Здоровьесберегающие технологии в преподавании математики
материал по теме
В материале представлено выступление с кратким описанием основных здоровьесберегающих технологий, используемых учителем на уроке математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
28.03.13.zip | 77.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие образовательные технологии
в преподавании математики.
Астанина М.В.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
- Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий
- отсутствие назидательности и авторитарности
- воспитание, а не изучение культуры здоровья
- элементы индивидуализации обучения
- наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
- интерес к учебе, желание идти в школу
- наличие физкультминуток
- наличие гигиенического контроля
- Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов:
- учет возрастно-половых особенностей;
- учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
- структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная)
- использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся
Критерии эффективности здоровьесберегающего урока:
• Активная мыслительная деятельность
• Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других
• Мотивация познавательной деятельности
• Обеспечение рефлексии и самоконтроля
• Наличие самостоятельной работы
Этим принципам отвечают технологии, которые учителя нашего ШМО используют на уроках.
- Педагогика сотрудничества (она гармонично ориентирована на личностные структуры, предлагает творческий, проблемно-поисковый метод работы, обеспечивает все условия для решения задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов).
Цель этой технологии – разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности.
В рамках этой технологии используют:
- Проектную деятельность;
- Научно-исследовательскую деятельность;
- Проблемные беседы, проблемные лекции при объяснении нового материала;
- Создание небольших затруднений, открытие нового на каждом уроке, построение алгоритмов и планов выхода из затруднения.
- Технологию развивающего обучения (деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному, в определенной степени отвечают принципам здоровьесберегающей педагогике.)
Учителя математики часто используют:
- Адаптивные занятия, которые способствуют восстановлению положительной мотивации к обучению, устранению страха получить неудовлетворительную оценку и, как следствие, избежание стрессовых ситуаций для обучающихся; активизация познавательной деятельности на уроке приводит к снижению объема домашних заданий.
- Самостоятельную работу с «внешним контролем» в ходе всего урока. Эта форма организации позволяет каждому ученику развиваться в зоне своего ближайшего развития, работать в своем темпе и решать свои конкретные вопросы;
- Уроки обобщения и систематизации знаний (цель: повторение и закрепление учебного материала, формирование алгоритма рефлексивного мышления). Учителя используют работу с консультантами на таких уроках, что позволяет снять негативные эмоции перед контрольным мероприятием;
- Уроки открытия нового знания (с элементами проблемного обучения). На этапах актуализации знаний и выведения нового основную работу выполняют сами обучающиеся, что позволяет легче запомнить материал;
- Уроки – практикумы, уроки – семинары;
- Технологию уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов. Вся работа в этой технологии основана на постоянном мониторинге уровня обученности школьников, последующем анализе и составлении плана коррекции знаний или дальнейшего развития.
Особенной популярностью у учителей пользуются следующие формы организации занятия, позволяющие снять напряжение у обучающихся:
- Работа в малых группах, с одинаковой подготовкой учеников, целевая ориентация которой на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей;
- Работа в группах с разноплановыми учениками,
- Работа в группах для сильных учеников,
- Составление дифференцированных самостоятельных, контрольных, тестовых работ, с возможностью выбора сложности .
Основные методы этой технологии при работе с отстающими :
- Поэлементный анализ проведенных работ
- Индивидуальные занятия
- Использование карточек с заданиями по образцу
- Использование карточек с алгоритмами
- Составление тематических кроссвордов, для лучшего запоминания теории
- Использование консультантов из более сильных учеников
- Предлагаются карточки с заданиями базового уровня
- Использование методов, направленных на снижение нагрузки на память, обучение способам получения информации, развитие мышления (алгоритмы для запоминания текстов, слов и определений, использование опорных конспектов, цветных ручек)
- Дистанционная форма обучения, которая позволяет снять дополнительную нагрузку
- Современные информационные технологии
Положительные моменты, использования НИТ
- повышение мотивации учения;
- разнообразие видов деятельности учащихся на уроке, индивидуализация обучения; обеспечение обратной связи;
- повышение наглядности учебного процесса, моделирование изучаемых процессов и явлений;
- создание условий для самостоятельной и дифференцированной работы;
- организация коллективной формы обучения с выходом на проектную деятельность;
- создание комфортной среды обучения;
- развитие творческих способностей учащихся.
Основными элементами этой технологии пользуются учителя:
- создание презентаций к уроку
- уроки с интерактивной доской,
- компьютерное тестирование (электронные тренажеры, программа «Школьный мониторинг»);
- Игровые оздоровительные технологии
На уроках математики и во внеклассной работе все учителя ШМО практикуют :
- Уроки-игры (соревнование, путешествие и т.д.);
- Дидактические игры на уроках (устная работа в форме игры, актуализация знаний, закрепление отельного учебного материала, создание занимательных заданий (по форме или содержанию) и т.д.)
Кроме перечисленных технологий все учителя нашего ШМО создают комфортные условия для обучения, относятся к детям доброжелательно, школьники без страха идут к ним на уроки.
Преподаватели проводят динамические паузы на уроках, соблюдают санитарно-гигиенические нормы в кабинетах, обращают внимание на посадку ребенка, его внешний вид, готовность к уроку каждого ребенка.
Самой важной здоровьесберегающей направленностью обладает оценивание деятельности каждого ученика. Учителя заранее обговаривают требования к оцениванию работ, знакомят своих учеников со стандартами по разным темам, чтобы ученик мог ориентироваться в «море» заданий различной трудности, знать какой материал он обязан выучить на «3», «4» или «5».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в преподавании физической культуры
Понятие "здоровьесберегающие технологии" объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения....
"Здоровьесберегающие технологии в преподавании русского языка"
Презентация к докладу "Здоровьесберегающие технологии в преподавании русского языка"....
«Здоровьесберегающие технологии в преподавании биологии и химии
. Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Эта система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процес...
Проблемный семинар для учителей физической культуры. «Здоровьесберегающие технологии в преподавании физической культуры.
Глава 1. Современная школа и здоровье учащихся и учителей.Состояние здоровья школьников России. Понятие «здоровья»Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков, школьные факторы риска.Вли...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, учитывающих индивидуальные особенности реб...
Здоровьесберегающие технологии в преподавании математики.
Статья "Здоровьесберегающие технологии в преподавании математики"...
Здоровьесберегающие технологии в преподавании биологии
Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна насладиться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым....