеаудиторная деятельность обучающихся как метод формирования общих компетенций ФГОС СПО
Ряснянская Наталья Алексеевна, заместитель директора по методической работе
ГОБУ СПО ВО «ЛАТТ»
"Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню.
Дай мне действовать самому и я научусь."
Китайская мудрость.
Вот уже четвертый год профессиональные образовательные организации СПО работают на основе новых ФГОС. Разработаны программы дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, учебных и производственных практик; отрабатываются комплексы контрольно – оценочных систем по реализации профессиональных и общих компетенций. Более четкий акцент, например в ходе учебной и производственной практик, делается на отработку практических умений, т.е. профессиональных компетенций. Но, если по формированию профессиональных компетенций механизмы достаточно отработаны и ясны, то по формированию общих компетенций возникает немало вопросов.
В числе образовательных результатов, определенных стандартами профессионального образования нового поколения, названы общие компетенции, которые понимаются как «универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда». Очевидно, что новые образовательные результаты останутся декларацией до тех пор, пока не будут сформированы принципы и конкретные механизмы их измерения.
Таким образом, первый требующий решения вопрос – это вопрос о конкретизации общих компетенций, определенных стандартом, для целей их оценивания, и, соответственно, планирования формирования их в рамках образовательного и воспитательного процессов.
Так, в рамках формирования общих компетенций, деятельность образовательной организации направлена на:
- подготовку обучающихся к реальной жизни;
- готовность к тому, чтобы занять активную жизненную позицию в социуме;
- успешно решать жизненные задачи;
- уметь сотрудничать и работать в группе;
- применять полученные профессиональные знания в ходе исполнения воинской обязанности (для юношей).
Все эти направления возможно реализовать в рамках внеаудиторной самостоятельной работы, на ряду с образовательным и воспитательным процессами.
Например, такие общие компетенции как «Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач» и «Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» формируются в условиях работы с заданиями на обработку информации. К ним можно отнести:
- задания на передачу информации (подготовка докладов, сообщений по теме, плакатов, презентаций MS Power Point к учебному материалу, учебных пособий по теме и т.д.);
- задания на составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту и наоборот;
- задания, связанные с анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов;
- задания на обобщение и / или оценку материалов дискуссии, обсуждения, состоявшихся на аудиторном занятии.
В современной практике профессионального образования для организации внеаудиторной самостоятельной работы широко используются телекоммуникационные проекты, предполагающие работу в тематических Интернет-форумах и обмен информацией по электронной почте. Распространен такой вид самостоятельных занятий как учебно-исследовательская работа, опытно-конструкторская, проектная работа, в рамках которой отрабатываются различные методы исследования, в том числе лабораторное наблюдение, эксперименты, опросы, и т.д.
Участие студентов в научно – практических конференциях, конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по учебным дисциплинам, в спортивных соревнованиях, общественно – культурных мероприятиях, является значимым стимулом для активной жизни.
Такая общая компетенция как «Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)» формируется в рамках проведения пятидневных учебных сборов, творческих встреч с ветеранами военных действий, участия в различных конкурсах военно – патриотической направленности с целью подготовки к будущей службе в Воороуженных Силах РФ.
Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентностной личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации. Решение этих задач невозможно без повышения роли внеаудиторной самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиление ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы у студентов.
Необходимость организации со студентами внеаудиторной самостоятельной деятельности определяется тем, что удается разрешить противоречие между передачей знаний и их усвоением.
Внеаудиторная самостоятельная работа, направленная на формирование общих компетенций, выполняет ряд функций, к которым относятся:
- выработка способности работать самостоятельно;
- развитие познавательной активности;
- стимулирование творческого мышления;
- повышение культуры умственного труда, интереса к работе;
- осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается");
- формирование умения планировать время;
- выработка ответственности и инициативности.
Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной самостоятельной работе, следует на каждом её этапе разъяснять цели, задачи её проведения, контролировать их понимание студентами, знакомить обучающихся с алгоритмами, требованиями, предъявляемыми к выполнению определённых видов заданий, проводить индивидуальную работу, направленную на формирование у студентов навыков по самоорганизации познавательной деятельности, и тем самым формировать общие компетенции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Интеллект-карта как метод формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся"
24.04.2019 г.,...
Использование интерактивных методов обучения при формировании общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС
В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных ...
Внеаудиторная работа как средство формирования общих компетенций у студентов техникума
Кривенкова В.В. Внеаудиторная работа как средство формирования общих компетенций у студентов техникума. СПб ГБОУ СПО "МТ№2"В данной презентации анализируются возможности внеаудиторной работы для ...
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов как фактор формирования общих компетенций
Внеаудиторная работа студентов является составной частью образовательной программы СПО и наряду с производственной практикой студентов остается наиболее сложной формой организации учебного проце...
Статья "Формирование общих компетенций обучающихся через урочную и внеурочную, внеаудиторную самостоятельную работу" (http://www.prodlenka.org).
Статья "Из опыта работы преподавателя"...
Внеаудиторная деятельность студентов как способ формирования общих и профессиональных компетенций
Внеаудиторная деятельность студентов, является составной частью образовательной программы....
Методы формирования общих компетенций
Описание применяемых методов формирования общих компетенций у обучающихся в рамках реализации ОПОП СПО. Эта работа будет интересна преподавателям, работающим в системе СПО и обучающим студентов ...