Модель организации внеурочной деятельности обучающихся МКОУ «СОШ № 7»
учебно-методический материал по теме

Особенности  модели внеурочной деятельности школы.  Использование  средства укрепления эмоционального здоровья школьников - арттерапии

В нашей школе используется два вида арттерапии: имаготерапия и музыкотерапия.

Проблемы и способы их решения.

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд

Модель организации внеурочной деятельности обучающихся
МКОУ «СОШ № 7»

2 слайд

 В соответствии с приказом  Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

3 слайд

Разработаны полярные модели организации внеурочной деятельности:

  • Модель внеурочной деятельности, основанная на мобилизации (актуализации) внутренних ресурсов общеобразовательного учреждения.
  • Модель внеурочной деятельности, основанная на установлении сетевого взаимодействия с социальными партнерами.

4 слайд

В чём заключается особенности этой модели.

  • Систематизация воспитательной работы
  • Внедрение новых конструкций организации образовательного процесса
  • Совершенствование методической работы внутри общеобразовательного учреждения, систематическое повышение квалификации педагогических работников во всем разнообразии форм
  • Достижение нового уровня взаимодействия с родительским сообществом, более активное вовлечение родителей (законных представителей) обучающихся в жизнь школы

5 слайд

Содержательные аспекты:

  • Достижение нового уровня взаимодействия с родительским сообществом, более активное вовлечение родителей (законных представителей) обучающихся в жизнь школы
  • Совершенствование методической работы внутри общеобразовательного учреждения, систематическое повышение квалификации педагогических работников во всем разнообразии форм
  • Внедрение новых конструкций организации образовательного процесса

6слайд

Формируются  индивидуальные образовательные траектории обучающихся в рамках внеурочной деятельности.

Для этого ведётся учет  запросов обучающихся и родителей на организацию второй половины дня,

учет занятости обучающихся вне школы.

Специалистами образовательного учреждения разрабатывается спектр программ внеурочной деятельности.

Программы разрабатываются с учетом их пролонгации на каждый год первой ступени общего образования.

7 слайд

Внеурочная деятельность -  это совместная работа

  • Учреждений дополнительного образования
  • Классных руководителей
  • Воспитателей групп продлённого дня
  • Психолога и социального педагога школы

8 слайд

На что мы ориентировались при организации внеурочной деятельности

Изучили запросы родителей, выбрали  приоритетные направления деятельности школы, учли интересы и склонности педагогов, обратили внимание на рекомендации психолога.

9 слайд

Основными принципами реализации модели внеурочной деятельности являются:

  • Соответствие возрастным особенностям
  • Преемственность с технологиями учебной деятельности
  • Опора на традиции и положительный опыт
  • Свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка

10 слайд

 При каких условиях эта модель будет эффективно работать?

  • Если  школьники будут  удовлетворять потребность в общении, развивать творческие способности и самореализовываться;
  • Им будет обеспечены различные виды деятельности по их интересам и увлечениям,
  • Если будут использованы все социокультурные возможности школы и микрорайона

11 слайд

Каких воспитательных результаты внеурочной деятельности мы стараемся добиться?

                                 На 1-м уровне

    Школьник приобретает социальные знания

                                 На 2-м уровне

    Школьник получает опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

                                 На 3-м уровне

    Школьник самостоятельно действует в общественной жизни

12 слайд

Виды внеурочной деятельности

  • Игровая
  • Познавательная
  • Проблемно-ценностное общение
  • Досугово-развлекательная
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество
  • Трудовая деятельность
  • Спортивно-оздоровительная

13 слайд

В начале года было проведено анкетирование родителей.

 В результате 50% выбрали спортивно-оздоровительное  направление;

24% - художественно-эстетическое

21% - общеинтеллектуальное

3% - гражданско-патриотическое

2% - коррекционно-развивающее

 

14 слайд

Так выглядит наш план внеурочной деятельности.

При подготовке мы выбрали следующие программы внеурочной деятельности:

«Музей в твоем классе», «Наглядная геометрия», «Закулисье», «Театр», «Детская риторика», «Юный патриот», «Планета здоровья», «Подвижные игры», «Информатика», «Росток».

Использованы формы организации внеурочной деятельности такие как:

кружок, клуб, факультатив, проектная деятельность, круглый стол, общественно-полезный труд.

        В таблице видно, что программы охватывают сразу несколько направлений. Например, кружок «Музей в твоем классе» - духовно-нравственное и социальное, а общественно-полезный труд «Росток» сразу четыре: спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Потому что на одном и том же занятии мы знакомим детей с культурными ценностями, им приходится применять свои интеллектуальные способности, при этом общаться с разными людьми и работать на свежем воздухе.

15 слайд

Режим дня

8.30 – 11.35 – Учебная деятельность (4 урока с активной фазой 35 минут)

11.35 – 12.20 – Динамическая пауза (пребывание на свежем воздухе)

12.20 – 12.30 – Подготовка к обеду, гигиенические процедуры

12.30 – 12.45 - Обед  

12.45-12.50 – Подготовка к внеурочной деятельности

12.50 – 13.35 – Развивающее занятие по расписанию

13.25 – 13.35 – Активный отдых

13.35 – 14.10 – Развивающее занятие по расписанию  

14.10 – 14.30 -  Уход детей домой, пребывание в группе продлённого дня

16 слайд

В школе соблюдаются все необходимые гигиенические требования:

организовано двухразовое  горячее питание,

обязательное пребывание на свежем воздухе,

активный отдых при смене занятий (динамические паузы, игры)

17 слайд

Преимущества модели в том, что созданы условия обучающимся для реального выбора наиболее привлекательных для них форм и видов внеурочной деятельности; обучающиеся имеют возможность перейти из одной группы в другую (в течение учебного года);обеспечение вариативности программ внеурочной деятельности – есть группы по выбору учащихся всех классов.

18-24 слайды

Программы

25 слайд

 В своей работе мы используем такое средство укрепления эмоционального здоровья школьников как арттерапия.

В условиях реформирования современного общества перед педагогами стоит задача создания адекватных условий воспитания и обучения каждому ребенку. Дети являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из таких форм является арттерапия.

         На протяжении долгого времени арттерапия (буквально «терапия искусством) успешно используется в медицине, педагогике, психологии, в том числе и специальной.

Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем и философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Использование разных видов искусства в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции (Пифагор, Аристотель, Платон указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки), Китае (музыка использовалась достаточно широко и в соответствии с правилами традиционной китайской медицины), Индии (индийская философия утверждает, что отражение спокойствия души и мира может быть осуществлено с помощью музыки). В Средние века практика музыкотерапии связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. В России по инициативе В.М.Бехтерева в 1912 г. был основан Комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошли ряд видных врачей и представителей музыкального мира. Специальные исследования выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. В результате этих исследований были сделаны выводы о том, что отрицательные эмоции блокируют функции головного мозга, что приводит к потере ориентировки человека в окружающей среде, а положительные эмоции от общения с искусством, наоборот, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы. В России во второй половине ХХ в. арттерапия разрабатывается и используется в лечебных и коррекционных целях, как в различных направлениях медицины, так и в психологии, в частности, специальной.

Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизация основывается, прежде всего, на специфике видов искусства (музыка – музыкотерапия, изобразительное искусство – изотерапия, танец, движение – кинезитерапия, театр – имаготерапия, литература – библиотерапия). В свою очередь каждый вид арттерапии подразделяется на подвиды.

            Арттерапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей, обеспечивают коррекцию нарушений в эмоционально-волевой сфере, их психоэмоционального состояния, психофизиологических процессов, способствуют эмоциональному  здоровью посредством соприкосновения с искусством.

Автор: Ягудина Светлана Эркиновна, музыкальный руководитель МБДОУ "Детский сад №68 "Василёк" г.Набережные

26 слайд

В нашей школе используется два вида арттерапии: имаготерапия и музыкотерапия.

Имаготерапия.

Имаготерапия (от лат.imago – образ) занимает особое место в арттерапии. Её основой является театрализация психотерапевтического процесса. Достижение психокоррекционного эффекта обеспечивается путем развития и обогащения личности. Для этого используется творческая активность личности.

         Имаготерапия имеет различные подвиды: куклотерапия, образно-ролевая драмтерапия, психодрама.

Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Данная методика используется при различных нарушениях поведения, страхах, нарушениях в эмоционально-волевой сфере и т.д.

27 слайд

Музыкотерапия.

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др. Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушающего. Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки – ритма, тональности, показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы – возбуждают, консонансы – успокаивают. Музыкотерапия может быть представлена в форме рецептивной (пассивной) и активной (активное выражение себя в музыке). Музыка, как самый эмоциональный из всех видов искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. Следовательно, вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.д.), проходят невротические проявления (страхи, тревожность, неуверенность и др.). Таким образом, активно участвуя в музыкотерапевтическом сеансе, ребенок получает возможность выразить себя, свое эмоциональное состояние пением, движением, игрой на инструменте, приводит к разрешению внутреннего конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния.

28-29 слайд

 Есть у нас конечно и проблемы, но мы пытаемся их решать.

Ещё мало существует программ, адекватных задачам  и возрасту, поэтому учителя формируют банк программ и разрабатывают программы самостоятельно.

Не все педагоги, особенно старших классов, которые были задействованы в реализации программ внеурочной деятельности, прошли курсы повышения квалификации по ФГОС – для них были проведены внутришкольные методические семинары.

Следующая проблема - недостаточное материально-техническое обеспечение школы. Для пополнение МТБ формируем заявки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО

Признавая социализацию в качестве одной из задач  российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии.Решение задач в...

Проект «Модель организации внеурочной деятельности в гимназии»

Здоровье ― основной собственный ресурс каждого из нас. К сожалению, оно занимает у человека далеко и не всегда первое место, которое у некоторых отведено вещам и другим материальным благам жизни...

Модель организации внеурочной деятельности начального общего образования

Модель организации внеурочной деятельностиначального общего образования...

Презентация модели организации внеурочной деятельности (5 класс ФГОС ООО)

В презентации представлена оптимизационная модель организации внеурочной деятельности в 5 классаз в условиях реализации ФГОС ООО....

Модель организации внеурочной деятельности учащихся в рамках введения ФГОС ООО

Разработка внедрения ФГОС по внеурочную работу в среднем звене....

Модель организации внеурочной деятельности при переходе на ФГОС

Модель "Школа - социокультурный центр" разработана мной в рамках республиканской опорно-методической площадки. Модель "Школа - социокульткурный центр"  - победитель республиканского конкурса на л...