Мотивация на уроках и во внеурочной деятельности как показатель качества обучения
презентация к уроку по теме
Предлагаю презентацию по теме: "Мотивация на уроках и во внеурочной деятельности как показатель качества обучения" .В презентации раскрыты все стороны проблемы: что такое мотивация, ее этапы, мотивы, побуждающие школьников учиться в начальной, основной, средней школах, условия хорошей мотивации, качества учителя,способного мотивировать интерес к предмету.Презентация насыщена гиперссылками, яркая и достаточно доступна любому заинтересованному учителю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya.pptx | 675.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«… С удовольствием хожу к тому учителю на урок, где мне интересно...» ( цитата из сочинения )
Мотивация Одна из самых сложных задач психологии Представление о мотивации возникает при попытке объяснения поведения. Это поиск ответов на вопросы: Почему? Зачем? Для какой цели? Ради чего? Какой смысл?
Определение мотивации. Мотив – (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности.
Потребности Усилия Действие Вознаграждение Удовлетворение Цикл мотивации.
Виды мотивации Внешняя мотивация Внутренняя нравственно – волевая мотивация Внешне положительные. Внешне отрицательные. (Желание хорошо учиться; получать высокие оценки.) (Чтобы не ругали; отстали с просьбами.)
Мотивация на каждом этапе урока 1-й этап. Возникновение мотивации 2-й этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации 3-й этап. Мотивация завершения
1-й этап. Возникновение мотивации 1) зафиксировать у детей мотивы предыдущих достижений. (Мы хорошо поработали над предыдущей темой.); 2) вызвать мотивы относительной неудовлетворенности. (Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы.); 3) усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность. (А между тем это вам понадобится в таких-то ситуациях.)
2-й этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации чередование разных видов деятельности; чередование материала различной степени трудности и оценивания, вызывающее положительные или отрицательные эмоции; удовлетворенность и неудовлетворенность результатом деятельности; поисковая деятельность учащихся; - самоконтроль и самооценка.
3-й этап. Мотивация завершения Здесь важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с позитивным личным опытом , чтобы в конце занятия возникла позитивная установка на дальнейший процесс учения, то есть положительная мотивация перспективы. Для этого необходимо: усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с дифференцированной оценкой учителя; позитивное восприятие одноклассников и самих себя ; -создана в классе атмосфера взаимного уважения, доверия и тепла .
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА Мотивы- Мотивация- это те побуждения , из-за которых человек ставит перед собой определенную цель . В основе мотивов лежат определенные потребности. этот процесс побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость.
Какие мотивы побуждают школьников учиться . Начальная школа Ведущие мотивы : - чувство долга - престижная мотивация – желание получить высокую отметку ; - мотив избегания санкций . Основная мотивация : внешняя . Мотивация отличается неустойчивостью , что означает отсутствие интереса к определенным предметам , способности длительное время удерживать энергию сформированного намерения . Подростковая школа Стойкий интерес к определенному предмету . Мотив избегания неудачи . Желание иметь высокую отметку , даже если она не подкрепляется знаниями как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения . Познавательный интерес побуждает учиться высокомотивированных . Мотивация , вызванная подростковыми установками Старшая школа Мотивация продолжения образования . Выбор приоритетов при изучении предметов с позиции будущего . Значимость отметки как мотиватора снижается , она выступает как критерий качества знаний . Мотивация достижения высоких результатов по значимым предметам . Начинает преобладать внутренняя , собственная мотивация .
Два основных вопроса мотивации: 1. К чему побуждать? → вопрос направленности 2. Как побуждать? → вопрос энергии
Формирование мотивации учения Смысл учения Мотив учения Постановка целей Эмоции Учет возрастных особенностей школьников; Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач; Создание ситуации успеха; Вера учителя в возможности ученика (сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним); Формирование адекватной самооценки у учащихся; Выбор действий в соответствии с возможностями ученика. Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач; Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели; Выбор действия в соответствии с возможностями ученика; Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; Создание ситуации успеха. Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; Использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности; Эмоциональная речь учителя; Применение поощрения и порицания; Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; Использование игровых технологий. Компоненты мотивационной сферы Установки и действия педагога Интерес Использование проблемных ситуаций, способов, дискуссий; Нестандартная форма проведения урока; Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий; Эмоциональная речь учителя; Применение поощрения и порицания
Общая структура мотивации к учению а) Познавательная мотивация б) Мотивация достижения успеха д ) Компенсаторная мотивация в) Престижная мотивация г) Мотивация избегания неудачи
Познавательная мотивация Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается данная мотивация. Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат.
Мотивация достижения успеха У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив.
Престижная мотивация Характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями . Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Она становится мощным двигателем развития отличника. Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком приводят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха.
Мотивация избегания неудачи У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи. Дети стараются из бежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей. Тревожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность
Компенсаторная мотивация У неуспевающих детей возникает и особая мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием … Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится исходной.
Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха , с одной стороны, и развитие учебных интересов—с другой.
Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности Связанна непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора) Заложена в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей)
ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ Внутренняя мотивация — это стремление совершать деятельность ради нее самой, ради награды, которая содержится в самой этой деятельности. Главные мотиваторы — в душе человека , а не вне ее, необходимо использовать внутреннюю энергетику, а не сооружать хитроумные внешние рычаги .
Условия хорошей мотивации учебные задачи не должны быть как чрезмерно легкими , так и чрезмерно трудными ; важно определить достаточно времени на работу ; деятельность детей должна носить преимущественно самостоятельный характер ; оценку деятельности школьников следует осуществлять на основании объективных и известных критериев ; стимулировать состязательность среди учащихся примерно равных возможностей ; положительная мотивация должна преобладать над отрицательным стимулированием .
Какими же качествами должен обладать учитель, чтобы его отношения с учащимися содействовали появлению и проявлению интереса к предмету? Эрудиция учителя, умение последовательно усложнять познавательные задачи. Увлечённость предметом. Любовь к работе. Доброжелательное отношение к учащимся. Вера в ученика, в его познавательные силы (Педагогический оптимизм). Стремление к максимальной гибкости. Способность к сопереживанию, сочувствию, восприимчивость к потребностям учащихся. Умение придать личностную окраску преподаванию. Владение стилем доверительного (неформального) общения с учащимися. Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
. Лучшая мотивация всегда приходит изнутри. Майкл Джонсон
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образования».
Материал статьи обобщил опыт работы по теме «Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образ...
Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения мотивации к обучению на уроках и во внеурочной деятельности.
В данной статье представлен обзорный материал по вопросу здоровьесбережения в образовательном процессе....
МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
Данная статья посвящена вопросу как повысить уровень мотивации школьников в изучении географии, соответственно, и качество образования.Современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и снижен...
Повышение мотивации на уроке и во внеурочной деятельности как основа успешного овладения английским языком.
Статья о повышении мотивациии при обучении английскому языку...
Статья "Повышение мотивации обучающихся через использование информационно – коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности при обучении английскому языку"
Из опыта работы учителя английского языка...
Доклад на педсовет "Учебная мотивация как показатель качества обучения учащихся"
Доклад на педсовет "Учебная мотивация как показатель качества обучения учащихся"...
Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образования
В своей работе представляю те инструменты, которые позволяют поддерживать интерес учащихся на уроках и занятиях по русскому языку и литературе, формировать учебную мотивацию с целью повышения качества...