Формирование критического мышления у учащихся
методическая разработка на тему
Формирование критического мышления у учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kritich._myshleniya_u_uchashchikhsya.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование критического мышления у учащихся
Соболева Э.А.,
учитель высшей категории
СКОШИ «Эверест»
Выпускник современной школы должен самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения.
Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия, аргументировать свою точку зрения. Такой ученик чувствует себя уверенно в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы.
Для развития критического мышления необходимо создание определенных условий и применение специальных методических инструментов. Одним из таких эффективных инструментов стала педагогическая технология РКМЧП, разработанная американскими педагогами (Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, и С. Уолтер).
Международный образовательный проект «Развитие критического мышления через чтение и письмо» осуществляется в разных странах, в том числе и в России, с 1997 года.
Как мы воспринимаем информацию? Как перерабатываем, присваиваем её? Перерабатывая предшествующий опыт, ощущаем недостаточность информации. Знакомимся с новым, сопоставляем с тем, что было известно. То, что понятно и «приятно», запоминаем, откладываем в «сундучок» своих знаний. Технология РКМЧП как раз и основывается на получении, восприятии и передаче информации, поэтому она универсальна.
В структуре урока, проводимого в концепции «критического мышления», выделяют три основные стадии: вызов, осмысление, рефлексия (размышление).
Первая стадия технологии “Критическое мышление” - стадия вызова. Присутствие этой стадии в уроке обязательно с точки зрения данной технологии и позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме или проблеме;
- пробудить интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Можно предложить учащемуся работу с вопросами по проблеме. Работа с вопросами может проходить в два этапа: "я сам", "мы вместе" (парная или групповая работа). Хороший прием, который может использоваться на данной стадии - это "мозговая атака". На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, "Что хочу узнать?".
Вторая стадия – стадия "Осмысление". Она позволяет ученику (под руководством учителя, с помощью своих товарищей):
- получить новую информацию (из текста учебника, сведений учителя, учебного фильма и др. источников);
- осмыслить её;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
На этом этапе может быть предложена работа с текстом:
- прочитать, пересказать, объяснить соседу (группе);
- заполнить матричную таблицу;
- прочитать с пометками текст (“V” - уже знаю ; “+” - новое; “-” - противоречит взглядам; “?” - “хочу узнать подробнее”);
- выписать информацию из текста.
Третья стадия – «Рефлексия». Основным является:
- обобщение полученной информации, осмысление ее места среди уже познанного (учащиеся высказывают собственные идеи и аргументируют их);
- присвоение учеником нового знания, новой информации;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося и могут быть осуществлены:
- а) возврат к стадии вызова;
- б) возврат к ключевым словам;
- в) возврат к перевернутым логическим цепочкам;
- г) возврат к кластерам.
В технологии критического мышления существует множество методических приемов и стратегий для реализации целей разных фаз базовой модели урока. К ним, в частности, относятся следующие приёмы (стратегии проведения урока):
- мозговой штурм
- приём «Составление маркировочной таблицы» (стратегия ЗХУ);
- приём «Составление кластера»;
- приём «Верите ли Вы?»;
- приём «Сводная таблица»;
- приём «Чтение текста с пометками»;
- написание синквейнов, эссе;
- стратегия «Зигзаг»;
- стратегия «Продвинутая лекция».
Итак, критическое мышление содействует формированию исследовательской интуиции, культуры чтения и общему развитию мыслящей личности. При этом речь идёт не о революционных преобразованиях, а об эволюционном процессе, который учитывает потребности сегодняшнего дня, о смене приоритетов – с усвоения готовых знаний в ходе классных занятий на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей.
Критическое мышление - это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.
ДУМАТЬ КРИТИЧЕСКИ - ЭТО
1. Проявлять любознательность.
2. Ставить перед собой вопросы.
3. Осуществлять планомерный поиск ответов на поставленные вопросы.
- Вскрывать причины и последствия фактов.
- Сомневаться в общепринятых истинах.
- Вырабатывать собственную точку зрения и способность отстаивать ее логическими доводами.
Литература
- Заир-Бек С. И. , Загашев И.О. Критическое мышление. Технология развития., СПб: 2003.
- Болотов В., Спиро Д. Критическое мышление – ключ к преобразованиям российской школы // Директор школы, 1995, №1.
- Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке., М.. Просвещение., 2004.
- Богатенкова Н.В., Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроках истории. СПб., 2001.
- Гин А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 2000.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование критического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы.
Современный этап развития педагогической теории и практики характеризуется состоянием постоянной изменчивости. Всё острее ощущается необходимость обновления имеющихся знаний и освоенных технологий пре...
Формирование критического мышления учащихся на уроках истории при работе с текстом.
В данной статье освещаются различные методы работы с текстом (кластер, синквейн, ПОПС и др.), технологии применения и их значение при работе с учебником, документами, дополнительной литературой ...
Работа с художественными кинофильмами на уроках истории как способ формирования критического мышления учащихся
Формы и методы работы по развитию критического мышления на уроках истории...
Выступление на тему "Формирование навыков критического мышления у учащихся на уроках истории и обществознания"
Формирование навыков критического мышления у учащихся...
Тема самообразования «Приемы и методы формирования критического мышления учащихся на уроках физической культуры»
Тема самообразования «Приемы и методы формирования критического мышления учащихся на уроках физической культуры»Проблема: Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь ...
«Применение натурного школьного эксперимента, в формировании критического мышления и побуждении учащихся к активной мыслительной и практической деятельности».
Эксперимент – это опыт, наблюдение, проверка, предсказания.Основная цель эксперимента – выявление свойств исследуемых объектов, процессов, явлений, проверка правильности выдвинутых ги...
Реферат «Современные способы формирования критического мышления учащихся»
В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличие от традиционного урока, который ...