Эссе "Самореализация в школе: как разглядеть и поддержать детские таланты"
материал на тему
Педагогическое эссе с размышлениями и примерами из опыта работы. Автор: учитель истории МБОУ Большемурашкинская СОШ Большемурашкинского района Нижегородской области Урезков Дмитрий Геннадьевич
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskoe_esse.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическое эссе «Самореализация в школе: как разглядеть и поддержать детские таланты»
Автор: учитель истории МБОУ Большемурашкинская СОШ Большемурашкинского района Нижегородской области Урезков Дмитрий Геннадьевич
«Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь».
(древняя китайская пословица)
Учитель и ученик! На первый взгляд, эти слова несут минимальную смысловую нагрузку – один учит, второй воспринимает. Но если посмотреть глубже, то эти два неотъемлемых элемента образовательной системы являют собой целый сонм аналогий: лекарь и пациент, режиссер и актер, воспитатель и воспитуемый… Мы учим детей, но одновременно и учимся сами – быть веселыми, жизнерадостными, наполнять свою жизнь оптимизмом и никогда не унывать, как бы тяжело ни было. В свою очередь, каждый учитель рад поделиться своими знаниями, опытом, приобщить юное, неокрепшее сознание к традиционным общечеловеческим ценностям, воспитать конкурентоспособного, творческого, адаптированного к современным реалиям человека.
Я счастлив, что работаю в школе! А разве это не счастье – наблюдать, как твои «духовные чада» растут, развиваются, и превращаются в самостоятельных, готовых к большой жизни людей! Так из неокрепшего бутона распускается прекрасный цветок, так из разрозненных кирпичиков строится красивое здание, так из хаотично набросанных красок получается слаженная картина.
А как же нам, практикующим учителям разглядеть и поддержать детские таланты? Бесталанных детей нет. Каждый из них одарен по-своему. Кто-то проявляет интеллектуальные способности, легко и быстро схватывает все на лету, отличается хорошей памятью, вниманием, широтой мышления. Для другого смысл деятельности заключается в музыке, для третьего в художественной выразительности, четвертый обладает литературным даром, пятый одарен математически, шестого не «вытащишь» из спортивного зала.
Я считаю, что залог успешного развития детских талантов – это любовь к детям и своей профессии. А иначе – никак! Не любя свою профессию, своих учеников, нельзя достигнуть каких-либо высот в профессиональной деятельности. Поэтому главное здесь – сердце и душа учителя. Творческий учитель найдет подход к каждому ребенку, сумеет разнообразить учебный процесс, расцветить серые будни яркими красками!
Вторая необходимая составляющая раскрытия детских талантов – сознание соответствующих условий. Современная школа предоставляет массу возможностей для проявления творчества ребят – олимпиады, фестивали, конкурсы, концерты…
Существует множество педагогических технологий, в том числе инновационных, которые можно применять в повседневной деятельности. В условиях введения новых ФГОС наиболее актуальным является деятельностный (компетентностный подход). В этой связи спешу поделиться с вами некоторым опытом работы.
В педагогической практике я стараюсь использовать разнообразные технологии, методы и приемы. Это информационно-коммуникативная, исследовательская, проектная, здоровьесберегающая технологии, технология проблемного обучения, технологии критического мышления и другие. С учетом того, что уроки я веду в оборудованном кабинете, оснащенном двумя компьютерами (мультимедийная станция и рабочий компьютер), мультимедийным проектором, устройством принтер+сканер+ксерокс (3 в 1), в первую очередь использую информационно-коммуникативные технологии. Я также помогаю учащимся в подготовке докладов, рефератов, составлении проектов. В результате учащиеся включаются в научно-исследовательскую работу, изучают различные источники информации. Например, на районных НПК, ежегодно проводившихся в весенние каникулы работы моих учеников «Государственная символика России. История ее создания» (Виктория Макарова, 11 класс), «Религия езидов как древнейший памятник мировой культуры» (Алик Даврешан, 10 класс), «Молодежные субкультуры» (Майя Абашидзе, 11 класс), «Максим Трошин – глас ангельской России» (Ольга Сорочкина, 11 класс), «Большемурашкинская школа в годы войны» (Любовь Орлова, 9 класс) и многие другие были признаны лучшими.
Я всегда считал, что школа запоминается не рутинной работой, а участием в различных мероприятиях, конкурсах, фестивалях. За время моей работы под моим руководством ученики приняли участие в массе очных и заочных мероприятиях, где они проявляли свои ключевые компетенции, сформированные универсальные учебные действия, умение находить выход из проблемной ситуации. Это предметные олимпиады, конкурсы, фестиваля и многое другое.
С переходом к профильному образованию, с учётом сложности изучаемого материала я применяю элементы модульной технологии, которая основана на том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации. Я организую лекции (урок изучения нового материала), семинары, исследования, лабораторные работы (уроки совершенствования знаний, умений, навыков), зачёты (уроки учёта и оценки знаний и умений).
В 9-11 классах считаю перспективной проектную деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Реализуя проект, учащиеся под моим руководством синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности. За определённое время (от одного урока до 2-3-х месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую либо иную задачи. Один из наиболее интересных результатов в этом направлении – первое место в районном конкурсе проектов, посвященном 20-летию Конституции Российской Федерации (ученицы 11 класса МБОУ БСОШ Юлия Масанова и Елена Скворцова)
При организации проектной деятельности учащихся я широко применяю технологию работы в группах. Для развития самостоятельности и творческой активности учеников при изучении истории, а также формирования навыка работы в группе я использую изучение в группах различного учебного материала с последующей презентацией и обсуждением. В рамках каждой группы происходит распределение деятельности между участниками проекта в соответствии с возможностями и склонностями каждого. Например, при изучении тем, связанных с культурой, одна группа изучает образование, другая - литературу, третья - архитектуру, четвертая – живопись, их исследования затем презентуются и обсуждаются.
Современный учитель – яркий пример для ребенка. Он должен суметь подарить детям кусочек своей души и принести радость. Потому что знание, усвоенное без радости, не усвоено, как писал великий советский и российский психолог Владимир Леви. Сумей подарить радость ребенку – и его таланты сами проявят себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия о школе № 24 для детей из детских садов
Данную экскурсию проводят учащиеся 3 класса - экскурсоводы. Они рассказывают детям из детских садов и их родителям об истории школы № 24. Показывают и рассказывают о достопримечательностях школы (о шк...
Школа искуств в гостях у детского сада
В марте месяце в нашем детском саду был организован концерт воспитанников МБОУ ДОД детской школой искусств № 4 г.Воронеж ...
Экскурсия-знакомство со школой для воспитанников подготовительной группы детского сада
Данная разработка предназначена для классных руководителей с целью взаимного сотрудничества детского сада и школы....
Особенности работы "Школы приемных родителей" на базе детского дома-интерната для детей с ОВЗ.
В работе описываютя основные направления работы с кандидатами в "приемные родители"....
Сценарий праздника детских талантов
Главные герои детские таланты и времена года....
"Организация самоподготовки с воспитанниками обучающимися в коррекционной школе в условиях смешанных групп детского дома"
Итоговая работа, в которой описываются методические приемы при организации самоподготовки. Рассматривается организация самоподготовки для воспитанников детского дома, организация самоподготовки ...
Фестиваль детских талантов "Твой успех"
Всем здравствуйте! Данное мероприятие разработано мною для учащихся в школе! При желании его можно подкорректировать и для дошкольного образования! Данное мероприятие даст возможность раскрыть таланты...