Пути повышения мотивации учащихся 8 класса к обучению
статья по теме

В статье раскрываются методы повышения мотивации к обучению учащихся в условиях коррекционной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       ГКС(К)ОУ  ,,Школа-интернат №4  VI вида  г. Саратов.                                ,, Пути повышения  мотивация учащихся 8 класса к         обучению''                 Классный руководитель  Бережной В.В.

    ,, Увлекаться учением - значит знать толк в жизни, любить ее  и ценить ''.  Симон Львович Соловейчик. << Учение с увлечением>>

Формирование учебной мотивации у учащихся  без  преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы.

Каждый учитель хочет, что бы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Родители учащихся также заинтересованы в этом. Но иногда учителям и родителям приходится с  сожалением констатировать : ,,Не хочет учиться’’,  

,, Мог бы прекрасно заниматься, но желания нет ''.

В данном случае у ученика не сформировались  потребности в знаниях, нет интереса к учению.

В чем сущность потребности в знаниях?  Как она возникает и развивается? Какие педагогические средства  можно использовать для формирования у учащихся мотивации  для получения знаний?

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он равнодушно относится к учению и знаниям, не осознает потребности в нем.

В школе , к  сожалению, в качестве основной побудительной силы выступает отметка. А отметка – это определенная форма оценки. Оценка всегда есть и должна быть как можно более  развернутой.  

Детям важно знать, как их учебная деятельность, их школьные успехи оцениваются другими ( учителями, родителями, сверстниками). А оценка должна сравниваться с предыдущими результатами ребенка, а не с нормативами и тем более другими детьми. Это избавит ребенка  от отрицательных эмоций и страхов потерпеть неудачу в конкурентной борьбе за  ,,хорошую успеваемость'', которая стала  в школе самоценностью и стереотипом успешности.

Эффективность учебной деятельности зависит от ген, а так же знаний и  навыков приобретенных самим учеником.  Успеваемость- зависит от мотивации. Учебная деятельность имеет для различных школьников различный смысл.

Благоприятными особенностями мотивации учеников 8 класса является:

  • Потребность во  <<взрослости>>  --  нежелание  считать  себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, к другим людям, к себе.
  •  Особая восприимчивость подростка к усвоению норм поведения взрослого человека.
  • Общая активность, готовность включаться в различные виды деятельности  совместно со взрослыми и сверстниками.
  • Стремление подростка к самостоятельности.
  • Увеличение широты и разнообразия интересов.
  • Определенность и устойчивость интересов.
  • Развитие у подростка специальных способностей (музыкальных, литературных, технических и  т д. )          

Негативные же  характеристики учебной мотивации у подростков объясняются рядом объективных причин :

  • Незрелость оценок подростком самого себя и других людей приводит к трудностям во взаимоотношениях с ними. Именно это свойственно Борисову Леше. Он  не  принимает  на  веру мнение и оценки учителя, впадает в негативизм, в конфликты.
  • Барабонину  Кириллу в его стремлении к взрослости и нежелании прослыть отстающим среди сверстников свойственно проявление внешнего безразличия к мнению учителя и отметкам, ему выставляемым, порой даже какой-то бравады. Но несмотря на это, он дорожит мнением взрослого и его необходимо почаще хвалить.  
  • Недостаточное понимание связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем снижает положительное отношение к обучению. Это свойственно Иванову Андрею.
  • Избирательный интерес к одним учебным предметам снижает интерес  к другим из-за неумения подростка совместить их, правильно организовать свою учебную работу. Увлечение Яценко Анны английским языком, не дает ей быть также успешной с другими предметами.
  • Излишняя широта интересов Знаменщикова Ивана приводит к поверхности и разбросанности, внеклассные и внешкольные занятия составляют серьезную  конкуренцию  учебной деятельности,  тем более все это на фоне большого количества пропусков учебных занятий по состоянию здоровья.

Однако все ученики 8 класса считают наиболее значимым является мотив овладения новыми знаниями и главное содержание мотивации в этом возрасте – научится сотрудничать с другими людьми в ходе совместно осуществляемой учебной деятельности. Здесь выходят на первый план задачи самообразования.   Способами осуществления самообразования здесь является выборочное и довольно систематическое чтение новых источников, усвоение новой информации  одновременно максимальное использование материала школьной программы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

Пути повышения мотивации учащихся на уроках математики

Для повышения мотивации учащихся имеет значение коммуникативное поведение учителя, тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манера обращения к учащимся, умение поддержать контакт с ни...

Информационно-коммуникативные технологии как условие повышения мотивации учащихся в процессе обучения английскому языку.

Задача современного учителя английского состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения языком, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому учащемуся проявить свою акт...

Обобщение опыта работы по теме "Пути повышения мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении иностранному языку"

Обобщение опыта работы по теме "Пути повышения мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении иностранному языку"...

Пути повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка.

Вопросам повышения мотивации, сохранения и развития у школьников интереса к предмету < иностранный язык> уделяется большое внимание, как в психологии, так и в методике обучения этому предмету....

Пути повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка

Цель современного учителя - выбор методов и форм организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели обучения - формирования мотивированной компетентной лично...

Пути повышения мотивации учащихся при изучении английского языка в современной школе.

Положительно эмоциональное, комфортное общение создает условия для творческой совместной деятельности....