методические разработки по произношению
методическая разработка по теме
Тема урока: Дифференциация звуков [З], [Ж].
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Цели урока: формировать у обучающихся навык правильного произношения и слуховой дифференциации звуков [З], [Ж].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_proiznoshenie.doc | 60 КБ |
prezentatsiya_proiznoshenie.ppt | 666.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Дифференциация звуков [З], [Ж].
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Цели урока: формировать у обучающихся навык правильного произношения и слуховой дифференциации звуков [З], [Ж].
Задачи:
Образовательные:
- добиваться, чтобы каждый ребенок умел различать звуки [З], [Ж].
на слух;
- знал основные отличия в артикуляции этих звуков;
- правильно произносил звуки в одном слове или в рядом стоящих словах и в предложениях.
Коррекционно-развивающие:
Учить детей осуществлять поиск и выделение информации путём установления звуков речи на слух, определения логического ударения; осуществлять переход от внешнего контроля к самоконтролю и контролю по способу действия.
Развивать у детей фонематический слух.
Воспитательные:
Формировать навыки речевого общения с использованием вежливой формы обращения к собеседнику.
Оборудование: презентация, ПК, предметные картинки, карточки для индивидуальных ответов, зеркало (у каждого ученика)
Ход урока:
1. Организационный момент
«Звуки слушать внимательно,
Произносить старательно,
Говорить спокойно, внятно
Чтобы всем было понятно.
Наберитесь вы терпения
Сейчас урок произношения».
2. Актуализация знаний
1. Артикуляционная гимнастика
– Ребята, на уроках произношения мы учимся правильно произносить звуки, говорить чётко и внятно. Для этого важно, чтобы хорошо работали наши органы речи. Вот для чего необходимо делать гимнастику для губ, щёк и языка. С неё и начнём урок. Поставьте перед собой зеркало.
(слайд 1)
- «Лопатка» - улыбнуться, приоткрыть рот, широкий передний край языка положить на нижнюю губу, удерживать под счет 1-5, 1-10.
(слайд 2)
- «Наказать непослушный язык» - положение языка кА при упражнении «Лопатка», - язычок лежит на нижней губе, пошлепывая его губами произносить «ПЯ-ПЯ-ПЯ-ПЯ». Язык не должен напрягаться в это время или «убегать» в рот.
(слайд 3)
- «Грибок» - язык внутри рта, рот широко открыт, язык поднимается к верхнему небу ( как грибок к солнышку) удерживается под счет 1-5.
(слайд 4)
- «Кто дальше?» - улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
2. Закрепление правильной артикуляции звуков [з], [ж]
Теперь наши губы готовы к произношению звуков. Ведь сегодня мы будем учиться правильно произносить звуки и их различать. Догадайтесь и назовите эти звуки.
– Сейчас мы поиграем в игру «Комарики и жуки». Я каждому раздам по сигнальной карточке. Вы должны определить, какой звук загадан, З или Ж и догадаться, кем вы будете, комариком или жуком.
– Полетели комарики, позвенели («ззззз»).
– Полетели жуки, пожужжали («жжжжж»).
Показать картинки с изображением жука и комара и повторить, что губы при [з], - в улыбке, при [ж] – округленны; язык при [з] – за нижними зубами, при [ж] – за верхними зубами.
3. Постановка темы и цели урока
– Итак, цель работы на уроке – учится правильно произносить и различать звуки [з], [ж].
.
4. Повторение характеристики звуков [з], [ж]
– Дадим характеристику звуку [з].
– Проверьте, звук [з] – гласный или согласный?
С ветром комары летят. Очень весело звенят. Струйку сильную мы пускаем. Холодок мы ощущаем. Звук согласный, твёрдый, мягкий. Колокольчик звенит. Весело звук З свистит.
– Проверьте, звук [ж] – гласный или согласный?
Дети удивляются, губы округляются.
Зубки приоткрыты. Чаю, вы хотите?
Чашку с чаем поднимаем, язычок мы к носу тянем,.
Дуем плавно, широко, получается легко.
Тёплой струйкой в середине, воздух дружно выдыхаем,
Мы в жуков играем. Звук согласный, только твёрдый.
Колокольчик звенит, весело звук Ж шипит.
- Сравните характеристики звуков.
Характеристика звуков [з], [ж] : согласные, твердые, звонкие, обозначаем синим квадратом.
3. Работа по теме урока
1. Дифференциация звуков [з], [ж]
– Сейчас мы поиграем в игру «Поймай звук». Каждый из вас получил карточки с изображением буквы З, Ж. Когда я буду произносить звук [з] – надо поднять карточку с буквой З. . Когда я буду произносить звук [ж] – надо поднять карточку с буквой Ж.
2. Чистоговорка
за, за, за — вот идет коза
жа, жа, жа — мы видели ежа
зу, зу, зу — мы ведем козу
жу, жу, жу — на лужок хожу
зы, зы, зы — новые тазы
жи, жи, жи — у меня ножи.
3. Определение позиции звуков [з], [ж] в словах (работа с картинками)
(слайд 5)
Игра «Угадай, какой мой звук и где же я стою»
- Посмотри на картинку и назови, что изображено. Какой звук мы слышим? Где в слове находится звук (в начале, в середине или в конце).
4.Физкультминутка:
Упражнения для тела:
- наклониться вправо, сесть на корточки, встать, хлопнуть в ладоши;
- помахать руками над головой, руки убрать за спину, прыгнуть на месте;
- топнуть ногой, руки к плечам, вниз, поднять голову, опустить.
5. Составление словосочетаний
(слайд 6)
- подберите прилагательные к словам и составьте словосочетание.
- железный замок
- желтый зонт
- зеленый жук
- желтый фазан
- зеленый огурец
- желтый цыпленок
- зеленый лист
4. Закрепление полученных знаний
(слайд 7)
1. Чтение стихов
Два дрозда
Видишь, смотрят из гнезда
два молоденьких дрозда.
Клюв покажет первый дрозд,
а второй покажет хвост.
С. Маршак.
Загляните на минутку-
Не забудьте незабудки.
Незабудки, незабудки,
Не забудьте незабудки!
Неуклюжий медвежонок
Ежедневно ужин ждет,
Ведь на ужин медвежонок
Пьет охотно жидкий мед.
Жарко жабе лежать в луже.
Жаба ждет дождя и тужит:
- Ох! Ужасная жара!
Лить дождю уже пора!
2. Вписываем на место точек согласные буквы З или Ж
(слайд 8)
Та...., ...ираф, гла..., ..амок, но.., ..ивотное, моро.., при.., ко..а, ..ир, карапу.., расска.., бере..ка, ..елезо, лы..и, ни.., гру.., ..онт, оде..да, медве..ата, но..ницы.
5. Итог урока
- Что сегодня нового узнали на уроке? Чему научились?
- Какое задание понравилось больше всего?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка индивидуального занятия по обучению произношению и развитию слухового восприятия
Методическая разработка индивидуального занятия по обучению произношению и развитию слухового восприятия в 9 классе IIвида....
Методическое пособие по устранению дефектов произношения (полный комплекс постановки звуков)
Конкретные задачи коррекции звукопроизношения разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой: -овладение речевой деятельностью в разных её видах; -развитие звукового анализа слов...
Методические рекомендации для индивидуальных занятий по РСВ и ФП в 1-5 классах (глухота и умственная отсталость умеренной и тяжелой степени). Формирование произношения.
Материал предназначен для учителей-дефектологов индивидуальных занятий по РСВ и ФП с обучающимися 1-5 классов, имеющих диагноз глухота и умственная отсталость умеренной и тяжелой степени....
Презентация к методической разработке "Вечер произношения - звук "С""
Закрепление звука "С" в различных позициях, обогащение словарного запаса, развитие связной речи, памяти, мышления....
ЗНАЧЕНИЕ САМОКОНТРОЛЯ В ПРОИЗНОШЕНИИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ. Методическое пособие.
Методическое пособие предназначено для учителей-дефектологов. В нем предлагаюся различные подходы и решения этих задач....
Методическая разработка. Упражнения на развитие дикции и произношения на уроках и дополнительных занятиях по немецкому языку.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению –это путь через игру, сочинительство, фантази...
Методическая разработка (презентация) к уроку русского языка по теме: "Звуки и буквы. Правописание и произношение. 5 класс"
Презентация к уроку русского языка по теме: "Звуки и буквы. правописание и произношение" разработана для учащихся 5 класса. Содержит краткие сведения по понятиям фонетика, орфоэпия и практич...