Электронные образовательные ресурсы в работе школьного библиотекаря.
презентация к уроку по теме

Николаева Елена Владимировна РТ

 Современный этап модернизации российского образования и развития библиотечной системы связан с внедрением в работу школьных библиотек информационных технологий.В настоящее время возникла потребность в кардинальных изменениях организации информационной среды в школьном образовании. Библиотека общеобразовательного учреждения должна стать центром информационной образовательной среды новой школы. Использование современных технологий, повышающих качество и эффективность работы библиотекарей, приведёт к кардинальным переменам в информационно-библиотечном обслуживании.Сегодня все участники образовательного процесса: педагоги, учащиеся, библиотекарь –стремятся к получению оперативной и полной информации с помощью как печатных, так и электронных ресурсов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» Применение электронных образовательных ресурсов в работе школьного библиотекаря Николаева Е.В. зав. библиотекой Г.Чистополь,2013

Слайд 2

«Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь» Китайская мудрость «Школьная библиотека предоставляет обучающие программы, книги и иные ресурсы всем членам школьного коллектива, тем самым побуждая пользователей развивать критическое мышление и эффективно использовать все виды информации ». Манифест школьных библиотек ИФЛА

Слайд 3

Образовательные ресурсы сегодня - это, в первую очередь, цифровая среда, в которой учитель и библиотекарь могут, ориентируясь в электронных каталогах и пользуясь поисковыми системами, найти тот материал, который ему необходим для проведения урока или организации внеурочной деятельности учащихся.

Слайд 4

Электронные образовательные ресурсы – это средства программного, информационного, технического и организационного обеспечения учебного процесса. Электронные издания Глобальная сеть

Слайд 5

http://school-collection.edu.ru/about/

Слайд 6

Музеи России ( http://www.museum.ru ). Сейчас это наиболее полный каталог 3000 отечественных музеев (около 1500 из них – музеи исторической тематики) с подробным описанием, иллюстрациями и удобным механизмом поиска. (http://www.museum.ru)

Слайд 7

http://fcior.edu.ru /.

Слайд 8

Доступ к сети Интернет дает возможность воспользоваться огромным количеством дополнительных материалов, которые позволяют обогатить уроки и внеурочные мероприятия разнообразными идеями и упражнениями.

Слайд 9

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР информационно-образовательных ресурсов – каталог ЭОР - дополнительное образование – утро космической эры- важнейшие события в освоении космического пространства- отгадывать

Слайд 10

10

Слайд 11

При подготовке презентации использованы материалы с сайта Учебный портал по использованию ЭОР в образовательном пространстве , Электронные образовательные ресурсы и другие интернет-ресурсы.



Предварительный просмотр:

Слайд 1. Применение электронных образовательных ресурсов

в работе школьного библиотекаря

Современный этап модернизации российского образования и развития библиотечной системы связан с внедрением в работу школьных библиотек информационных технологий.

В настоящее время возникла потребность в кардинальных изменениях организации информационной среды в школьном образовании. Библиотека общеобразовательного учреждения должна стать центром информационной образовательной среды новой школы. С появлением компьютера в школьной библиотеке преобразуется рутинная работа библиотекаря, предоставляются новые виды услуг с использованием электронного каталога и образовательных мультимедиа –и «Интернет»-ресурсов.

Использование современных технологий, повышающих качество и эффективность работы библиотекарей, приведёт к кардинальным переменам в информационно-библиотечном обслуживании.

Сегодня все участники образовательного процесса: педагоги, учащиеся, библиотекарь –стремятся к получению оперативной и полной информации с помощью как печатных, так и электронных ресурсов. Умение быстро находить информацию, оценивать ее и использовать в своих интересах стало необходимым навыком для каждого человека.

Слайд 2.

В Манифесте школьных библиотек ИФЛА записано: «Школьная библиотека предоставляет обучающие программы, книги и иные ресурсы всем членам школьного коллектива, тем самым побуждая пользователей развивать критическое мышление и эффективно использовать все виды информации».

Одной из главных задач, стоящих перед библиотекарем, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательном процессе.

В школьной библиотеке -медиатеке есть все возможности создания  единого информационного центра

  • использование в полном объеме ИКТ педагогов, учащихся, родителей;
  • условие для реализации творческих проектов;
  • использование информационных ресурсов школы.

Слайд 3.

Образовательные ресурсы сегодня - это, в первую очередь, цифровая среда, в которой учитель и библиотекарь могут, ориентируясь в электронных каталогах и пользуясь поисковыми системами, найти тот материал, который ему необходим для проведения урока или организации внеурочной деятельности учащихся.

Слайд 4. Как известно, электронные образовательные ресурсы – это средства программного, информационного, технического и организационного обеспечения учебного процесса. К ним можно отнести электронные издания, информацию, которую можно найти в сети как локальной, так и глобальной.

ЭОР НП для учителя и библиотекаря сегодня позволяет проводить более полноценные занятия, например, посещать виртуальные музейные экспозиции или анализировать трехмерные реконструкции архитектурных памятников, проводя одновременно контроль полученных знаний, умений и навыков учащихся. Тем самым изменяется способ получения информации. Вместо изучения текстовых описаний объектов, процессов, явлений, ученик может увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.

Н-р, проводя очередное занятие клуба «Книголюб» «Путешествие по Москве»,  мы пользовались ЭОР.

Слайд 5. Большую помощь оказала Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/about/) , которая представляет собой крупнейшее интернет-хранилище русскоязычных электронных ресурсов, предназначенных для свободного распространения и использования в образовательном процессе в качестве средств обучения или их компонентов. Просто удивительная информация, ребята и родители не только сами рассказывали о достопримечательностях Москвы, но и смогли воочию увидеть и услышать рассказ о создателях и времени создания памятников культуры и архитектуры Москвы. Мы нашли  Виртуальные экскурсии по Московскому Кремлю, что позволило ребятам и родителям получить полнейшую информацию по данному вопросу, совершить удивительный экскурс в историю Московского Кремля.  Таким образом, мы переходим от обучения к учению.

Слайд 6. «Точкой входа» на сайты многих музеев может стать портал Музеи России (http://www.museum.ru). Сейчас это наиболее полный каталог 3000 отечественных музеев (около 1500 из них – музеи исторической тематики) с подробным описанием, иллюстрациями и удобным механизмом поиска. (http://www.museum.ru)

Напомню, Слайд 7. что в интернете главными хранилищами ЭОРов являются:

Портал Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) обеспечивает доступ к центральному хранилищу электронных образовательных ресурсов системы образования по принципу «единого окна» и предоставляет для них единую современную технологическую платформу: http://fcior.edu.ru/.

В настоящее время в каталоге ФЦИОР представлены электронные учебные модули открытых мультимедиасистем по многим учебным предметам школьной программы (биологии, географии, естествознанию, изобразительному искусству, иностранному (английскому) языку, истории, математике, курсу мировой художественной культуры, музыке, русскому языку, физике, химии).

Современный ребёнок  живёт в мире электронной культуры. Меняется и  наша с вами роль в информационной культуре – мы должны стать координатором информационного потока. Следовательно, библиотекарю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Возвращаемся к ЭОРам.  Один из видов ЭОР это презентации. Наверное,  все знают, как создать презентацию. Создание презентации всегда большая, кропотливая и полезная работа. Полезная, так как приводит в порядок мысли, классифицирует материал, позволяет вскрыть «узкие» места. Презентация —весь отобранный и подготовленный материал наглядно отображается на экране в концентрированном, сжатом виде, и все огрехи здесь становятся достаточно рельефны. Мы должны уметь создавать презентации, соответствующие современным требованиям. И опять я на примере своего клуба хочу сказать, что мы не только ребят учим создавать презентации, но и их родителей, на одном из заседаний мы учили родителей составлять презентации по творчеству писателей- классиков, а ребята помогали им найти тот или иной материал. Я раздала памятки составления презентации родителям, а с ребятами мы до этого  занятия прошли данную тему. С каким волнением и интересом родители трудились над созданием слайдов презентации, а домашним заданием было анимировать ее. Все отлично справились с заданием, но при этом узнали очень много нового и полезного о жизни и творчестве писателей. А как интересно проходят тестирование родители, на одном из  занятий клуба была  игра «Проверь себя»,  необходимо было пройти небольшой тест для родителей через интернет, все с большим  удовольствием принимали участие и были удивлены своими результатами.  Но пока нет ЭОР для библиотекарей. Конечно, можно использовать модули  по литературе, истории, но чаще всего приходится изобретать что-то самим.  Ведь нет ничего невозможного. Интернет стал неотъемлемой частью современной действительности.

Слайд 8.Доступ к сети Интернет дает возможность воспользоваться огромным количеством дополнительных материалов, которые позволяют обогатить уроки и внеурочные мероприятия разнообразными идеями и упражнениями.

Одно из заседаний клуба было посвящено книге  - «Книга вчера, сегодня, завтра»:  велась дискуссия между родителями, учениками, учителями  о пользе книг и чтения, о вреде компьютера ,но все же в конце дискуссии пришли к единому мнению, что компьютер и ИНТЕРНЕТ  необходим как дополнение к книге  и чтению. А домашним заданием  был предложен творческий практикум – необходимо было создать книгу своими руками с использованием компьютерных технологий. Такие интересные варианты книг получились.

На своих заседаниях, да и вообще на внеклассных мероприятиях, постоянно используются Аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии  из коллекции ЭОР. Это очень удобно . Мероприятия с использованием ЭОР – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать мероприятие по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок или мероприятие современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности библиотекаря.

Слайд 9. Очень интересное получилось мероприятие ко дню космонавтики «Утро космической эры», на котором ребята подготовили презентации, сообщения, читали стихи, вместе с родителями участвовали в викторине, а затем прошли тест ЭОР (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР информационно-образовательных ресурсов – каталог ЭОР - дополнительное образование – утро космической эры- важнейшие события в освоении космического пространства- отгадывать)

Сегодня арсенал технических средств демократизировался, и с помощью компьютера ученик получает индивидуальный доступ к пособиям для самостоятельной работы, альбомам изобразительного раздаточного материала, электронным книгам, разноуровневым заданиям и тестам, диафильмам и видеофильмам.

Слайд 10.

Применение электронных образовательных ресурсов должно оказать существенное влияние на изменение деятельности библиотекаря, его профессионально-личностное развитие, инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и внеклассных мероприятий форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка с использованием электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Урок-игра «Торги на бирже: ПОКУПАЕМ ЭЛЕКТРОН»

На бирже «продают» электрон. Выигрывают, т.е. «покупают» электрон те,  у кого больше знаний.Каждая команда по очереди делает вступительный «взнос». «Взносом» является законченная мысль, идея, дем...

Использование электронных образовательных ресурсов в работе учителя математики

На современном этапе развития России, определяемом масштабными социально-экономическими преобразованиями внутри страны и общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу...

Каталог цифровых (электронных) образовательных ресурсов и образовательных Интернет-ресурсов

Каталог цифровых образовательных ресурсов (при организации дистанционного обучения)...

Виды электронных образовательных ресурсов в работе педагога-организатора

ЭОР определенно является инновационным методом работы с детьми, который помогает педагогу разнообразить деятельность обучающихся и активно использовать наглядный метод в обучении, что приводит к повыш...

4.6.1. Разработка электронных образовательных продуктов: использование готового современного интерактивного оборудования и электронных образовательных ресурсов в профессиональной деятельности

В данном разделе размещена информация по применению ИКТ в свойе работе.1. Электронный образовательный продукт на секцию дополнительного образования регионального образовательного форума "Вектор-2...