Деятельность учителя в рамках школы информационной компетенции
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. № 593
"Информационная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях."
Работа с информацией . Поиск информации Структурирование информации Адаптация материала к педагогическому процессу
Формулировка учебной проблемы различными способами. Проблемная ситуация Ситуация мотивации, созданная при помощи разнообразных материалов из сети
Описывать внешность Описывать характер Составлять диалоги Учиться задавать вопросы Работать над грамматикой Подготовка к аудированию Ролевая игра Организация дискуссии.
Работа с готовым УМК
Использование автоматизированного места учителя
Готовность к ведению дистанционного обучения.
Использование ЦОРов
Сетевые сообщества педагогов
«Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлечённых учащихся, знающих и преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомлённых родителей, а также общества, в котором подчёркивается ценность обучения на протяжении всей жизни ». Билл Гейтс
Спасибо за внимание! Удачи!
Предварительный просмотр:
Переход нашей школы в статус школы информационной компетенции ставит перед педагогическим коллективом новые требования, которые, по существу и не являются новыми.
Вот как определяется информационная компетентность педагогического работника согласно "Квалификационным характеристикам должностей работников образования" (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. № 593)
Цитата:
"Информационная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях."
Ну что же, в документе - все правильно, только слишком обобщенно. Давайте попробуем разобраться, что это будет означать для нас, учителей-практиков.
Я бы выделила в отдельный блок * Поиск информации
* Структурирование информации
*Адаптация материала к педагогическому процессу
Собственно, этим мы давно занимаемся, все умеют пользоваться программами-поисковиками такими как Яндекс, Рамблер, Гугл, при помощи которых можно найти любой интересующий тебя материал, будь то тексты, рисунки, аудио, видео и.т.д. Материал может быть использован в готовом виде, или же информацию приходится дорабатывать, в соответствии с целями конкретного урока или цепи уроков в конкретном классе. Это может быть учебный текст, презентация PowerPoint, видео, тестовое задание. Можно пойти дальше – найти интересный сайт по теме, поставить перед учениками интригующую проблему и попросить решить ее.
Идем далее *Формулировка учебной проблемы различными способами.
Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречия, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречия между двумя (или более) положениями, которое создаётся приёмами, когда учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимозаключающие научные теории или чьи-то точки зрения или сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.
Слайд для примера Mugshots
Следующий блок * Работа с готовыми УМК – использование аудио-приложений, интерактивных приложений к учебнику в том числе – это несомненно наша обязанность.
Если материал разработан для нас специалистами, то это еще и облегчает наш труд, экономит наше время, что немаловажно.
Следующий блок *Использование автоматизированных рабочих мест учителя Автоматизированное рабочее место учителя - имеется в виду, не только лингафонные кабинеты (современные с ноутбуками), но и компьютер на столе учителя с выходом в интернет, проектор, интерактивная доска и т.д. Этот навык требует практики (пример Мишель)
*Готовность к ведению дистанционного обучения - это владение педагогическими технологиями с учётом особенностей дистанционного обучения, педагогическим дизайном, умением пользоваться программным обеспечением (оболочкой) для ДО. Конечно же, здесь учителям необходимо специальное обучение, которое , я надеюсь, у нас будет возможность пройти. Дистанционное обучение может быть полезно для учителя и в рамках повышения своей профессиональной квалификации, как, например, учителя английского языка республики участвуют в масштабном он-лайн проекте по повышению языковой компетенции, мы обучаемся в международной школе EF.
*Использование цифровых ресурсов в образовательном процессе - это не только документы на электронных носителях, но и мультимедийных обучающих программ, образовательных цифровых ресурсов в интернете, интернет-ресурсов (электр.библиотеки,виртуальные музеи и т.д.)и др. Сюда же входит умение организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (онлайн олимпиад, конкурсов, викторин)
Еще хотелось бы добавить несколько слов об электронных педагогических сообществах. Несомненно что, электронные педагогические сообщества призваны нести реальную практическую помощь учителю, дать ему возможность , так сказать, быть включенным в общую информационную базу своей профессии. Этих сообществ очень много, но их объединяет одно: все они призваны помогать учителю развиваться, совершенствовать свой стиль и методику преподавания, осваивать новое и делиться своим опытом, общаться и быть услышанным своими единомышленниками.
Ещё скажу, что при работе над совершенствованием своей информационной компетенции на каком-то этапе начинает действовать закон диалектики - количество переходит в качество: по каким-то общим признакам начинаешь достаточно быстро разбираться в тонкостях следующего по освоению сервиса, видишь его предназначение, представляешь, насколько полезным он будет тебе, как специалисту.
А закончить мне бы хотелось слова Билла Гейтса:
«Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлечённых учащихся, знающих и преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомлённых родителей, а также общества, в котором подчёркивается ценность обучения на протяжении всей жизни».
Так давайте же за компьютерами не забывать о человеке.
Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя:
(по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню).
Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.
Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.
Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.
Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.
Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса:
o материалы для урока,
o тематическое планирование,
o мониторинги по своему предмету,
o различные отчеты по предмету,
o анализ процесса обучения, и т.д.
Уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.
Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.).
Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.
Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы:
o школьная сеть,
o электронная почта,
o социальная сеть (Дневник.ру, …),
o сайт (раздел сайта),
o лист рассылки(список рассылки – используется для рассылок почты, предоставляет средства автоматического добавления и удаления адресов из списка),
o форум,
o Wiki-среда (Ви́ки (Wiki) — гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации),
o блог (сетевой журнал или дневник событий),
o RSS-поток (предназначен для описания лент новостей, новостная рассылка);
o подкаст (новостная рассылка с аудио- или видео-содержанием).
Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.
Современная школа - современный учитель. Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....
Инновационная деятельность учителя в рамках реализации ФГОС
На данном этапе развития современной школы вопрос об инновационной деятельности становится актуальным как никогда в связи с новыми требования и стандартами. Готовность к инновационной деятельности в с...
Творческая деятельность учителя в рамках реализации ФГОС
Статья посвящена очень актуальным в настоящее время вопросам: насколько важным является творческий подход в работе учителя и как деятельность учителя может стать творческой?...
Деятельность учителя в рамках федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
Документы подтверждающие деятельность в внедрении ФГОС...
Презентация по теме "Творческая деятельность учителя в рамках реализации ФГОС"
В презентации собран теоретический материал по этой теме, который можно дополнить в своем выступлении профессиональными наработками и приемами....
Сообщение "Деятельность учителя по созданию безопасной информационной среды"
Безопасность детей- одна из главных задач цивилизованного общества .В общеобразовательных учреждениях должны быть созданы условия для создания безопасной информационной среды....
Организация деятельности учителя в рамках преемственности обучения математике в условиях реализации ФГОС
Пути решения проблемы преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики, «двусторонние». С одной стороны, необх...