Моя педагогическая философия
статья на тему

Плюхина Надежда Геннадьевна

  Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель… Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель. Л.Н. Толстой. Эта цитаталегла в основу моей педагогической философии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_filosofiya.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая философия Плюхиной Надежды Геннадьевны, учителя русского языка и литературы МОУ Сыртинской СОШ

Учитель-воспитатель.

  Если учитель имеет только любовь к делу,

Он будет хороший учитель…

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,

он – совершенный учитель.

Л.Н. Толстой

 Учитель и ученик... Воспитатель и  воспитанник... Обучение и воспитание... Всегда эти понятия в педагогике существуют в тесном переплетении, потому что обучение без воспитания не может быть. Не должно быть!

   Вопросы обучения и воспитания в современном  обществе встают очень остро, потому что очень уж много самых различных изменений, реформ происходит и в обществе, и в школе, и в семейных отношениях. И, конечно, эти изменения не проходят бесследно ни для подрастающего поколения (учеников, воспитанников), ни для взрослого населения (учителей, воспитателей, родителей...).  Поэтому, работая 30 лет в школе, видя, какие дети приходят в школу, каких мы выпускаем, какими они становятся в самостоятельной жизни,  понимаешь, что к процессу воспитания  нужно относиться очень ответственно, системно, имея ясную, увлекающую идею во всех сферах воспитания (в семье, детском садике, школе, в любом  молодежном коллективе).

  Меня, как учителя, в первую очередь волнуют проблемы обучения и воспитания в школе на уроке и в семье. Почему в семье? Потому что без поддержки родителей, без союза учителя и родителя успеха в воспитании ребенка не достичь.  

   Прежде всего вполне логично кратко охарактеризовать сущность понятия «воспитание».

  Любопытна его этимология: в давние времена воспитательницами называли кормилиц; воспитывать означало «питать, вскармливать». В процессе многовекового развития общества и культуры этот термин приобрел иной смысл: корень «питание» означает необходимость введения в растущую и развивающуюся личность животворных соков, благодаря которым биологическое существо - человеческое дитя - становится человеком. Приставка «во-» интерпретируется как «вбирание», усвоение личностью питательных веществ, необходимых ей, чтобы состояться, самоутвердиться, стать социально активной и полезной обществу, другим людям. И обязательно - быть в ладу с самим собою, со своей совестью, а совесть - это нравственное чувство. У каждого человека оно достигло определенного уровня развития от самого мизерного, почти незаметного, до огромного, подобного солнцу с яркими лучами, идущими от сердцевины, - светлой, чистой совести. Это такие внутренние человеческие проявления и переживания, как чувство стыда, справедливости, чести и достоинства; чувство долга и ответственности; чувство уважения, дружбы и любви. Это переживания, связанные с нравственными проявлениями личности: ее отношением к Родине, труду, другим людям, к себе.  И, конечно же, это широкая палитра гуманных чувств - сострадания, сострадания, чувство отзывчивости, такта, порядочности, деликатности.

  Но если это чувства, то они внутри человека, и реальная трудность педагога-воспитателя заключается в том, что их не всегда он может разглядеть, потому что выполнение ученического (или сыновнего) долга может быть результатом жесткого нажима; доброта - напоказ, дружба -из корыстных побуждений, любовь - безответственный порыв. И только совесть делает человека Человеком, а она - внутри. И она - безмерна и компромиссна.

    То есть перед нами сейчас представился образ воспитанного человека, какого бы мы хотели воспитать в идеале. Но дело- то в том, что это должно быть не идеалом, а нормой, нормой для нормального человека, с которым  комфортно, неопасно жить рядом, приятно общаться, работать вместе...

   Поэтому так важна роль каждого звена в воспитании. И особое место занимает учитель-воспитатель.

    Я учитель русского языка и литературы в средних и старших классах, и поэтому встречаю детей уже с достаточно богатым багажом и знаний и привычек, имеющих свои представления о нормах поведения, о морали, о нравственных качествах... И моя задача: или развивать уже сформированные качества, если они положительные, адекватные, креативные, или корректировать, если эти качества отрицательные, мешающие развиваться, в первую очередь, самому ученику и, конечно, окружающим его людям.

  Чтобы решать такие задачи, я считаю, нужно правильно выстроить взаимоотношения между учителем и учеником и на уроке, и во внеурочное время.

  Две главные фигуры в школе – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности и учебно-воспитательного процесса, и средством формирования личности школьника. Отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются. В данной ситуации, на учителе, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание В основе отношений между учителем и учеником лежит их совместный труд, а также успехи в достижении цели. Процесс обучения зависит от того, какие отношения складываются между учеником и учителем.

    Как строить эти взаимоотношения , что брать в их основу в наше непростое, стремительно изменяющееся время? Ведь от этого зависят и успешность в работе, и  удовлетворенность от любимого занятия.

И в первую очередь многое  зависит от личности учителя.

    Учитель... «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель», - считал немецкий педагог Фридрих Дистервег.

   По Ожегову, Учитель -  это  лицо, которое учит чему-нибудь. По Чехову , учитель - артист, художник.

   Да, учитель многое в себе сочетает, но главным в нем, по-моему, является внутренний мир, дух, нравственная основа, потому что учитель - это, в первую очередь, воспитатель.

     Каждый учитель задает себе вопросы: " Как сделать так, чтобы ребятам на моих уроках было интересно, чтобы моё стремление дать им частичку знаний, отзывалось в их душах желанием эти знания получить, применить их в жизни? Как сделать так, чтобы ребята росли добрыми, отзывчивыми, порядочными людьми?  Ведь обучение без воспитания немыслимо!"

   А  «воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?» - говорил Л. Н. Толстой.

    Каковы же сегодня требования общества к учителю? По данным разных социологических опросов родители хотят видеть в учителе не только профессионала, владеющего арсеналом педагогических средств, но и культурного, доброжелательного, хорошо знающего детские характеры человека. Высокие требования к компетентности педагога предъявляют и ученики: универсальная образованность, информированность, прогрессивность, желание и способность заинтересовать предметом.

  Педагогическая наука считает, что одним из важнейших свойств современного учителя является его гуманная и гуманитарная позиция: толерантность, способность понимать ребёнка, умение видеть ситуацию его глазами, умение стимулировать саморазвитие школьника. Умение использовать личностно-ориентированный подход, с помощью которого возможно развитие неповторимой личности, индивидуальности.

   Учитель должен помнить, что он хранитель души ребёнка, её благоустроитель. И если ребёнок воспитывается в обстановке терпимости, он учится понимать и принимать других. Если его подбадривают, он учится верить в себя. Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным. Если он растёт в честности, он учится быть справедливым. Если он растёт в безопасности, он верит в людей. А для этого учитель не должен быть равнодушен к своим ученикам, тогда это зерно неравнодушия прорастёт и даст богатейшие плоды – добрых, порядочных, отзывчивых людей.          

    Учителя-воспитателя часто сравнивают со скульптором, который осуществляет свой творческий замысел не вопреки материалу, а выявляя его собственные возможности. Увидеть в сучковатой ветке голову старика или бегущего оленя и своим усилием реализовать, объективировать этот образ — вот задача мастера. Такова же и задача воспитателя, требующая не только настойчивости, но и душевной широты и ясного осознания границ своих возможностей перед лицом индивидуальности другого человека, пусть даже совсем юного и доверенного тебе в качестве воспитанника. Для воспитателя нет ничего опаснее высокомерия и иллюзии собственного всемогущества. Очень ярким примером такой позиции учителя, воспитателя, родителя может служить примерно такая история:

Семья пришла в ресторан пообедать. Официантка приняла заказ у взрослых и затем повернулась к их семилетнему сыну.

— Что вы будете заказывать?

Мальчик робко посмотрел на взрослых и произнёс:

— Я бы хотел хот-дог.

Не успела официантка записать заказ, как вмешалась мать:

— Никаких хот-догов! Принесите ему бифштекс с картофельным пюре и морковью.

Официантка проигнорировала её слова.

— Вы будете хот-дог с горчицей или с кетчупом? — спросила она мальчика.

— С кетчупом.

— Я буду через минуту, — сказала официантка и отправилась на кухню.

За столом воцарилась оглушительная тишина. Наконец мальчик посмотрел на родителей и сказал:

— Знаете что? Она думает, что я настоящий.

 Нельзя относиться к ребенку как к средству достижения своих целей, его нельзя не замечать или игнорировать. С ним нужно общаться на равных, так как он настоящий, полноправный человек, с которым тебя, учителя, свела судьба и за формирование личности которого ты в ответе. И это утверждение я считаю своим кредо.

Что же происходит с нашим воспитанником, когда он взрослеет? Подобно тому как художественный образ, плод фантазии великого писателя, в какой-то момент вдруг отделяется от своего творца и начинает жить по собственной внутренней логике, заставляя автора приспосабливаться к себе, взрослеющий ребенок, обретая собственную жизнь, оказывается непохожим на задуманную модель. Учитель, видящий в ученике только объект или продукт своей деятельности, нередко усматривает в этом «измену» или свидетельство своего педагогического бессилия. Но чем взрослее ребенок, тем больше в нем своей собственной, независимой от старших действительности и тем в большей степени воспитание становится самовоспитанием. И это надо приветствовать.

 В старших классах процесс самовоспитания должен быть главенствующим, и отношения учителя с учениками могут строиться только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу, готовности учащихся признать своей ту идею, в которую верит учитель. Иные формы взаимоотношений лишь затрудняют налаживание контакта, вызывая у учащихся отчуждение от учителя и негативизм.

  «Для ребят идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совершенно по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек»,— писала Н. К. Крупская. Но любимым учителем может быть только учитель любящий.

 Искусству душевного контакта нельзя научиться по учебнику или свести его к какой-то сумме правил. Учитель и ученик, на мой взгляд, должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным, но ни один из них не должен стоять над другим.   И все-таки, я считаю, что отношения между учителем и учеником никогда не бывают и не могут быть абсолютно равными — сказываются и возрастные различия, и неодинаковость жизненного опыта, и асимметричность социальных ролей. Учитель, нарушающий эти незримые границы, не только ставит себя в ложное положение, но и обманывает ожидания ученика, жаждущего найти в нем не сверстника, а именно старшего друга и наставника. Но в одном отражении равенство между ними обязательно — в степени искренности, и эта искренность вознаграждается сторицей. Раскрываясь навстречу ученику и получая доступ в его внутренний мир, учитель тем самым раздвигает границы и обогащает содержание собственного «Я».

Да, дистанция между учителем и учеником должна быть. Но это не стена, не барьер, которые нельзя перешагнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики, - Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руку тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания.  Помните древнюю мудрость? Учитель - это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Как же это верно! Вместе! Вот  этой мудрости я стараюсь придерживаться в работе.    Мы вместе учимся чувствовать слово, думать над словами, искать в словах истинный смысл, восхищаться родным словом и выражать себя в слове, овладевая несметными богатствами родного языка. И я не боюсь где-то показать свое незнание. Еще Л.Н. Толстой говорил: “Не стыдно и не вредно не знать. Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь”.

   В последние годы практическая педагогика получила (и еще получит) в свое распоряжение целый ряд новых методов объективного изучения личности и межличностных отношений. Но как никакая совокупность анализов, рентгено- и кардиограмм не заменяет врачебной интуиции и чуткости, так и для учителя любые объективные данные о школьнике (будь то табель успеваемости, медицинская карта, данные социометрии о положении ученика в классе или результаты психологического тестирования) — только вспомогательный материал для установления подлинно человеческого контакта с учеником. Да, будучи классным руководителем, нам приходится проводить много тестов, моделировать различные ситуации, чтобы больше узнать о ребенке. Но его истинного узнаешь лучше, полнее в походе, на концерте, просто в дружеской беседе. Поэтому мы  в своем классном коллективе проводили много таких мероприятий. И именно тогда формируются важнейшие качества, помогающие жить в сотрудничестве:
- умение прислушиваться друг к другу;
- принимать совместные решения;
- доверять друг другу;
- ощущать свою ответственность за работу группы, класса при подготовке уроков и внеклассных мероприятий.

 Обращаясь  друг к другу или к учителю за помощью, дети не боятся признать, что они чего-то не понимают, сами проявляют инициативу при подготовке к урокам литературы и русского языка, готовя опорные схемы,  кроссворды , вопросы для викторин , доклады и сообщения. Учащиеся старших классов работают над компьютерными презентациями.

    Время не стоит на месте. Стремительно меняются технологии. А учитель у доски, с тряпкой и мелом в руках… Это классика жанра. Но, по моему мнению, консерватизм в образовании в разумных пределах должен присутствовать всегда. А дети с неимоверной скоростью  мчатся по пути технического прогресса и педагог должен соответствовать все возрастающим современным требованиям общества, учащихся. А значит, нужно забыть о том, что ты получил качественное образование раз и навсегда, все уже и так знаешьНужно идти учиться, постоянно совершенствоваться самой, самостоятельно осваивать современные проектные, информационно-коммуникационные и интерактивные технологии, а затем вести за собой своих учеников. И я ничего не вижу  зазорного в том, что на первых порах освоения информационных технологий приходится использовать школьный учебник и сидеть за тем же компьютером, что и твой ученик, а иногда и попросить у него помощи.

   Кто-то из нас учит читать, другой водит по странам и континентам, третий не даёт пропасть в дебрях математики - но каждый, без исключения, учит быть человеком. Первые оппоненты молодых умов, первые врачеватели душ... Педагог - это образец, которому сознательно, а чаще всего неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что он делает. И главное в работе, не только знание своего предмета, умение доступно его преподнести, но и умение любить детей, верить в каждого из них, умение находить «жемчужину» в каждой «раковине». То есть учитель должен быть мастером своего дела.

    Мастерство -  великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные возможности человеческого духа! Доктор педагогических наук Ю.П. Азаров утверждает формулу мастерства, сущность которой в триаде: технология, отношения и личность. Эта технология должна быть запущенна без промедления, ибо благодаря этому создаются отношения, а эти отношения формируют учителей и детей при общении. Чтобы прийти к такой технологии и к такой системе отношений, когда взрослые доверяют детям, а дети готовы всегда прийти на помощь взрослым, необходимо истинное педагогическое творчество, необходима та особая вера и в свои силы, и в силы своих коллег, и в силы детей, которая непременно снимет страх, предаст мажорный настрой всем педагогическим действиям, утвердит логику радости и борьбы за лучшие идеалы жизни школы.

    Педагогический такт, чуткое отношение к ученикам, безусловно играют решающую роль в успешности труда учителя. Это весьма важная сторона мастерства педагога. И от нее во многом зависят взаимоотношения между учителем и учеником. Но педагогический такт полностью не решает проблему взаимоотношений.
   Каким же хотят видеть ученики своего учителя ?
  Зарубежные исследователи в своих исследованиях тоже указали, что дети склонны предпочитать учителей, обладающих следующими характеристиками:
1. человеческие качества: доброта, весёлость, ответственность, уравновешенность.
2. организационные качества: справедливость, последовательность, честность, уважение других.
3. деловые качества: полезность, демократичность, умение заинтересовать.
4. внешний вид: хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.
  В старших классах популярными учителями назвали тех, которые умеют преподнести учебный материал наглядно, живо, проблематично.
   А вообще, мастерство учителя не случайная удача, не счастливые находки, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.

    За годы работы в школе убедилась: в педагогике нет и не может быть точных рецептов, нет абсолютно одинаковых взглядов и позиций. Не существует похожих учителей, и это, на мой взгляд, очень хорошо. Главное, в любой ситуации Учитель должен оставаться «настоящим Человеком» и стать другом, помощником, примером для своих учеников.   Личность учителя – основное условие и средство успеха педагогического процесса, ее не могут заменить ни учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки.   Как говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». 

  Так что мое педагогическое кредо определяет ученик, ребенок, в личности которого я должна найти, развить и сохранить те зернышки душевного таланта, которые, бесспорно, там “рассыпаны”. И пусть не все выпускники окажутся наделенными великолепными способностями и талантами, зато я думаю, все вспомнят наше содружество и сотворчество на уроке, станут добрыми, отзывчивыми на чужую беду, ответственными в делах людьми.

     Таким образом, мои педагогические аксиомы просты:

1. «Учитель – помощник в искании ребенком путей к совершенству, в процессе духовного его пробуждения и становления личности».

2.  Постоянное самосовершенствование: развиваемся мы - развиваются наши дети!

3.  Индивидуальный подход к каждому ребенку

4.  Активное творческое начало в любом виде деятельности

5. .    Любовь к детям - не просто слова - это терпение, помощь, уважение маленького человека!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...