Индивидуальный стиль учебной деятельности (технология ИСУД)
методическая разработка по теме
Мы не можем избавиться от того, за что ругаем. Но мы можем использовать то, за что хвалим. Это ИСУД!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 78.09 КБ |
![]() | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология ИСУД относится к интегральным технологиям вероятностной модели. Необходимое условие - умение учителя определять уровень развития внутренних ресурсов, определяющих учебный успех ученика . умеет диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика и «сворачивать» эту информацию в матрицу; – имеет картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по такой же матрице; – умеет путем сопоставления матрицы «ИСУД» с картотекой выбрать необходимые для данного ученика формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности. УЧИТЕЛЬ
Алгоритм деятельности учителя по планированию и организации индивидуальных программ развития ученика средствами учебного предмета: – учитель организует проведение контрольно методических срезов (КМС) для определения актуального уровня обученности , уровня обучаемости и уровня сформированности мыслительных общеучебных навыков на материале своего предмета; – по результатам анализа КМС учитель начинает целенаправленно проводить педагогическую диагностику уровня «западающих» параметров учебного успеха учеников (внимания, памяти, общеучебных навыков, мотивации); – заполненная матрица ИСУД каждого ученика является основой для выбора комфортных для ученика заданий (для этапов уяснения и окончательной диагностики предметных знаний) и развивающих форм заданий (для этапа отработки и обобщения ЗУН); – в феврале-марте учитель снова проводит контрольно-методические срезы на определение уровня обучаемости и уровня сформированности мыслительных общеучебных навыков и оценивает динамику изменений этих параметров ИСУД.
2010-2011 «Грант директора» 5а, 5в класс Диагностика (психолог школы, учителя предметники) Теоретическая база (зам. директора по УВР) Создание картотеки учебных заданий (учителя - предметники) Апробация технологии на уроках русского языка и математики Обобщение опыта И т.д. до бесконечности…
Результат «мозгового штурма» Как?
Предварительный просмотр:
Характеристика типа ИСУД | Визуальный канал восприятия | Аудиальный канал восприятия | Кинестетический канал восприятия |
Особенности | Организован, спокоен, наблюдателен Запоминает картинки и тексты в деталях Предпочитает записанную инструкцию Важен гармоничный внешний вид Тщательно конспектирует урок Редко сам вызывается отвечать Лучше воспринимает информацию в виде текста, а не на слух | Любит слушать музыку Предпочитает словесные инструкции Запоминает на слух Внимателен к интонациям Разговаривает при решении задач Любит общаться Шевелит губами при чтении Легко запоминает текст | Сверхэнергичен Все пробует на ощупь Предпочитает телесные инструкции (жесты, мимика) Много жестикулирует Двигается в такт музыке Лучше запоминает, если записывает Ценит физическую поддержку |
Сильные стороны | Хорошая зрительная память Аккуратность Успешен в схемах, опорных конспектах, интеллект-картах Хороший вкус | Хорошая слуховая память Выполняет устные инструкции Успешен в устных заданиях Хорошая письменная речь Любит читать вслух | Хорошее чувство ритма Творческое мышление Умение решать проблемы Умение использовать предметы в качестве помощи Умение использовать жизненный опыт |
Слабые стороны | Необходим наглядный образец Отвлекается на зрительные стимулы Трудности в восприятии устных инструкций | Письменные работы хуже устных Много разговоров Отвлекается и раздражается на шум Снижена зрительная память | Неорганизованность Легко отвлекается Трудности в работе с абстрактными понятиями |
Эффективные приемы учебной деятельности | Иллюстрации и схемы Карточки Работа с полями: важные мысли, факты, рисунки… Выделение цветом важной информации Краткая запись задач (рисунки, таблицы, схемы) Размещение на видных местах правил, формул | Чтение вслух, прослушивание дисков Положить материал на знакомую мелодию Сочинить стих Акронимы Домашние учебные группы Спокойное место для занятий | Написать в воздухе Рассказать соседу Рисунки к задачам Кроссворды, ребусы Тренировочные контрольные Инструкции к деятельности: план урока, перерыв, запись д\з Эксперименты, пробы, опыты |
Рекомендации | Исключить лишнюю наглядность Приготовить письменные инструкции и тезисы на доске Предпочтительна первая парта | Дать возможность высказаться Решение с комментарием Использование вариаций голоса, смена интонации | Возможность двигаться (собрать тетради, писать на доске) Дать роль учителя Использовать реальные объекты при решении задач Опыты, экскурсии, гербарии, презентации Идти от конкретного к абстрактному |
Общие рекомендации |
| ||
Этапы урока | |||
Знакомится с новой темой | Наглядность: схема, тезисы, план | Подводящий диалог, сообщение, стихотворение, акронимы, незнакомое слово | Опыты, модели, жизненный опыт |
Актуализирует ЗУН и ОУУН, необходимые для работы по новой теме | Работа по карточкам | Устные задания | Кроссворды, ребусы, блок-схемы |
Воспринимает новую информацию | Иллюстрация, схема, интеллект-карта, выделение цветом | Проговаривание правил, определений Синквейн, ключевые слова | Разрезные карточки, примеры из реальной жизни, начертить в воздухе |
Уясняет новую информацию, ассоциирует новый опыт с собственным, субъектным опытом | Конспектирование, рисунки, составление таблиц, схем, работа по карточкам, многократное прописывание, перевод информации в различные формы, чтение про себя, рассматривание иллюстраций | Решение с комментирование, работа в группе, обсуждение проблемы, составление и проговаривание клише, чтение вслух, хоровое чтение | Карточки-домино, ролевое обыгрывание предметов и слов Работа у доски Работа с моделями Ассоциации, Читать и следить пальцем |
Пробует применить новые знания в новых условиях, соединить с другими предметами, с реальной жизнью | Составить схему, конспект, нарисовать рисунок, тезисы, составить инструкцию, исследовательский проект, презентация | Задать вопросы, Сообщение, доклад Акронимы, зарифмовать правило Отгадать загадку | Ролевое проигрывание, Роль учителя, Работа в сменных группах, эстафеты, конкурсы, викторины Образование слов анаграммы |
Упражняет и/или тренирует приобретенный опыт (знания в умения, умения в навыки, все вместе – в реальную практику…) | Карточки, тренинги, письменные работы, работа по образцу, зрительный диктант, иллюстрации на основе прочитанного, сочинение- описание, письменный тест, образные представления | Устный опрос, зачет, многократное медленное проговаривание, устные инструкции, работа в одиночку, сочинение – рассуждение, обучение других, беседа о пользе чтения | Кроссворды, ребусы, работа по жесткому алгоритму, блок-схемы, рисунки к задачам, решаю в воздухе, тренировочная контрольная, сочинение – ассоциации, творческие задания, свободный диктант |
Проверяет, насколько он успешно освоил учебную тему | Сравнение с образцом, проверка с доски, эстетика оформления, визуальный акцент на ошибку (исправить цветом) | Комментарии, озвучивание правильного ответа, интонационный акцент на ошибку (выделить голосом) | Комментарии ощущений, эмоций, двигательный акцент на ошибку (жесты руками, головой), работа над ошибками |
Получает домашнее задание | Сочинение по теме, конспект, схема, рисунок | Сообщение, доклад, групповое задание | Кроссворд, ребус, сделать модель, найти примеры, проект, задание по учебнику(найти, составить…), задание на исправление ошибок, тезисы, краткий конспект, лабораторные и практические работы |
Эмоциональное взаимодействие | |||
Как похвалить Как поругать | Качественная оценка в дневнике, тетради, приятная запись (молодец, умница), писать красиво, использовать цвет. Неодобрение выражать мимикой, взглядом; ошибки анализировать подробно письменно. Соблюдать дистанцию при разговоре. | Не кричать: резкие звуки вызывают стресс. Замечания интонационно яркие, с паузами. Проговаривание своих действий. Речевое выражение похвалы и неодобрения. Ошибки комментировать. | Похвалу и неодобрение выражать жестами, мимикой. Обнять, взять за руку. Описывать свои ощущения и эмоции от поступка. |
Поведение | Осматривается, смотрит в глаза Не притрагивается к предметам без необходимости Держит длинную дистанцию между собеседниками | Стучится, пока не позовут Прислушивается при входе Хлопнет дверью При разговоре может закрыть глаза Следит за источником звука Расстояние от собеседника зависит от силы голоса | Откроет дверь телом Трогает все на пути Переставит стул Сядет, обняв стул Постоянно что-то делает (качается, разбирает ручку, комкает бумагу…) Внимателен к запахам Часто меняет позы Короткая дистанция |
Речевой ряд | Вижу Смотреть По-видимому Вот видишь Красиво Прекрасно Увидимся Мне хотелось бы видеть Обратите внимание Представьте Внимательный ученик | Слышу, услышал Расскажите мне Говорят Подскажите Тихо Громко Созвонимся Возьмите на заметку Запомните это Это может встретиться в ЕГЭ | Дайте Глагольные формы Описание ощущений (дует, тепло, мягко, жестко, давайте пересядем) Описание эмоций (я чувствую, бьюсь как рыба, все как по маслу) А можно потрогать |
объём | Распределен. | Концентрац. | Устойчив. | cлов/лог. | Нагл/образ. | Эмоцион. | Монологическая речь | Активное слушание | Работа в диалоге | Работа в группе | Планирование | Самооценка | Раб. место | Смысловое. чтение | Преобразованиеинформации | Использование ИТ в учении | анализ | синтез | сравнение | логика | вывод | ||
Понимаю смысл данного внутреннего ресурса ученика | |||||||||||||||||||||||
Могу самостоятельно определить значение | |||||||||||||||||||||||
Умею найти или создать задание, развивающее этот ресурс ученика | |||||||||||||||||||||||
Могу проанализиро- вать результатив-ность применения развивающих заданий для развития ресурса ученика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение элементов системы ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности обучающегося) на уроках биологии
Предмет биология - прекрасное поле и перспективы развития общенаучных и мыслительных навыков, так как здесь из...

Контрольно-методический срез «Определение уровня обучаемости учащихся по биологии» как элемент технологии развития индивидуального стиля учебной деятельности.
Контрольно-методические срезы (КМС) по определению обучаемости учащихся я провожу в начале учебного года и на основе анализа определяю дозу педагогической помощи в зоне ближайшего развития учени...

«Использование педагогической технологии «ИСУД» (индивидуальный стиль учебной деятельности учащихся) в пространстве учебного успеха каждого ученика».
Методология преподавания непрофильных предметов в профильных классах претерпевает кардинальные изменения. В классической триаде целей учителя на первое место выходят развивающие и социализирующие цели...
Технология ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности)
Технология ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности) Актуальность вопроса. Интересное, сложное и переходное время сегодня в педагогике. Методология преподавания мно...
Технология учета и развития параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика средствами учебного предмета
В публикации представлен опыт работы в рамках технологии ИСУД (учета и развития параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика). Данная технология дает возможность формирова...
Педагогическая технология ИСУД ( Индивидуальный Стиль Учебной Деятельности) на уроках географии в 6 классе
Одним из дидактических ресурсов личностно-ориентированного обучения является технология «ИСУД» (Технология учета и развития параметров Индивидуального Стиля Учебной Деятельности ученика), ...

«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии через использование технологии индивидуального стиля учебной деятельности»
Известно, что далеко не все учащиеся, даже те, которых мы называем « успешными», выполняют те или иные фо...