Технология «Портфель ученика» как способ оценки образовательных достижений учащихся
презентация к уроку по теме
Презентация о технологии "Портфель ученика" как способе оценки образовательных достижений учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portf.ppt | 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы или завершения ступени обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету. В отечественной педагогике принято считать, что проверке подлежат знания, умения и навыки учащихся. В западной педагогике проверяемые результаты обучения описываются как когнитивные, социальные и эмоциональные цели обучения. Одна из проблем современной отечественной дидактики состоит в том, чтобы цели обучения, они же результаты, подлежащие проверке, формулировать в терминах поведения, наблюдаемых действиях учащихся. Они могут быть измерены, т.е. может быть установлен уровень сформированности знаний.
Кроме знаний, содержанием проверки школьных достижений является социальное и общепсихологическое развитие учащихся. Поскольку школа не только формирует знания, но воспитывает и развивает, поэтому требуется проверка достижений и в этих направлениях. Это и развитие речи, мышления, памяти, умения использовать полученные знания в стандартной и новой ситуации, решать проблемы, выполнять практические работы.
Актуальность Работа по теме "Технология «портфель ученика» как метод контроля знаний и достижения образовательного стандарта" способствует разрешению противоречий: - Между растущим объемом школьного географического содержания и господством традиционной системы методов и приемов контроля знаний учащихся. - Между знаниевым подходом в обучении географии в школе и необходимостью учета индивидуальных особенностей школьника. В соответствии процесса модернизации школьного географического образования необходимым приоритетным направлением в обучении школьников является создание условий интеллектуального развития детей, неформального освоения большого объема знаний. Эффективность и качество образования зависит от выбора учителем оптимальных форм и методов учета, контроля и систематизации знаний учащихся.
Актуальность Еще одно противоречие заключается между необходимостью учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка и отсутствием системы оперативной диагностики обученности и обучаемости, как класса в целом, так и отдельных его учеников. Разрешение этих противоречий возможно через структурирование учебного процесса с использованием различных способов самостоятельной познавательной деятельности учащихся, умения планировать свою учебную работу, навыков самоконтроля и самоанализа. Тестовый контроль знаний находит все более широкое применение в практической деятельности преподавателей географии. Такая форма работы дает возможность за короткий промежуток времени проверить уровень знаний и умений учащихся по большому объему изучаемого материала, обобщить и систематизировать учебных материал, проверить глубину знаний.
Основная идея Технология «портфель ученика», как нетрадиционный метод контроля, позволяет качественно изменить систему учета знаний учащихся. H овизна Опыт адаптирует теорию и практику технологии «портфель ученика», как нетрадиционного метода проверки знаний учащихся на уроках и при итоговой аттестации к условиям общеобразовательной школы.
Результативность Систематическая работа по контролю знаний учащихся с использованием данной технологии способствует развитию у школьников умений проводить самоанализ и самооценку своей деятельности, осуществлять взаимоконтроль и оценку деятельности других, осуществлять на основе самоконтроля регулирования своей деятельности, проводить рефлексию, систематизировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи. Технология «портфолио» способствует развитию коммуникации и внутренней мотивации в учебном процессе.
Учитель Учебная деятельность УЧЕНИК Проверка и контроль Обучающая деятельность Роль проверки и контроля в процессе обучения
Способы (методы) контроля по системе Давыдова-Эльконина: I Опрос 1. Устный - индивидуальный - фронтальный - комбинированный - обобщающий 2. Письменный - самостоятельная работа - графическая работа - программированный опрос II Тестирование 1. тест по критериям 2. нормативный тест 3. стандартный тест - достижений - способностей - диагностический 4. контрольная работа 5. ЕГЭ III Психологическое наблюдение учебные склонности и познавательный интерес учебная деятельность самоконтроль учащихся (например, рабочие тетради) IV Творческая работа сочинение реферат исследовательский проект рецензия «портфель» ученика V Домашняя работа 1. определение границы знания-незнания 2. выбор заданий 3. рефлексия 4. навык
Параметры диагностики результатов деятельности учеников Параметры диагностики Вид продукции Формы и способы анализа Творческий образовательный потенциал Творческие достижения на уроках, творческие работы Контент-анализ содержания творческих работ, рецензирование и оценка Базовые образовательные стандарты Контрольные работы, тесты, зачеты, экзамены Поэлементный анализ, оценочная система Личностные качества учащихся Рефлексивные записи и самооценки учеников, образовательные характеристики и таблицы учителей Диагностика и оценивание учителями уровня развития личностных качеств. Статистические методы обработки результатов Индивидуальная образовательная траектория Индивидуальные образовательные программы и рефлексивные записи учеников, образовательные характеристики учителей Анализ соответствия программ и результатов. Степень отличия образовательных результатов разных учеников
«Минусы» традиционной отметочной системы О сновные недостатки: отметка чересчур интегративна, она не говорит о том, какие именно у ученика проблемы и не указывает на перспективы его развития; она не носит ориентирующий характер, потому что критерии выставления отметки, как правило, скрыты от ученика; отметка не отражает реальный уровень знаний и умений ученика, является скорее дисциплинарной оценкой (то, за что ребенок получил «2» или «3» в сентябре, он знает в октябре на «4» или «5»); отметка деформирует всю систему мотивации учащихся и, вместо формирования собственно учебной мотивации, мы получаем разнообразную внешнюю мотивацию; отметка фактически исключает сотрудничество учителя и учащихся, они оказываются противопоставленными друг другу и, вместо того, чтобы совместно решать учебные задачи, ведут ежедневную борьбу; отметка закрепляет за учителем контрольно-оценочные функции, что существенно тормозит формирование учебной самостоятельности (а это одна из ключевых компетенций); отметка сравнивает ученика с другими или с виртуальной «нормой», она ничего не говорит о росте учащегося «относительно себя вчерашнего» (фиксирует абсолютную успешность, а не относительную; уровень актуального развития, а не возможности ближайшего развития); отметка зачастую выступает как психотравмирующий фактор, нередко используется для манипулирования учащимся, для оказания на него психологического давления, как со стороны учителей, так и со стороны родителей; родители заведомо ставятся не в конструктивную позицию (как и чем можно помочь своему ребенку), а в позицию надсмотрщика.
Технологии, которые объединяются названием «Портфель ученика», способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т.е. самонаблюдению, размышлению. «Портфель ученика» — инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это — комплект документов, самостоятельных работ ученика. Комплект документов разрабатывается учителем и предусматривает:
• задания ученику по отбору материала в «Портфель» (имеется в виду не конкретное указание, какой материал следует отобрать, а по каким параметрам следует его отбирать); • анкеты для родителей, заполнение которых предполагает внимательное ознакомление с работами ученика; параметры и критерии оценки вложенных в портфель работ; • анкеты для экспертной группы на презентации для объективной оценки представленного «Портфеля».
Принципы технологии 1. Самооценка результатов (промежуточных, итоговых) овладения определенными видами познавательной деятельности, отражающей: - особенности той или иной предметной области знания в соответствии с программой обучения (на разных уровнях обучения); - умения ученика принимать самостоятельные решения в процессе познания, прогнозировать последствия этих решений; - особенности коммуникативной способности ученика (в участии в дискуссии, полилоге, в умении аргументировать свою позицию, доходчиво и лаконично объяснить материал другому ученику).
Принципы технологии 2. Систематичность и регулярность самомониторинга. Если ученик принимает решение проследить свои успехи в области математики или истории, он начинает систематично отслеживать результаты своей деятельности в этой области, отбирает наиболее интересные, с его точки зрения, работы в свое «досье», организует их в предусмотренную структуру. Его задача — тщательно проанализировать эти работы, внести необходимые коррективы, дать им объяснения, составить собственный краткий отчет самооценки: что, на его взгляд, ему удалось в этой работе, что не удалось и почему, на что следует обратить внимание. Здесь же он может выразить свое мнение по поводу оценки учителя, родителей, учащихся группы, в которой он работал. Именно эти суждения, аргументы и составляют сущность рефлексии, ради которой, собственно, и используются данные технологии.
Принципы технологии 3. Структуризация материалов «Портфеля», логичность и лаконичность всех письменных пояснений. 4. Аккуратность и эстетичность оформления «Портфеля». 5. Целостность, тематическая завершенность представленных в «Портфеле» материалов. 6. Наглядность и обоснованность презентации «Портфеля» ученика. Родиной «портфеля» или «портфолио» являются США. Однако эта модель уже завоевала популярность во многих странах мира, так, например, в Финляндии именно с внедрения этой формы учета достижений учащихся началась реформа системы образования. «Портфолио» - это модель аутентичного оценивания, которое в большей степени, чем традиционное нацелено на выявление:
Принципы технологии - объективно существующего уровня владения умениями и навыками; - пробелов в подготовке; - трудностей усвоения; - уровня сформированности умений и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс; - положительных мотивов учения; - интереса к предмету; - развития мыслительной деятельности; - критического отношения к учебной деятельности.
Требования к «портфелю» 1. Дневник выборочен. Прежде чем начинать собирать Дневник самооценки, обучающийся должен знать цель сбора. Целью может являться: самооценка; документация прогресса в учебе; помощь учителю при принятии решения; для отчета перед администрацией или родителями. 2. Дневник - это подборка работ обучающихся, показывающая его прогресс. 3. В дневник собирается разнообразная информация, отражающая объективно существующий уровень подготовки – проблемы, трудности, необходимость коррекции. 4. Дневник демонстрирует прогресс во времени. Единица времени ведения дневника выбирается изначально (семестр, курс и т. п.), но "чиститься" дневник регулярно. Т. е. проводиться отбор и оценивание работ, которые обучающийся в нем оставляет. Время «чисток» устанавливается совместно с учениками. Экспериментально удалось установить, что для учащихся 8-х классов целесообразно установить это время с периодичностью две недели. 5. Дневник нацелен на рефлексию, на самооценку. 6. Дневник - это совместная работа учащихся, учителей, родителей.
Структура Портрет Коллектор Рабочие материалы Мои достижения
Эксперимент Структура портфолио по теме «Внутренние воды России» (8 класс) Название I Раздел «Портрет» (О себе). II Коллектор - «Что бы это значило?» (словарь терминов) - «Статистические данные» (справочно-информационный материал) а) крупнейшие реки России; б) крупнейшие озера России; в) крупнейшие водохранилища по объему и по площади III Рабочие материалы - контурная карта - кроссворд - практическая работа «Сравнительная характеристика рек Енисея и Амура» - характеристика реки по плану - сообщение о стихийном бедствии - задачи на расчет падения, уклона реки - практическая работа «Типы озерных котловин» - схема «Виды болот» - географическое путешествие а) Санкт-Петербург – Мурманск б) Санкт-Петербург – Москва в) Санкт-Петербург - Новороссийск - сообщение о подземных водах – задачи на тему «Водные ресурсы» - таблица «Судоходные каналы России» - доклад на тему «Охрана вод» IV Мои достижения - географический диктант по теме «Реки» - тест по теме «Внутренние воды» - диагностическая контрольная работа
Рекомендации «Портфель» призван полностью отражать работу ученика в области курса географии. Он должен включать в себя различного рода задания, проекты, доклады, письменные работы; показывать успехи ученика в области географии, его отношение к географии, понимание этого предмета; демонстрировать умения ученика оперировать географическим аппаратом и решать проблемные задания, коммуникативные умения, а также его способности к дальнейшему продвижению в области географии и осознанию возможных способов продвижения. Ясность и культура речи должны быть неотъемлемым качеством «Портфеля».
Рекомендации При подготовке «Портфеля» рекомендуется сосредоточить свое внимание на следующих позициях: - самостоятельность мышления ученика; - определение временного периода создания «Портфеля»; - взаимосвязь и взаимообусловленность географических знаний; - отражение собственной позиции ученика относительно представленных работ (самооценка); - процесс решения проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы оценки образовательных достижений учащихся
Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологий, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности, и образо...
Достоинства и недостатки современных средств оценки образовательных достижений учащихся
Сравнительный анализ средств оценки в виде таблицы...
Августовское совещание учителей математики и информатики Аксубаевского муниципального района " Оценка образовательных достижений учащихся по математике"
Оценка предметных результатов обучения (2 слайд)Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для дан...
Система оценки образовательных достижений учащихся в образовательном учреждении
Система оценки достижения планируемых результатов освоения учащимися образовательной программы основного общего образования (далее – система оценки) является составляющей частью целевого раздела образ...
Система оценки образовательных достижений учащихся по английскому языку в соответствии с ФГОС
Как организовать проверку знаний, чтобы она выполняла все возложенные на нее функции? Как правильно определить место и время проверки и оценки на уроке? Какие методы и методические приемы исполь...
Система оценки образовательных достижений учащихся по английскому языку.
Система оценки образовательных достижений учащихся по английскому языку....
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. PISA. «Естественнонаучная грамотность».
Подготовка учащихся к ПИЗе...