Мотивация на уроках и во внеурочной деятельности как показатель качества обучения
презентация к уроку по теме
Предлагаю презентацию по теме: "Мотивация на уроках и во внеурочной деятельности как показатель качества обучения" .В презентации раскрыты все стороны проблемы: что такое мотивация, ее этапы, мотивы, побуждающие школьников учиться в начальной, основной, средней школах, условия хорошей мотивации, качества учителя,способного мотивировать интерес к предмету.Презентация насыщена гиперссылками, яркая и достаточно доступна любому заинтересованному учителю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya.pptx | 675.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«… С удовольствием хожу к тому учителю на урок, где мне интересно...» ( цитата из сочинения )
Мотивация Одна из самых сложных задач психологии Представление о мотивации возникает при попытке объяснения поведения. Это поиск ответов на вопросы: Почему? Зачем? Для какой цели? Ради чего? Какой смысл?
Определение мотивации. Мотив – (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности.
Потребности Усилия Действие Вознаграждение Удовлетворение Цикл мотивации.
Виды мотивации Внешняя мотивация Внутренняя нравственно – волевая мотивация Внешне положительные. Внешне отрицательные. (Желание хорошо учиться; получать высокие оценки.) (Чтобы не ругали; отстали с просьбами.)
Мотивация на каждом этапе урока 1-й этап. Возникновение мотивации 2-й этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации 3-й этап. Мотивация завершения
1-й этап. Возникновение мотивации 1) зафиксировать у детей мотивы предыдущих достижений. (Мы хорошо поработали над предыдущей темой.); 2) вызвать мотивы относительной неудовлетворенности. (Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы.); 3) усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность. (А между тем это вам понадобится в таких-то ситуациях.)
2-й этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации чередование разных видов деятельности; чередование материала различной степени трудности и оценивания, вызывающее положительные или отрицательные эмоции; удовлетворенность и неудовлетворенность результатом деятельности; поисковая деятельность учащихся; - самоконтроль и самооценка.
3-й этап. Мотивация завершения Здесь важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с позитивным личным опытом , чтобы в конце занятия возникла позитивная установка на дальнейший процесс учения, то есть положительная мотивация перспективы. Для этого необходимо: усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с дифференцированной оценкой учителя; позитивное восприятие одноклассников и самих себя ; -создана в классе атмосфера взаимного уважения, доверия и тепла .
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА Мотивы- Мотивация- это те побуждения , из-за которых человек ставит перед собой определенную цель . В основе мотивов лежат определенные потребности. этот процесс побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость.
Какие мотивы побуждают школьников учиться . Начальная школа Ведущие мотивы : - чувство долга - престижная мотивация – желание получить высокую отметку ; - мотив избегания санкций . Основная мотивация : внешняя . Мотивация отличается неустойчивостью , что означает отсутствие интереса к определенным предметам , способности длительное время удерживать энергию сформированного намерения . Подростковая школа Стойкий интерес к определенному предмету . Мотив избегания неудачи . Желание иметь высокую отметку , даже если она не подкрепляется знаниями как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения . Познавательный интерес побуждает учиться высокомотивированных . Мотивация , вызванная подростковыми установками Старшая школа Мотивация продолжения образования . Выбор приоритетов при изучении предметов с позиции будущего . Значимость отметки как мотиватора снижается , она выступает как критерий качества знаний . Мотивация достижения высоких результатов по значимым предметам . Начинает преобладать внутренняя , собственная мотивация .
Два основных вопроса мотивации: 1. К чему побуждать? → вопрос направленности 2. Как побуждать? → вопрос энергии
Формирование мотивации учения Смысл учения Мотив учения Постановка целей Эмоции Учет возрастных особенностей школьников; Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач; Создание ситуации успеха; Вера учителя в возможности ученика (сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним); Формирование адекватной самооценки у учащихся; Выбор действий в соответствии с возможностями ученика. Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач; Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели; Выбор действия в соответствии с возможностями ученика; Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; Создание ситуации успеха. Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; Использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности; Эмоциональная речь учителя; Применение поощрения и порицания; Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; Использование игровых технологий. Компоненты мотивационной сферы Установки и действия педагога Интерес Использование проблемных ситуаций, способов, дискуссий; Нестандартная форма проведения урока; Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий; Эмоциональная речь учителя; Применение поощрения и порицания
Общая структура мотивации к учению а) Познавательная мотивация б) Мотивация достижения успеха д ) Компенсаторная мотивация в) Престижная мотивация г) Мотивация избегания неудачи
Познавательная мотивация Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается данная мотивация. Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат.
Мотивация достижения успеха У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив.
Престижная мотивация Характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями . Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Она становится мощным двигателем развития отличника. Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком приводят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха.
Мотивация избегания неудачи У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи. Дети стараются из бежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей. Тревожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность
Компенсаторная мотивация У неуспевающих детей возникает и особая мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием … Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится исходной.
Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха , с одной стороны, и развитие учебных интересов—с другой.
Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности Связанна непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора) Заложена в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей)
ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ Внутренняя мотивация — это стремление совершать деятельность ради нее самой, ради награды, которая содержится в самой этой деятельности. Главные мотиваторы — в душе человека , а не вне ее, необходимо использовать внутреннюю энергетику, а не сооружать хитроумные внешние рычаги .
Условия хорошей мотивации учебные задачи не должны быть как чрезмерно легкими , так и чрезмерно трудными ; важно определить достаточно времени на работу ; деятельность детей должна носить преимущественно самостоятельный характер ; оценку деятельности школьников следует осуществлять на основании объективных и известных критериев ; стимулировать состязательность среди учащихся примерно равных возможностей ; положительная мотивация должна преобладать над отрицательным стимулированием .
Какими же качествами должен обладать учитель, чтобы его отношения с учащимися содействовали появлению и проявлению интереса к предмету? Эрудиция учителя, умение последовательно усложнять познавательные задачи. Увлечённость предметом. Любовь к работе. Доброжелательное отношение к учащимся. Вера в ученика, в его познавательные силы (Педагогический оптимизм). Стремление к максимальной гибкости. Способность к сопереживанию, сочувствию, восприимчивость к потребностям учащихся. Умение придать личностную окраску преподаванию. Владение стилем доверительного (неформального) общения с учащимися. Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
. Лучшая мотивация всегда приходит изнутри. Майкл Джонсон
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образования».
Материал статьи обобщил опыт работы по теме «Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образ...
Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения мотивации к обучению на уроках и во внеурочной деятельности.
В данной статье представлен обзорный материал по вопросу здоровьесбережения в образовательном процессе....
МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
Данная статья посвящена вопросу как повысить уровень мотивации школьников в изучении географии, соответственно, и качество образования.Современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и снижен...
Повышение мотивации на уроке и во внеурочной деятельности как основа успешного овладения английским языком.
Статья о повышении мотивациии при обучении английскому языку...
Доклад на педсовет "Учебная мотивация как показатель качества обучения учащихся"
Доклад на педсовет "Учебная мотивация как показатель качества обучения учащихся"...
Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образования
В своей работе представляю те инструменты, которые позволяют поддерживать интерес учащихся на уроках и занятиях по русскому языку и литературе, формировать учебную мотивацию с целью повышения качества...
Статья "Повышение мотивации обучающихся через использование информационно – коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности при обучении английскому языку"
Преподавание есть искусство, а не ремесло – в этом самый корень учительского дела. Работая учителем иностранного языка в средней школе, пришла к выводу, что невозможно использовать только ...