«Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в образовательном процессе»
статья по теме

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в образовательном процессе»

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. В последние годы наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами много говорится об отрицательном влиянии школы на здоровье детей. В значительной мере это объясняется тем, что в школе ребенок проводит 70% времени бодрствования в течение многих лет обучения. За период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушения зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза патология органов пищеварения. Причем отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением. В связи с этим на сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника. Таким образом, актуальным представляется сегодня использование на своих уроках каждым педагогом  здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий. Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников? С целью предупреждения утомления и усталости  учащихся  применяются  дидактические игры,  включаются  в урок физкультминутки, вводится искусствоведческий материал, который благоприятно воздействует  на эмоциональную сферу школьников.  Школьники включаются в групповую и парную работу, используется  эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор, перевод школьников к новым видам деятельности, которых должно быть в течение урока от 4 до 7.  Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся; проводить психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз; использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу.   Для рациональной организации учебной деятельности учащихся используются на уроках видеоматериалы, средства ИКТ, так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес учащихся.  С целью укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся. Учителю нужно избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими.  Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа. Важно обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния их зрения, корректировать освещение в кабинете;  освещение классной доски, использование подвижных перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком. Формируя у учащихся знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа.        Использование на уроках здоровьесберегающих им здоровьеформирующих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.

Список использованной литературы

  1. Селевко, П.К. Современные образовательные технологии. / П.К. Селевко – М.: 1998 - 253 стр.
  2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.
  3. Степанова О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии

Здоровьесберегающая технология -  условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания) рациональная организация уч...

Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии на уроках английского языка

Данная статья раскрывает понятие здоровьесберегающих технологий. Вней предоставлены способы использования данных технологий на уроках английского языка на примере упражнений из учебника "Enjoy English...

Здоровьесберегающие элементы и технологии в образовательном процессе

Организация и проведение урока математики с учетом здоровьесберегающих элементов и технологий...

Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохран...

Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии – основа образовательного процесса в образовательном учреждении"

Цель доклада:  рассмотреть роль здоровьесберегающего режима учебно-воспитательного процесса в ОУ...

Здоровьесберегающие и здоровьесозидающие технологии в образовательном процессе

Цель здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий – обеспечить обучающимся возможность сохранения физического и психического здоровья  за период обучения в школе, сформировать у них ...