Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы посредством ИКТ
статья на тему
Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt.docx | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Будницкая основная школа»
«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИКТ»
Подготовил: учитель
русского языка и литературы
Иванькова Дина Федоровна
Будница
2015
Ни для кого не секрет, что современное поколение неохотно и мало читает, вследствие чего речь детей становится невыразительной, снижается грамотность. Я давно уже задумывалась над этой проблемой. Каким образом заинтересовать детей, научить их вдумчиво читать и грамотно писать, активизировать их внимание к таким учебным предметам, как русский язык и литература?
Общаясь на уроках с ребятами, я сделала вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Курсовая подготовка «ИКТ в деятельности учителя-предметника» изменила мой подход к учебному процессу, меня всерьез заинтересовала технология применения ИКТ на уроках.
Учеными давно уже доказана тесная связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью восстановить этот материал в памяти. Только четверть услышанного остается в памяти. Если ребенок имеет возможность воспринимать материал на слух и зрительно, то доля усвоенного достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.
Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Важно, чтобы на каждом уроке учащимся было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес.
В ходе всей работы я стремлюсь к достижению следующей цели:
- создание оптимальных условий для развития и самореализации индивидуальных и творческих способностей личности школьника, сориентировать на самоорганизацию учебной деятельности;
- формирование творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми данными, способной адаптироваться к условиям жизни вне школы.
Исходя из цели, определила задачи:
· способствовать творческому интеллектуально-познавательному усвоению предметного материала, сделать открытым процесс поиска вида и способа учебной деятельности;
· расширить словарный запас учащихся, предоставить возможность каждому высказывать свою точку зрения и быть толерантным к другим мнениям.
Наш кабинет литературы оснащён с 2009 года телевизором и дивидиплеером, с 2012 года компьютером, мультимедийным проектором.
В кабинете имеется:
· разные виды словарей,
· методическая литература по русскому языку и литературе,
· иллюстрации и репродукции картин,
· дидактический материал по литературе,
· тесты по литературе (5-9 класс),
· комплект СD и DVD дисков.
Для успешного проведения уроков применяю разнообразные информационные технологии: работу со словарями и энциклопедиями, с тематическими таблицами и опорными схемами, тестами, использую аудиовизуальные средства.
Активно внедряю в учебный процесс проектную деятельность. Так Оверченко Анастасией, ученицей 7 класса, было создано два проекта: «Русская народная песня в моей семье», «Сохранение культурного наследия и традиции моей малой родины». Второй проект был выполнен в рамках областного экологического конкурса «Я – гражданин России».
Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся.
Я считаю, что учителю можно нести детям только то, что интересно ему самому. Готовясь к урокам вместе с детьми, мы составляем задания, создаем презентации, тщательно подбираем музыкальное сопровождение к мультимедиапроектам.
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным.
Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Можно организовать на уроках литературы, развития речи сопоставление иллюстраций, работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в виртуальном музее.
Выполняя домашнее задание к урокам литературы, учащиеся могут использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал, который самостоятельно находят в Интернете, составляют мини-проекты. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку.
Считаю применение ИКТ на уроках эффективным средством повышения мотивации учащихся к изучению предметов. Ведь самое главное, что ребятам нравится выполнять задания с использованием ИКТ, они с удовольствием предлагают свои идеи, начитают творчески мыслить. Работу в данном направлении я считаю очень важной и собираюсь продолжать её дальше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт. "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы посредством использования интеграционных технологий и проектной методики"
Сущность опыта заключается в разработке возможностей межпредметной интеграции и внедрения мультимедийных технологий в образовательный и воспитательный процесс при изучении литературы....
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством применения информационно - коммуникационных технологий
Описание опыта работы по теме...
Доклад на методическом объединении "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы"
«Если нет охоты учиться - учение мучительно и бессмысленно» Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей....
Изучение библейской тематики как фактор активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы
В сжатой форме в данной статье дается обоснование необходимости ознакомления учащихся с Библией как с источником знаний и вдохновения....
"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии посредством инновационных технологий"
quot;Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии посредством инновационных технологий"Конспект урока в 6 классе на тему "Жизнь рек"Видеофрагмент https://y...
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы...
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством применения информационно-коммуникационных технологий»
laquo;Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством применения информационно-коммуникационных технологий»...