Об опыте преподавания курса ОРКСиЭ в школе №427 города Кронштадта
опыты и эксперименты (5 класс) по теме

Найденова Ирина Павловна

В данной работе анализируется опыт учителя по курсу ОРКСиЭ, предлагаются методические приёмы по проведению уроков по модулю "Светская этика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aprobatsiya_kursa_orkse_v_shkole_no_427.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

И.П.Найденова, учитель ГБОУ 427

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Апробация курса ОРКиСЭ. Обобщение опыта.

     Наша школа носит название  − школа ШИК −  школа информационной культуры. Уроки информатики и компьютерной грамотности занимают в учебном плане много места, поэтому гуманитарная составляющая обучения ребёнка очень актуальна, именно на уроках гуманитарного плана можно говорить о нравственности, о  проблемах добра и зла, о внутреннем мире человека. Эти вопросы очень волнуют  одиннадцатилетних школьников. Им хочется многое понять во взаимоотношениях людей, уметь давать правильную оценку поступкам своим и взрослых людей.  И в конце концов −им хочется быть услышанными другими.  У нас один  5 класс, модуль «Светская этика» выбрали родители всех учеников, половина родителей изъявили желание, чтобы их дети дополнительно изучали «Основы православной культуры» (занятия по этому модулю я веду в рамках дополнительного образования, на кружке  «Основы православной культуры»). В этом классе я являюсь классным руководителем, что позволяет мне лучше знать детей и проблемы семей.

Однажды, начиная урок, я сказала детям: «У нас сегодня будет необычный урок», на что услышала реплику одного мальчика: « А у нас все уроки ОРКСЭ необычные!».  Позже, обдумав эти слова, я пришла к выводу, что он прав. Уроки ОРКСЭ всегда необычны,  потому  что строятся на личном опыте ребёнка и на доверительном диалоге с ним. Ни один другой предмет не даёт такого простора для общения, даже литература. Самым важным, на мой взгляд, является налаживание контакта с детьми, умение строить с ними диалог. Не менторским тоном говорит прописные истины, а проводить урок так, чтобы получить эмоциональный отклик, чтобы дети со мной согласились, а не только поняли и выучили этические термины.

   Применяя различные методические приёмы, я остановилась на проведении уроков  в логике  компетентностного подхода, когда ученики являются не пассивными слушателями, а активными участниками процесса обучения.

 В логике компетентностного подхода цель урока заявляется чётко и формулируется вместе с детьми. Почти сразу же начинается какая-нибудь маленькая исследовательская работа или всегда выполняется творческое задание.

Приведу несколько небольших примеров.

   Урок «Добро».

  Предварительно на уроке  ИЗО  мы рисовали древнеславянскую букву ДОБРО и познакомились с её историей. Сразу поле обсуждения цели урока пишем на доске и в тетрадях слова с корнем  добр, доб.  Современные словари дают 12 таких слов, совместными усилиями мы их отыскали. А потом к удивлению детей я говорю, что 100 лет назад таких слов было 80!  И начиная с моего вопроса «Почему?», обсуждение становится эмоциональным и острым, что позволяет заложить живую и непосредственную  формулировку нужных этических терминов урока.

Для того, чтобы термины уроков не казались оторванными от жизни, я включила в свою программу посещение спектаклей с последующим обсуждением. Пятиклассники посмотрели «Утиную историю» (по сказке Андерсена «Гадкий утёнок») в ТЮЗе, «Снежную королеву» в Молодёжном театре. Я пристально следила за их реакцией, живой и непосредственной. За них было радостно. Потом, не выходя из театра, чтобы не утратить живые эмоции,  мы жарко обсуждали проблемы и истории героев, дети говорили о добре, зле, жестокости, используя, к моей радости,  полученные  на уроках этические понятия.

Писали небольшие эссе на темы «Прав ли поэт, сказавший «добро должно быть с кулаками», «Как вы понимаете слова академика Д.С.Лихачёва «Дурное слово – защита слабого», «Что меня обижает больше всего», «Нужно быть добрым, потому что…». По этим сочинениям я видела, в каком направлении надо работать мне, как развивается личность ребёнка, что даётся для усвоения труднее.

 Дети этого возраста очень эмоционально воспринимают живопись, своё отношение к жизни им легче выразить через образы, поэтому так красочны детские рисунки и так велико тяготение к красочной картине.  На каждом уроке мы обязательно рассматривали картины выдающихся мастеров, и это было не только иллюстрацией к разговору, но и  методическим инструментом.

 Урок «Добродетель и порок» (на уроках истории они уже изучили древнегреческие мифы). После рассмотрения картины Помпео Батони «Встреча Геракла с Гедемией (Наслаждением) и Аретеей (Добродетелью)» задаётся вопрос: «Как вы думаете, за кем пошёл Геракл?». После непродолжительной паузы я получаю правильный ответ – «За  Аретеей!»  

 « Почему вы так решили?» «Потому что Геракл совершил 12 подвигов!», «Если бы ему хотелось наслажений, он подвигов бы не совершил!»

 И далее следуют детские рассуждения, что позволяет сформулировать нужное понятие добродетели.

   На уроках, посвящённых нравственным идеалам, мы рисовали красочную картинку, как человек поднимается в гору, потом сравнили наши рисунки с Лествицей Иоанна Лествичника и написали наши воображаемые трудности при подъёме на такую гору. Наиболее яркий ответ я не могу не процитировать: «Я иду наверх. Переступаю ступеньку лени, потом ступеньку обиды на сестру, ступеньку злости на соседа по парте, ступеньку моего эгоизма, лени ступеньку. Шаг за шагом я преодолеваю свои пороки. Я наверху!»

Ребята, которые занимались в кружке, очень активны были на уроках «Светской этики», я бы даже отметила, что они воспринимали материал глубже. Это и неудивительно. На многие занятия мы приглашали священников собора Владимирской  иконы Божией матери – иерея Алексея Купкина и протоиерея Михаила Мохова. Посещали святыни Кронштадта: Владимирский собор (при изучении строения храма), Храм Николая Чудотворца, открывшийся после реставрации Морской собор, музей-квартиру Иоанна Кронштадтского. Готовились к Рождеству, Пасхе, Масленице.  Готовясь к Рождеству, приняли участие в творческом конкуре «Белые город Рождества», организованном центром «Пастушок» и получили призы за свои работы, к Масленице для младших школьников сыграли спектакль «Красна Масленица», на Вербное воскресение пекли с родителями жаворонков. Просмотрели и обсудили фильмы «Форпост» и «Притчи». На пасхальной неделе в Светлую седмицу поднимались на колокольню Владимирского собора, и ребятам кружка было разрешено позвонить в колокол.

 После завершения курса был организован круглый стол с участием детей и родителей.  Было предложено обсудить и дать ответы на вопросы:

1.Твое впечатление от уроков ОРКСЭ.

2.Интересно ли было тебе на уроках ОРКСЭ?

3.Какие темы запомнились больше всего?

4.Делились ли вы с родителями впечатлением от уроков?

3.Помогали ли родители выполнять домашние задания?

Об отсутствии интереса никто не сказал, но было высказано пожелание о продолжении этого курса в дальнейшем.

 Примечательно, на вопрос, что вам запомнилось больше всего, ребята процитировали стихотворение Заболоцкого, которое мы учили в начале учебного года:

«Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!»

Когда-то давным-давно Аристотель сказал: « Не для того мы рассуждаем о морали, чтобы знать, а для того, чтобы быть хорошими людьми».  Я вижу, как изменились дети.

Мы научились говорить о себе, выслушивать других, уважать чужое мнение. За этот год ребята стали ближе и откровенней, чью-то агрессию мы научились гасить словом, а не кулаками, в каждом видеть личность, другое «Я» и ценить это. Главное, школьники поняли, что вопросы нравственности  животрепещущи и должны волновать всех, это важная часть человеческой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ на уроках регионального компонента на примере преподавания курса ИСТОРИЯ КАРЕЛИИ 10-11 кл. Обобщение опыта

Выступление на Муниципальной педагогической конференции «Региональный компонент содержания образования: нормативная база, опыт, творчество»...

Статья "Экологический аспект в преподавании курса «География» в школе."

Статья. Обсуждение проблем преподавания блока "Экология" в школе на уроках географии....

О грехопадении прародителей (из опыта преподавания на катехизаторских курсах)

Статья опубликована в сборнике "Труды преподавателей Православной классической гимназии"....

«Из опыта работы: проблемы преподавания курса географии в школе и пути их решения»

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с преподавание географии в школе....

Статья "Организация исследовательской деятельности учащихся при использовании объектов зелёной зоны города Кронштадта"

Статья "Организация исследовательской деятельности учащихся при использовании объектов зелёной зоны города Кронштадта"...

Трансляция практического опыта по теме: "Особенности преподавания курса геометрии в основной и средней школе"

Геометрический материал у современных учеников вызывает стойкие трудности, это связано не только с проблемами формирования общих пространственных представлений, но и с низким уровнем общей теоре...