Здоровьесберегающие технологии в преподавании биологии
статья по биологии на тему

Тавторкина Ирина Викторовна

Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна насладиться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тавторкина И.В.

Учитель биологии МОУ «Гимназия № 12»

Здоровьесберегающие технологии в преподавании биологии

Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна насладиться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым.

О массовом нездоровье наших людей, и особенно, молодёжи и детей сегодня пишется и говорится много. Лишь 5 % выпускников являются относительно здоровыми. Эти страшные цифры статистики известны всем.

Детство – самый важный этап в жизни человека, фундамент всей его судьбы, его здоровья. А ведь согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых закладывается в детстве. Но мы все хотим, чтобы дети наши были здоровы. Оказывается, что одного желания мало.

Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, которые относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и показывают насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Их применение даёт возможность:

  • осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для школьников с учётом индивидуальных психологических особенностей (восприятие, мышление, память) и индивидуального темпа работы;
  • достигать прогнозируемого результата, осуществлять в определённые сроки с определённым уровнем затрат ресурсов, физического и психического здоровья учителя и ученика;
  • осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении;
  • организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом.

Здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:

Почему и для чего? - однозначное и строгое определение целей обучения,

Что? – отбор и структура содержания,

Как? – оптимальная организация учебного процесса,

С помощь чего? – методы, приемы и средства обучения,

Кто? – реальный уровень квалификации учителя.

Так ли это?– объективные методы оценки результатов обучения,

а также принципам здоровьесбережения, которые сформировал Смирнов Н.К.:

  • “Не навреди!” - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя;
  • Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса;
  • Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке;
  • Субъект-субъективные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном;
  • Соответствие содержания и организации возрастным особенностям учащихся – объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся;
  • Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагогов, психологов и врачей;
  • Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее, в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки;
  • Активность – активное включение в любой процесс снижает риск переутомления;
  • Ответственность за свое здоровье – у каждого ребёнка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Урок остается основной формой образовательного процесса в школе. Но  урок, на котором не было мыслительной деятельности учащихся, теряет всякий смысл. Очень важно определить место, цели (образовательные, воспитательные, развивающие) для каждого урока в отдельном классе, для отдельного ученика или группы детей. Определить его практическую направленность. Структура урока должна отвечать содержанию учебного материала, реализации намеченных целей. Должны быть приемлемые именно в этом классе, приемы, методы, формы представления учебной информации.

Так, в курсе «Основы экологии» я предлагаю учащимся мастерскую «Азбука потребителя». Она очень проста в проживании и позволяет участникам прожить все этапы и проанализировать в конце, какие новые ощущения пережиты.

Алгоритм построения педагогической мастерской опирается на следующие конструктивные блоки.

1 этап. Индукция (наведение) – создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого участника, включение чувств, подсознания, формирование личностного отношения к предмету обсуждения. В качестве индуктора могут выступать слово, образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Предлагается задание неожиданное, в чем-то загадочное.

2 этап. Деконструкция – работа с материалом (текстом, красками, материалом) и превращение его в хаос – смешение слов, явлений, событий, тот первобытный хаос, из которого когда-то родилась свет и тьма.

3 этап. Реконструкция – создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения.

4 этап. Социализация – соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Работа в парах, малых группах выливается в представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда.

5 этап. Афиширование – представление произведений учеников и мастера всей аудитории. Участники мастерской знакомятся с ними и обсуждают их.

6 этап. Разрыв – кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее осознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому, побуждающие к углублению в проблему, к поиску ответов, сверке нового знания с литературным или научным источником. У участников возникает потребность обращения к словарям, энциклопедиям, учебникам, компьютеру. Таким образом, то, что обычно спускается ученику в традиционном преподавании, теперь он запрашивает сам, ищет самостоятельно или с помощью товарища, родителей.

7 этап. Рефлексия – отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской. Не оценочные суждения, а анализ собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.

Индукция всегда усиливается выбором. Заранее ученики приносят упаковки от разнообразных пищевых товаров («паки» из-под кефира, коробки из-под конфет, фантики от жевательных резинок, банки из-под напитков, этикетки от разных продовольственных товаров), большинство которых имеют значки «Е», рециклинга, штрих-коды и т.д. «Коллекция» начиналась с малого, а потом сами участники «подарили» мне этот полезный «мусор». Чем больше – тем лучше: тем труднее выбор. Работа идет в группах, что смягчает острые чувства: есть с кем поделиться, особенно если придется переживать смущение. А придется. Дается задание: распределить продукты на две группы: себе и гостям. Как правило, деление стандартное: гостям – что получше, повкуснее; себе – попроще, посытнее. Вроде бы все хорошо? Да, только в конце мастерской выяснится, что именно в первой группе продуктов более всего оказалось канцерогенов и прочих вредных веществ.

Пищевые добавки применяются для улучшения продукта, его вкуса и внешнего вида. В первую очередь, контролирующие организации следят за тем, чтобы в продуктах не содержались вредные для здоровья и запрещённые во всём мире химические вещества. Таких добавок на настоящий момент всего три:         Е121 - цитрусовый красный краситель-2,

Е123 - краситель амарант,

Е240 - консервант формальдегид.

Интересно, что всего несколько лет назад запрещённые добавки, например Е240, использовались вполне легально. В частности такие индексы стояли на обёртках шоколадных батончиков "МАРС", причём формально компания-производитель действовала абсолютно правильно - в тот момент в российском законодательстве ещё не было запрета на эту добавку. На обёртках нынешних "МАРСов" запретных индексов нет.

Но кроме этих трех пищевых добавок существует множество опасных, вредных, но не запрещенных. О продуктах, содержащих эти добавки, и сочиняются антирекламы, разыгрываются сценки-«ужастики». Тексты могут покоробить, но дело не в оценке этого «искусства», а в том, что это живое творчество, здесь и сейчас произведенное и представленное в импровизациях. Вот некоторые из них:

Орбит – вкусная жевачка,

Есть ее теперь нельзя,

Консервантов куча в пачке

Собралось туда не зря

Е-120, Е-102,

Плохо будет вам тогда.

Побежите вы в больницу,

Будете вы там лечиться.

Буртасова К., Паршин А., Сугоняев С.

Вкус брусники – это яд,

Финт – невкусный шоколад,

Он содержит много «Е»

И не есть его тебе.

Шведкова Л.

Нет денег на стрижку?

Купите икру, откройте ей крышку,

Намажьте на хлеб,

И покушайте сытно;

Быть может потом вам не будет обидно:

Еще  банку купите, даже аж три,

Но прежде на Е330 смотри:

Не будешь глядеть – болезнь обеспечена

Да не просто болезнь, а рак твоей печени!

Горохова Н., Бучарова Ж.

Ля-Фам –

Две ноты до смерти.

Исакова К., Тростина А., Тимофеева Я.

Если жизнь тебе важней,

Ешь побольше овощей,

Если хочешь быть счастливым

Быть здоровым и красивым,

То не верь рекламам всяким

Шоколада, мармелада,

Газ вода и лимонад

Знайте, дети, это яд!

Кузьмина К., Кошаева О. и др.

Хотите чаще болеть? Желаете давиться опасными консервантами? Ешьте больше полуфабрикатной продукции! Минздрав предупреждает: дешевые продукты опасны для вашего здоровья. Помните: скупой платит здоровьем.

Сорокин Д., Столярова Н., Фуранина Д. и др.

На этом занятии дети убеждаются в халатности по отношению к своему здоровью. В этой мастерской создаются условия для формирования сознательной потребительской позиции.

Примером такой работы может служить конструирование модели цветка (Биология 6 класс тема: «Ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения») По заданию учителя моделируются цветы привлекательные для того или иного насекомого (Показать образцы моделей).

Уроки-игры, например импровизированная ролевая игра. Так может проводиться проверка знаний. На уроке предлагается распределить роли и с помощью сценки рассказать о происхождении, строении и роли в организме лейкоцитов, лимфоцитов, фагоцитов, антител и т.д. Ребята с большим интересом включаются в игру, роли достаются как сильным, так и слабым учащимся. Сильные организуют работу, а слабые еще раз проговорив домашние задание (пусть даже маленький фрагмент), ощущают свою успешность, что стимулирует их к дальнейшему познанию.

Один из факторов, который связывают со здоровьем, это наследственность и среда. Наследственным болезням, причинам их возникновения, их предупреждению посвящен урок-игра в 11 классе «Медико – генетическое консультирование». На этом уроке ученики являются не простыми равнодушными слушателями, они выступают в роли генетиков и пациентов, интересуются тем, как передаются те или иные заболевания, отчего они возникают, можно ли их излечить, что нужно предпринять, чтобы не возникали такие заболевания как гемофилия, синдром Дауна, полидактилия, расщелины губы и неба. Все эти заболевания вызваны различными мутациями, а мутагенами являются различные факторы, такие как излучение, химические вещества, алкоголь, наркотики. Многих ребят это насторожило, заставило задуматься.

На одном из уроков в 8 классе ученики подбирают ключ к здоровому питанию. Перед уроком проводится анкета о питании учеников. Часто бывает так, что материальное состояние не позволяет правильно питаться. Еще парадоксальнее тот факт, что с повышением благосостояния людей увеличивается количество желудочно-кишечных болезней. Ученики с любопытством узнают правила питания и обосновывают их.

Очень часто на уроках анатомии проводится самодиагностика состояния здоровья.

Например, проба по Бутейко: сядьте удобно, расслабьтесь, сделайте спокойный вдох и неполный выдох, зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд вы можете не дышать. ( задержка дыхания более 40с – здоров, 20-40с – здоровье ослаблено, менее 20с – человек болен.)

Проводится также оценка состояния опорно-двигательного аппарата (правильность осанки, наличие плоскостопия); сердечно-сосудистой системы (определение пульса, измерение давления, определение степени тренированности сердца). Степень тренированности сердца определяется по специальной формуле, для этого измеряется пульс в покое и после десяти приседаний. Чем больше эта разница, тем – ниже тренированность сердца.

Ученикам даются рекомендации о тренировке сердца. При изучении темы «Дыхание» мы измеряем ЖЕЛ (жизненную емкость легких) с помощью спирометра. Интересно, что у учащихся, занимающихся спортом, ЖЕЛ высокая, у ребят, которые курят, - низкая. Делаются определенные выводы.

Проектный метод - одна из составляющих здоровьесберегающих технологий, направленных на индивидуализацию обучения и создание ситуации успеха для учащихся. Проектный метод позволяет осуществить перенос акцента с "усвоения знаний" на "формирование компетентности". Тематика исследований чрезвычайно разнообразна. Есть учебные проекты «Пища и здоровье человека», «Нормы питания», «Алкоголь. Влияние на организм», «Мир запахов», «Мед и его полезные свойства». Проект «Важней всего погода в доме или изучение микроклимата кабинета биологии» ребята успешно защитили на республиканской конференции «Дерево Земли, на которой я живу» Но самое главное — это обсуждение выполненного проекта: что удалось, что оказалось сложным, чему научились, и к чему следует стремиться. Рефлексия проводится для каждой группы отдельно. Выдаются вопросы для обсуждения: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? В каких областях? Помогла ли проделанная работа закрепить знания, умения? В каких областях? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Почему? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Каковы ваши ощущения от выполненной работы? Какие вы можете сделать замечания и предложения на будущее?

Да, конечно, это занимает гораздо больше времени, чем традиционный урок. Но при выполнении проекта реализуются принципы «развивающей помощи», что: дает ученику осознать себя; позволяет «разбудить ученика» — его активность и внутренние силы; ученик сам делает выбор, принимает решение и отвечает за него. Такая организация обучения позволяет привить навыки сознательного и рационального использования программного обеспечения в учебной деятельности; происходит стимулирование у учащихся интереса к предмету; развиваются их способности и творческое мышление.

Применяя разнообразные средства, приемы и методы активизации деятельности учащихся, чередуя их, используя знания о природном потенциале ученика, включая в работу все каналы восприятия мы не только сохраняем здоровье наших учеников, но и способствуем развитию их интеллектуальных возможностей.

Такой подход к обучению способствует включению каждого ребенка в процесс познания, делая обучение комфортным и успешным. Думаю, что внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий в обучение способствует более глубокому и осознанному пониманию школьниками предметного содержания, усвоению большого количества идей и способов решения проблем, в том числе — оригинальных и нестандартных, развитию у детей способностей к переносу знаний в новые условия, что создаёт благоприятный фон для повышения уровня мотивации обучения. Здоровье подрастающего человека — это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная, и свой посильный вклад в сохранение здоровья молодого поколения должен стремиться внести каждый учитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в преподавании физической культуры

Понятие "здоровьесберегающие технологии" объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения....

"Здоровьесберегающие технологии в преподавании русского языка"

Презентация к докладу "Здоровьесберегающие технологии в преподавании русского языка"....

«Здоровьесберегающие технологии в преподавании биологии и химии

. Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Эта система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процес...

Здоровьесберегающие технологии в преподавании математики

В материале представлено выступление с кратким описанием основных здоровьесберегающих технологий, используемых учителем на уроке математики....

Проблемный семинар для учителей физической культуры. «Здоровьесберегающие технологии в преподавании физической культуры.

Глава 1. Современная школа и здоровье учащихся и учителей.Состояние здоровья школьников России. Понятие «здоровья»Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков, школьные факторы риска.Вли...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, учитывающих индивидуальные особенности реб...

Здоровьесберегающие технологии в преподавании математики.

Статья "Здоровьесберегающие технологии в преподавании математики"...