Здоровьесберегающие технологии в преподавании математики
материал по теме

Астанина Марина Владимировна

В материале представлено выступление с кратким описанием основных здоровьесберегающих технологий, используемых учителем на уроке математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 28.03.13.zip77.98 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие образовательные технологии

в преподавании математики.

Астанина М.В.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

  • Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий
  • отсутствие назидательности и авторитарности
  • воспитание, а не изучение культуры здоровья
  • элементы индивидуализации обучения
  • наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
  • интерес к учебе, желание идти в школу
  • наличие физкультминуток
  • наличие гигиенического контроля

 

  • Основой  здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов: 
  • учет возрастно-половых особенностей;
  • учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
  • структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся  (вводная часть, основная и заключительная)
  • использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся

 

Критерии эффективности здоровьесберегающего урока:

• Активная мыслительная деятельность

• Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других

• Мотивация познавательной деятельности

• Обеспечение рефлексии и самоконтроля

• Наличие самостоятельной работы 

Этим принципам отвечают технологии, которые учителя нашего ШМО используют на уроках.

  • Педагогика сотрудничества (она гармонично ориентирована на личностные структуры, предлагает творческий, проблемно-поисковый метод работы, обеспечивает все условия для решения задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов).

Цель этой технологии  – разбудить, вызвать к жизни внутренние силы  и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности.

В рамках этой технологии используют:

  • Проектную деятельность;
  • Научно-исследовательскую деятельность;
  • Проблемные беседы, проблемные лекции при объяснении нового материала;
  • Создание небольших затруднений, открытие нового на каждом уроке, построение алгоритмов и планов выхода из затруднения.
  • Технологию развивающего обучения (деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному, в определенной степени отвечают принципам здоровьесберегающей педагогике.)

Учителя математики часто используют:

  • Адаптивные занятия, которые способствуют восстановлению положительной мотивации к обучению, устранению страха получить неудовлетворительную оценку и, как следствие, избежание стрессовых ситуаций для обучающихся; активизация познавательной деятельности на уроке приводит к снижению объема домашних заданий.
  • Самостоятельную работу с «внешним контролем» в ходе всего урока. Эта форма организации позволяет каждому ученику развиваться в зоне своего ближайшего развития, работать в своем темпе и решать свои конкретные вопросы;
  • Уроки обобщения и систематизации знаний (цель: повторение и закрепление учебного материала, формирование алгоритма рефлексивного мышления). Учителя используют работу с консультантами на таких уроках, что позволяет снять негативные эмоции перед контрольным мероприятием;
  • Уроки открытия нового знания (с элементами проблемного обучения). На этапах актуализации знаний и выведения нового основную работу выполняют сами обучающиеся, что позволяет легче запомнить материал;
  • Уроки – практикумы, уроки – семинары;
  • Технологию уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов.  Вся работа в этой технологии основана на постоянном мониторинге уровня обученности школьников, последующем  анализе и составлении плана коррекции знаний или дальнейшего развития.

Особенной популярностью у учителей  пользуются следующие формы организации занятия, позволяющие снять напряжение у обучающихся:

  • Работа в малых группах, с одинаковой подготовкой учеников, целевая ориентация которой на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей;
  • Работа в группах с разноплановыми учениками,
  • Работа в группах для сильных учеников,
  • Составление дифференцированных самостоятельных, контрольных, тестовых работ, с возможностью выбора сложности .

Основные методы этой технологии при работе с отстающими :

  • Поэлементный анализ проведенных работ
  • Индивидуальные занятия
  • Использование карточек с заданиями по образцу
  • Использование карточек с алгоритмами
  • Составление тематических кроссвордов, для лучшего запоминания теории
  • Использование консультантов из более сильных учеников
  • Предлагаются карточки с заданиями базового уровня
  • Использование методов, направленных на снижение нагрузки на память, обучение способам получения информации, развитие мышления (алгоритмы для запоминания текстов, слов и определений, использование опорных конспектов, цветных ручек)
  • Дистанционная форма обучения, которая позволяет снять дополнительную нагрузку
  • Современные информационные технологии

Положительные моменты, использования НИТ

  • повышение мотивации учения;
  • разнообразие видов деятельности учащихся на уроке, индивидуализация обучения; обеспечение обратной связи;
  • повышение наглядности учебного процесса, моделирование изучаемых процессов и явлений;
  • создание условий для самостоятельной и дифференцированной работы;
  • организация коллективной формы обучения с выходом на проектную деятельность;
  •  создание комфортной среды обучения;
  • развитие творческих способностей учащихся.

Основными элементами этой технологии пользуются учителя:

  • создание презентаций к уроку
  • уроки с интерактивной доской,
  • компьютерное тестирование (электронные тренажеры, программа «Школьный мониторинг»);
  • Игровые оздоровительные технологии

На уроках математики и во внеклассной работе все учителя ШМО практикуют :

  • Уроки-игры  (соревнование, путешествие и т.д.);
  • Дидактические игры на уроках (устная работа в форме игры, актуализация знаний, закрепление отельного учебного материала, создание занимательных заданий (по форме или содержанию) и т.д.)

Кроме перечисленных технологий все учителя нашего ШМО создают комфортные условия для обучения, относятся к детям доброжелательно, школьники без страха идут к ним на уроки.

Преподаватели проводят динамические паузы на уроках, соблюдают санитарно-гигиенические нормы в кабинетах, обращают внимание на посадку ребенка, его внешний вид, готовность к уроку каждого ребенка.

Самой важной здоровьесберегающей  направленностью обладает оценивание деятельности  каждого ученика. Учителя заранее обговаривают требования к оцениванию работ, знакомят своих учеников со стандартами по разным темам, чтобы ученик мог ориентироваться в «море» заданий различной трудности, знать какой материал он обязан выучить на «3», «4» или «5».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в преподавании физической культуры

Понятие "здоровьесберегающие технологии" объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения....

"Здоровьесберегающие технологии в преподавании русского языка"

Презентация к докладу "Здоровьесберегающие технологии в преподавании русского языка"....

«Здоровьесберегающие технологии в преподавании биологии и химии

. Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Эта система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процес...

Проблемный семинар для учителей физической культуры. «Здоровьесберегающие технологии в преподавании физической культуры.

Глава 1. Современная школа и здоровье учащихся и учителей.Состояние здоровья школьников России. Понятие «здоровья»Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков, школьные факторы риска.Вли...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, учитывающих индивидуальные особенности реб...

Здоровьесберегающие технологии в преподавании математики.

Статья "Здоровьесберегающие технологии в преподавании математики"...

Здоровьесберегающие технологии в преподавании биологии

Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна насладиться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым....