ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: от теории к практике
статья по теме

Абрамов Василий Иванович

 

  В настоящее время в практике обучения широко используются различные аспекты личностно -ориентированного образования. Однако под этим термином часто понимают любой эксперимент или инновацию, направ­ленные на развитие ребёнка, независимо от того, какими средствами они реализуются. Личностно ориентированное образование нередко путают с дифференцированным или развивающим обучением, а также с индиви­дуальным подходом. Некоторые не видят существенных различий между знаниевой и личностно ориентированной моделями об­разования.

Личностно ориентированное образова­ние — это процесс, в котором учащийся и учитель выступают как его субъекты. Оно на­правлено на развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostno_orientirovannoe_obrazovanie.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: от теории к практике

  В настоящее время в практике обучения широко используются различные аспекты личностно -ориентированного образования. Однако под этим термином часто понимают любой эксперимент или инновацию, направленные на развитие ребёнка, независимо от того, какими средствами они реализуются. Личностно ориентированное образование нередко путают с дифференцированным или развивающим обучением, а также с индивидуальным подходом. Некоторые не видят существенных различий между знаниевой и личностно ориентированной моделями образования.

Личностно ориентированное образование — это процесс, в котором учащийся и учитель выступают как его субъекты. Оно направлено на развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости. В процессе обучения учитываются ценностные ориентации школьника и структура его убеждений, на основе которых формируется его внутренняя модель мира, при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель — ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора [1, 2].

В табл. 1 (с. 32) проведено сравнение знаниевой и личностно ориентированной образовательных моделей обучения.

Таблица 1

Параметры сравнения

Модель обучения

Знаниевая

Личностно ориентированная

Цели образовательного процесса

Задаёт учитель

Формулируют учащиеся и учитель совместно

Ключевой принцип учёта личностного опыта

Селективная дифференциация

Элективная дифференциация

Особенности построения процесса обучения

Принцип построения обучения: «внешнее во внутреннее» (Л. С. Выготский).

Обучение внешне ориентировано. Прямой перенос этапов усвоения в обучение

Принцип построения обучения: «внешнее через внутреннее» (С. Л. Рубинштейн).

Обучение внутренне ориентировано.

Реализация всех компонентов усвоения с учётом индивидуальности учения

Педагогические средства

Дидактические материалы, рассчитанные на единый темп усвоения;

фронтальный метод работы;

деятельность по внешне заданному нормативу знаний,умений и навыков;

усвоение научных понятий;

выучивание определений и правил;

преобладание теоретических аспектов обучения;

использование единого для всех учащихся алгоритма деятельности;

подстраивание когнитивного стиля ученика под обучающий стиль учителя

Дидактические материалы, рассчитанные на индивидуальный темп усвоения, созданные с учётом познавательных особенностей учащихся;

самостоятельная работа учащихся, самостоятельный поиск;

дискуссии в микрогруппах;

полилог в классе;

выявление семантики ученика;

развитие житейских понятий до научных;

овладение определениями и правилами по ход> учебной деятельности (без предварительного заучивания);

выявление стратегий познания, изучение и развитие когнитивного стиля ученика;

обмен стратегиями между учащимися

Оценивание

Балльная система оценивания

Обратная связь по ходу и результатам усвоения знаний на основе содержательных критериев

Доминирующая форма

образовательного

процесса

Урок в классической форме с использованием игровой и интерактивной деятельности

Обеспечение дидактического цикла в различных видах деятельности: проектной, рефлексивной исследовательской

Обратная связь

Эпизодическая, востребована преимущественно учителем

Поэтапная (постоянная), востребована учащимся

  Сегодня технологически наиболее разработаны две концепции личностно ориентированного образования: А. А. Плигина и И. С. Якиманской.

  Рассмотрим общие средства организации урока в модели И. С. Якиманской [3]:

•  использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;

•  создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

•  стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.;

•  использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

•  оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно — неправильно), но и по процессу его достижения;

•  поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создание на уроке педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

  Логика организации урока в технологии целенаправленного развития познавательных стратегий в модели А. А. Плигина:

•  целеполагание учителем и учащимися;

•  актуализация опыта/проявление стратегии;

•  обратная связь по содержанию;

•  рефлексия стратегии;

•  анализ эффективности стратегии, обобщение;

•  развитие стратегии: обмен элементам!-: или стратегиями целиком;

•  опыт использования стратегии;

•  итоговое обобщение и контроль.

   Проанализировав содержание и пути реализации личностно ориентированного образования в каждой концепции, мы предлагаем вариант, объединяющий эти два подхода (см. схему).

  Кратко охарактеризуем этапы предлагаемой нами технологии организации образовательного процесса.

  Этап совместного целеполагания обеспечивает выявление интересов школьников, что несомненно, позволит изменить содержание мотивации (проявляются не только возможные перспективы, связанные с актуальностью темы, но и реальные интересы учащихся и их ожидания).

  Наличие этапа актуализации личностного опыта — одно из основных отличий личностно ориентированного урока от знаниевого, этот этап в значительной мере обеспечивает личностно ориентированную составляющую урока, согласование имеющихся смыслов с научными (житейских и научных понятий).

 На этапе презентации новых знаний важно обеспечить эвристические способы подачи учебного материала, которые максимально задействуют разнообразные типы мышления (сенсорное, логическое, метафорическое и т. д.) и соответствующие им интеллектуальные операции (сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, традукция и т. д.).

  Обратная связь на обоих этапах реализуется с учётом механизмов личностного развития. Необходимо стремиться к тому, чтобы оценка стала качественной обратной связью относительно процесса и результата деятельности. Она должна стать источником мотивации, инструментом коррекции познавательной деятельности и саморазвития личности, но ни в коем случае не полицейской дубинкой обучения. По нашему мнению, механизм оценивания (получения обратной связи) — основа не только изменений, но и психологической комфортности процесса образования. А для детей оценка их деятельности всегда сопряжена с личностной самооценкой и успешностью. Низкие учебные результаты не должны вызывать негативную оценку. Отметка может быть невысокой, но обратная связь всегда должна быть поддерживающей и вдохновлять учащегося на будущее продвижение вперёд.

  На этапе применения и закрепления знаний важно максимально использовать индивидуальные, соответствующие предпочтениям школьников упражнения, которые способствуют развитию их компетентности и предоставляют возможность выбора формы учебной деятельности и способа познания.

  Контроль предусматривает выбор учащимся содержания различного уровня сложности, а также наиболее подходящих для себя форм контрольных заданий (элемент разноуровневой дифференциации на итоговой стадии обучения).

Этапы организации личностно ориентированного дидактического цикла

  1. Совместное целеполагание    
  2. Актуализация личностного опыта
  3. Презентация новых знаний с учетом предпочтений
  4. Обратная связь по особой форме
  5. Применение и закрепление знаний
  6. Обратная связь и коррекция
  7. Итоговый контроль

  Дидактический цикл какой-либо предметной темы может быть реализован в процессе организации целой серии уроков, обеспечивая переход ученика от незнания к знанию. Проследим особенности организации личностно ориентированных уроков на примере дидактического цикла по теме «…..».

  1. Совместное целеполагание

В начале дидактического цикла, в ходе совместного (учащиеся и учитель) целеполагания выстраиваются, уточняются и согласовываются ожидания от урока.

 Что каждому из вас было бы интересно узнать о …..?

Затем учитель вместе с учащимися формулирует ключевые вопросы темы, учитывая интересы школьников.

•  Где применяются …. в жизни человека?

•  Зачем нужны знания о …..?

•  Могут ли ….. быть опасны для человека?

После этого учитель как специалист добавляет свои вопросы.

Затем общими усилиями формулируются и записываются на доске цели цикла уроков в рамках всей темы (табл. 2).

Таблица 2

Цели учителя

Цели учащихся

Узнать о применении,

выяснить их пользу и вред для человека

К этой таблице учитель и учащиеся обращаются на протяжении всех последующих уроков данной темы.

  1. Актуализация личностного опыта

  Этот этап позволяет каждому ученику обратиться к житейским понятиям и личностным смыслам, которые у него сформированы. Учащиеся многое знают из собственного опыта, предшествующего школьному обучению. Этот опыт нельзя игнорировать, так как, в отличие от вновь изученных научных понятий, он часто обладает большей прочностью и вмешивается в рассуждения и умозаключения детей.

Данный этап можно провести в виде дискуссии и полилога. 

  Учащиеся, выстраивая логические цепочки рассуждений, обмениваются догадками и выдвигают предположения, обращаясь к собственному опыту, делают вывод.

  Представленная ниже табл. 3 содержит рабочие материалы обсуждения  вопроса в одной из ученических групп (на предыдущих уроках учащимся было предложено выбрать форму работы — индивидуальную, в парах, групповую).

Таблица

Польза

Вред

 

  При постановке данного вопроса учащиеся высказывают разные точки зрения относительно одной и той же проблемы.

  Итак, учащиеся имеют определённые знания по изучаемой теме, но эти знания неполны и несистемны. Следуя принципам личностно ориентированного образования, признаём их как безусловную ценность, как проявление индивидуальности каждого учащегося через призму субъектного опыта. Поэтому всю последующую работу следует выстраивать с опорой на выявленное содержание субъектного опыта, подводя учащихся к принятому в науке выводу-обобщению.

  1. Презентация новых знаний с учётом предпочтений

   На этом этапе необходимо как можно шире задействовать познавательные предпочтения детей (сенсорные, логические и т. д.).

  Также важно использовать эвристические вопросы, помогающие учащимся выстроить логические умозаключения и уяснить сущность обсуждаемых понятий, предметов, явлений.

  Важное условие эффективной презентации знаний — задействование жизненного опыта учащихся.

  Таким образом, с учётом разнообразия логики мышления и организации учебно-познавательной деятельности учеников полезно использовать традуктивные связи и следующие последовательности организации дидактических блоков:

•  от общего к частному

•  от частного к общему

  По результатам второго и третьего этапов или непосредственно в процессе их реализации учащиеся заполняют табл. 4 для сравнения научных и житейских знаний. Благодаря работе с подобными таблицами происходит согласование житейских и научных знаний школьников.

Таблица 4

Житейские знания

Научные знания

Существенный признак

  1. Обратная связь по результатам презентации новых знаний

  С целью выяснения первичного уровня усвоения знаний нами была разработана табл. 5, заполнение которой позволяет учащимся подвести краткие итоги, а учителю — собрать информацию о понимании учебного материала.

Таблица 5

Вопрос

Результат

Что запомнили?

Что поняли?

Чему научились?

  После заполнения данной таблицы учитель проводит беседу, учащиеся делятся друг с другом достигнутыми на данном этапе результатами, уточняя, проверяя и корректируя свои знания благодаря обратной связи.

  1. Применение и закрепление знаний

   Вместо принятых в знаниевой модели принудительных упражнений целесообразно предоставить учащимся выбор, чтобы сделать и без того рутинный по своему содержанию процесс повторения разнообразнее и интереснее. Таким образом, учитель может попутно выяснить предпочтения школьников в плане содержания знаний, форм и видов деятельности. На этом этапе легче всего обеспечить возможность выбора формы работы (групповая, в парах, индивидуальная), но наиболее важно предложить выбор способа деятельности.

  Также важно обеспечить возможность выбора формы контроля: в виде теста, решения задач, выполнения творческого задания.

  1. Обратная связь и коррекция

 По результатам выполненных работ учащиеся заполняют табл. 6, краткий вариант которой представлен ниже. Это альтернативный вариант работы над ошибками после выполнения упражнений и решения задач Заполнение подобных таблиц помогает школьникам не только структурировать знания и умения, узнать свои слабые места, над «вторыми стоит поработать, но и лучше осознать то, что уже освоено.

  Таким образом, благодаря работе с данной таблицей обратная связь приобретает чётко выраженную качественную (а не только количественную) и содержательную направленность.    Учащимся не хватает опыта пооперационального управления своей учебной деятельностью на основе качественной обратной :вязи, этот опыт они и приобретают при заполнении данной таблицы.

Таблица 6

Действие

Выполнено верно или неверно

Скорректированный вариант

Объяснение

Пример

  1. Итоговый контроль

  Школьники имеют возможность выбрать контрольное задание по силам, с поэтапным (в соответствии с личностными особенностями сформированного познавательного опыта) усложнением содержания проверяемых знаний.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Плигин А. А. Личностно ориентированное образование: история и практика. — М.: КСП+, 2003.
  2. Плигин А. А. Познавательные стратегии школьников. — М., 2007.
  3. Якиманская И. С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности в условиях личностно-ориентированного образования

В условиях современного образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы ...

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Как пробуждается интерес ребёнка к научно-исследовательской деятльности? Как вырисовывается тема будущего исследования? Какова роль педагога, в этом процессе? Какие подводные камни таит в себе первая ...

Личностно-ориентированное образование, нравственные и духовные ценности личности

Все исследователи подчеркивают необходимость индивидуального подхода к обучению детей, значение единой образовательной стратегии средней школы как основного условия успешной работы с детьми. Тем не ме...

Воспитательные функции школы в условиях личностно-ориентированного образования.

Воспитательные функции школы в условиях личностно-ориентированного образования ориентированы на конкретную личность учащегося, а основу формирования этой личности составляют как минимум два элемента ...

Выступление по технологии личностно-ориентированного образования

Технологии личностно-ориентированного образования Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфлик...