Физкультминутки
учебно-методический материал по теме
Эффективным активным отдыхом для учащихся является проведение физкультурных минуток на общеобразовательных уроках. Применение кратковременных физических упражнений способствует снижению утомления и повышению умственной работоспособности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
физкультминутки | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Эффективным активным отдыхом для учащихся является проведение физкультурных минуток на общеобразовательных уроках. Применение кратковременных физических упражнений способствует снижению утомления и повышению умственной работоспособности учащихся. Комплексы упражнений, подобранные для этого, должны включать двигательные действия, отличающиеся по своей структуре от положения тела и движений, выполняемых при учебной работе, что должно усилить двигательную активность организма и вовлечь в активную работу группу мышц, несущих статическую нагрузку. В комплексы физкультминуток можно включать 4-5 упражнений. Смену комплексов физкультминуток следует осуществлять не реже одного раза в две недели.
Основные требования к организации и проведению физкультминуток.
1. Физкультминутки проводятся на начальном этапе утомления (8-13-15-я минута занятия в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и двигательного режима). Исследования показывают, что младших школьников наиболее целесообразно их проведение между 15-й и 20-й минутами, для средних и старших школьников между 20-й и 25-й минутами.
2. Упражнения в составе физкультминуток должны быть занимательны, знакомы детям и интересны, но не сложны по координации движений.
3. Физкультминутки направлены на активную работу утомленных мышц, которые до этого выполнили статическую нагрузку.
4. Комплексы упражнений подбирают в зависимости от вида и его содержания.
5. Данные комплексы должны быть разными по содержанию и форме.
6. В физкультминутки включают упражнения на развитие разных групп мышц.
7. Продолжительность выполнения комплекса упражнений в физкультминутке от 1,5 -2 до 2-4 минут.
8. В перерыве между двумя уроками, физкультминутки целесообразнее проводить с предметами (мячами, скакалками.)
9. Одной из форм проведения физкультминуток могут быть так же эстафеты и подвижные игры.
10. Физкультминутки могут проводиться, когда учащиеся сидят за партой или стоят возле нее, находятся у классной доски, в проходах между партами и т.д.
11. Упражнения следует выполнять при разном построении учащихся: в кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах, взявшись за руки, в колоннах, в шеренгах
Рекомендации для учителя.
Учитель должен:
1) проводить физкультминутки, находясь в хорошем настроении;
2) обладать педагогическим тактом в работе с детьми;
3) владеть высокой двигательной культурой;
4) образно, красиво показывать детям упражнения;
5) знать основы терминологии физических упражнений;
6) уметь сочетать движения с музыкальным ритмом.
Наиболее любимы детьми комплексы упражнений, выполняемые под стихотворный текст, так как он легко запоминается и благодаря этому учащиеся быстрее осваивают движения. Тексты стихотворения совсем не обязательно заранее разучивать с детьми, их может зачитать педагог, проводящий урок. Если детям комплексы нравятся, то они запоминают стихотворный текст в процессе выполнения упражнений при неоднократном повторении.
Физкультминутки с использованием стихотворного текста довольно часто используются на уроках. При подборе их к конкретному уроку учителю следует обратить внимание на следующее:
1) содержание стихотворного текста должно быть понятно детям;
2) стихотворными текстами могут служить загадки, считалки, потешки, поговорки;
3) данные тексты должны сочетаться с ритмом движений.
Тексты физкультминуток.
Мы писали и устали,
Все мы дружно тихо встали,
Ножками потопали: раз, два, три (топают ногами).
Ручками похлопали: раз, два, три (хлопают руками).
Сели , встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём.
Руки выше, шире плечи (вытягивают руки вверх),
Раз, два, три, дыши ровней (машут руками),
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней.
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз-присели, два-привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой – встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь (прыжки на месте),
Будто мой упругий мяч.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли низко поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились,
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш метров через двести!
Раз – два, раз – два,
Хватит, прибежали.(останавливают бег на месте,
плавно поднимают руки вверх, опускают через стороны)
Потянулись, подышали.
Гимнастика для глаз
Упражнения выполняются сидя. Дыхание свободное, без напряжения.
1. Пальминг. Сядь прямо. Прикрой глаза ладошками так, чтобы не было щёлочек, опусти веки, сосчитай до двадцати.
2. Письмо носом. Представь, что твой нос – ручка, которой можно написать. В воздухе напиши носом своё имя, имя соседа, название месяца, название любимого блюда и т.д.
3. Сквозь пальцы. Разомкни пальцы и прикрой ими глаза. Глядя сквозь них, делай плавные повороты головой направо – налево.
4. Часики. Широко открытыми глазами водим по часовой стрелке. (3, 6, 9, 12)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация о физкультминутках на уроках русского языка
Упражнения для проведения физминуток, адаптированные для уроков русского языка...
Физкультминутка на уроках в школе
Обучение в школе – серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. Известно, что дети быстро утом...
Физкультминутка
Авторская физкультминутка «Хочешь быть здоров всегда!».Подготовила: Стром И.А....
Электронная физкультминутка
Физкультминутка для снятия зрительной усталости для детей дошкольного возраста и начальных классов....
Физкультминутки для старшеклассников (по системе М.С. Норбекова)
На протяжении 10 лет я являюсь поклонником систеиы М.С.Норбекова. Сам занимаюсь суставной гимнастикой, дыхательной гимнастикой и гимнастикой для глаз. На своём опыте я ощущаю большую пользу от этих за...
Физкультминутки на уроках английского языка
На уроках английского языка значительную нагрузку испытывают органы зрения, слуха, мышцы туловища, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить детям возможность отдохнуть, переключиться на другой в...
Физкультминутка на уроках математики
Последнее время в нашей школе увеличивается количество часто болеющих детей, детей с неправильной осанкой и ослабленным зрением. Почему это происходит? Ответ прост. На это влияет образ жизни сов...