Исследование как вид познавательной деятельности учащихся на уроках литературы.
статья на тему

Божко Елена Васильевна

    Одним из условий, позволяющих воспитать у школьника жажду знаний и стремлений к открытию, является развитие потребности к поисковой активности. Эта статья поможет учителю организовать исследовательскую работу на уроках литературы, используя различные приемы, на всех возрастных этапах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья57.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАНИЕ КАК ВИД ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

   

     Современные уроки литературы призваны помочь учащимся увидеть глубину изучаемого предмета,  вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем, открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления. Многие истины, о которых говорится в школах, могут остаться для ученика абстрактными, если он сам не выстрадает их, не придет к ним своим путем, через свои открытия, свои прозрения и неудачи. «Только этот, частый трудный и мучительный путь,— как пишет М. Бахтин, — может сделать абстрактную истину своей, личной».

      Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремлений к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос. Задача же учителя – в системе использовать на уроках все способы научного познания и постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного творческого воображения является усложнение учебной задачи в условиях ограничения детей во времени.

      На   разных   возрастных   этапах   учащихся      в   зависимости   от индивидуальных качеств мышления, используются различные приемы:

  1. Один из главных приемов — это индуктивные умозаключение, которые связаны с наблюдением, анализом, сравнением, с выявлением общих закономерностей и их последующим обобщением. Этот вид работы имеет целый ряд достоинств: это и развитие логических приемов мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение), и активизация познавательной деятельности учащихся, и радость «открытия».
  2. На втором этапе использую прием проблемного изложения как еще один шаг на пути к исследовательской деятельности.
  3. На следующем этапе использую частично — поисковый прием. Ребята получают отдельные задания поискового характера или вопросы, на которые надо найти ответ, подготовить конспект по двум и более источникам или сообщение по предложенной теме.
  4. В результате организации поиска новых знаний ученики назначают самостоятельно рассуждать, анализировать, сопоставлять, делать выводы, а в итоге у них формируется осознанные и прочные навыки самостоятельной работы. На этом этапе применяю исследовательский метод, который подразделяю на элементы исследовательской деятельности, уроки — исследования самостоятельное исследование по заданной теме.

     Формирование исследовательской позиции учащихся — задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы « не мыслям надобно учить, а учить мыслить».

     Исследование может быть организовано на всех этапах обучения литературе: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в подростковом возрасте, тогда более реальным будет подъём к высшему уровню творческой самостоятельности.

     Учитель литературы  не должен смотреть на себя лишь как на пропагандиста готовых научных решений и выводов. Он должен всё время ставить перед классом такие задачи, которые бы заставили «шаг за шагом открывать, исследовать не исследованное, находить не найденное, понимать непонятное». Так, например, анализ художественного текста может проводиться  как на уровне ознакомления с уже существующей трактовкой, так и на уровне самостоятельных, полезных, пусть неоригинальных наблюдений и обобщений, а также на уровне маленьких открытий, позволяющих по – новому взглянуть на знакомый текст, почувствовать его глубину.

      Развитие исследовательской деятельности особенно актуально сейчас, когда задача учителя – научить учащихся действовать на основе полученных знаний, активно применять их в различных ситуациях.

      Поэтому исследовательскую работу на уроках литературы следует рассматривать с двух точек зрения: как метод преподавания и как уровень, до которого могут подняться школьники в своей деятельности. Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учащихся. Речь идёт о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной – в том смысле,  что она сможет стать дорогой к творческому труду.

     Поэтому очень важны первые уроки, которые вводят детей особый мир — мир литературы, знакомят с удивительными произведениями писателей и поэтов, приобщают их к искусству слова, пробуждают творческое воображение.

     Пятый класс — переходный этап в жизни детей: из начальной школы — в среднюю, в мир новых учителей, новых программ, новых предметов. Задача учителя в это время — сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению, к открытию.

     В 5 классе изучается «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Программа содержит тезис: «Близость сказки Пушкина к народным сказкам»… Как же не сказать, что истоком послужила народная сказка, записанная поэтом со слов Арины Родионовой? Для развития подростков – читателей интересно и важно посмотреть, что и как придумывает Пушкин, попробовать догадаться, зачем он это делает? Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл.

     Как  уже было сказала, один из главных приёмов – это индуктивное умозаключение,

которое связано  с наблюдением, анализом, сравнением, с выявлением общих закономерностей и их последующим обобщением.

     В 5 классе, изучая сказку Жуковского  «Спящая красавица»,  перед детьми ставится вопрос: «Чем сказка Жуковского родственна народной сказке, чем отличается от неё?». Для этого ребята должны сопоставить эти сказки и заполнить таблицу.

     В соответствии с программой дети в среднем звене должны освоить начальные понятия о литературе как искусстве слова; именно на этой ступени крайне важно вести детей к обобщениям, учить не только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но и пользоваться ими как инструментом познания. Иначе литературная теория будет накапливаться в виде материала для заучивания.

     Так с чего же начать? С интриги. Интрига – это первое умственное действие, к которому побуждает учитель, это направление движения, анализа литературного произведения. Это может быть броская фраза, дерзкая мысль, неожиданный вопрос, обмен мнениями, сопоставление разных точек зрения на одно произведение.

      При изучении произведения Пришвина «Кладовая солнца» перед детьми встаёт вопрос: «Почему оно называется сказкой – былью?» Решить проблему можно просто: отыскать в тексте то, что выглядит былью. Но можно пойти другим путём и попытаться исследовать особенности пришвинского стиля, вся прелесть которого в том, чтобы одновременно верить и реальному, и волшебному. Это не разные компоненты повествования. Суть в том, что они отчётливо ощутимы и совершенно неразделимы в каждой детали текста. Таким образом, на уроках возникают проблемные  ситуации, заставляющие ученика активно включаться в поиск верного решения, стимулирующие его на исследование.

      Задания творческого характера «Сочиняем сказку», «Рисуем героев сказок», «Русские загадки в картинках» и др. — помогают учащимся обратиться к собственной фантазии, почувствовать ответственность за свою работу, применить на практике творческие знания.

       Помогают развить творческую мысль учащихся анализ эпизодов, выборочный и аналитический пересказ, устное словесное рисование, вопросы ПОЧЕМУ? и ответы: «Я сделал бы ...», «Я поступил бы ...».

       Ребята пятого — шестого классов на уроках литературы получают начальные навыки аналитической и поисковой работы, поэтому с удовольствием помогают учителю в подборе материала к урокам, готовят сообщения, доклады, делают выставки. Сформулировать задание ученикам помогает учебная программа: «Во что верили наши предки» (по мифам древних славян), «Древняя Русь в литературе, живописи, архитектуре и музыке», «Отражение народных представлений, поверий в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» и д.р. Ребята с удовольствием пишут отзывы по прочитанным произведениям, готовят сообщения о жизни и творчестве писателя с использованием дополнительной литературы, принимают участие в анализе лирических произведений, учатся составлять сравнительные характеристики, сопоставлять и объяснять поступки героев. Эти навыки помогут им в дальнейшем самостоятельно справляться с заданиями исследовательского характера.

     В седьмом — восьмом классах учащиеся учатся работать с различными источниками: учебными пособиями, справочниками, энциклопедическими словарями, знакомятся с высказываниями современников, литературных критиков о жизни и творчестве писатели и поэта, приближаются к самостоятельному изучению произведений, учатся сопоставлять произведения разных авторов, относящиеся к одной теме и т.д. Ребята этого возраста готовят сообщения для публичного выступления к урокам на различные темы: «Нравственный образ человека в древнерусской литературе», «Образ Петра I в произведениях А. С. Пушкина  

« Полтава» и «Медный всадник», « Эпоха Ивана Грозного в произведениях М.Ю Лермонтова «Песня  про купца Калашникова...» и А. К. Толстого «Князь серебряный» и др.

     Выбирают темы ученики самостоятельно, руководствуясь своими возможностями и интересом. К работе ученики подходят творчески, стараются не только подготовить сообщения или доклад, но и сопроводить его иллюстрациями, презентациями.

     В старших классах ребята уже серьезно подходят к исследовательской работе: навыки, полученные не уроках в среднем звене обучения, помогают им справиться с заданиями не только по литературе, но и другим предметам.

     К уроку — исследованию «Основные мотивы лирики А.С. Пушкина» девятиклассники были разбиты на 6 групп, выбрали руководителя каждой группы и получили вопросы для изучения. Учитель контролировал подготовку учащихся через руководителей групп, помогал подбирать необходимую литературу и тексты для анализа.

      К творческому отчету каждая группа подготовила иллюстрированный материал (презентацию), чтение наизусть и анализ отдельных стихотворений по своей теме, ответили на предложенные вопросы учителя, обменялись мнениями по изученной теме, поделились своим опытом подготовки к уроку.

     На уроке все ученики получили оценки по предмету, а также приобрели навыки поисковой работы, умения пользоваться различными источниками, анализировать тексты стихотворений, делать выводы и обобщения. Кроме этого ученики совершенствовали свою монологичную речь, учились выступать перед аудиторией и слушать своих одноклассников.

     Чтобы увлечь учащихся текстом, проводятся лабораторные работы. В девятом классе, изучая поэму Н.В.Гоголя «Мертвые души», уроки проходят в виде исследования текста произведения. Учащиеся на протяжении четырех уроков изучали мастерство писателя в изображении помещиков, рассматривали роль деталей в тексте, подбирали материал по вопросам, составленным в ходе исследования, и оформляли свою работу. Получилась карта исследования, которая помогла ребятам при ответах на уроке, при подготовке к сочинению и экзаменам, а также поможет в десятом классе восстановить знания по изученной теме.

     Эффективным методом, развивающим умение решать мыслительные задачи, является поисково-диалогический. Он предполагает искусство ведения проблемного диалога, в ходе которого учащиеся самостоятельно открывают общую проблему, имеющую непосредственное отношение к дальнейшей работе. Проблемный диалог превращает учение в творческий процесс.

     В старшем классе можно предложить учащимся сопоставить следующие высказывания и сделать выводы:

    «Под определение настоящего человека подходит Базаров», писал Д. И. Писарев.

    «Это не человек, а какое — то ужасное существо, просто дьявол, выражаясь более поэтически, асмодей», — утверждал критик М. А. Антонович.

     Так, высказывания известных людей служат импульсом к открытию большой проблемы или важнейшей идеи произведения. Подобные задания ориентированны на особенности самостоятельного мышления учащихся, приучают их рассуждать, сравнивать, анализировать, высказывать свою точку зрения, а ведь без вышеуказанных умений школьники не смогут написать даже познавательный реферат, не говоря уже об исследовательском.

     Все эти указанные методы и формы роботы помогают выявить и поддержать одаренных учащихся, развить их индивидуальные и творческие способности, обучить основам исследовательской деятельности.

     К исследовательской деятельности необходимо обращаться, так как это способствует развитию интеллектуального, творческого, волевого потенциала школьника, способности к рефлексии, обогащает личность, создает условия для формирования научного мировоззрения и исследовательских навыков.

     Итак, ОТКРЫВАТЬ, ИСКАТЬ, ИССЛЕДОВАТЬ, чтобы ученик смог получить право не зубрить, не повторять или пересказывать чужое мнение, а выдвигать свое «собственное», не боясь ошибок уметь преодолевать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт. "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы посредством использования интеграционных технологий и проектной методики"

Сущность опыта заключается в разработке возможностей межпредметной интеграции и внедрения мультимедийных технологий в образовательный и воспитательный процесс при изучении литературы....

Доклад на методическом объединении "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы"

«Если нет охоты учиться - учение мучительно и бессмысленно» Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей....

Изучение библейской тематики как фактор активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы

В сжатой форме в данной статье дается обоснование необходимости  ознакомления  учащихся с Библией как  с источником знаний и вдохновения....

Метод театрализации как метод исследования и активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы в рамках реализации программы ФГООС

Разговор о современном учителе, о технологии развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя  в сфере образования Первостепенная обязанность учителя – организовать и увлечь...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы посредством ИКТ

Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, п...

Исследование, как вид познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Исследование,  как вид познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы....

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы...