Модель организации внеурочной деятельности обучающихся МКОУ «СОШ № 7»
учебно-методический материал по теме
Особенности модели внеурочной деятельности школы. Использование средства укрепления эмоционального здоровья школьников - арттерапии
В нашей школе используется два вида арттерапии: имаготерапия и музыкотерапия.
Проблемы и способы их решения.
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_organizatsii_vneurochnoy_deyatelnosti_obuchayushchikhsya_sosh_no7.docx | 32.45 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд
Модель организации внеурочной деятельности обучающихся
МКОУ «СОШ № 7»
2 слайд
В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
3 слайд
Разработаны полярные модели организации внеурочной деятельности:
- Модель внеурочной деятельности, основанная на мобилизации (актуализации) внутренних ресурсов общеобразовательного учреждения.
- Модель внеурочной деятельности, основанная на установлении сетевого взаимодействия с социальными партнерами.
4 слайд
В чём заключается особенности этой модели.
- Систематизация воспитательной работы
- Внедрение новых конструкций организации образовательного процесса
- Совершенствование методической работы внутри общеобразовательного учреждения, систематическое повышение квалификации педагогических работников во всем разнообразии форм
- Достижение нового уровня взаимодействия с родительским сообществом, более активное вовлечение родителей (законных представителей) обучающихся в жизнь школы
5 слайд
Содержательные аспекты:
- Достижение нового уровня взаимодействия с родительским сообществом, более активное вовлечение родителей (законных представителей) обучающихся в жизнь школы
- Совершенствование методической работы внутри общеобразовательного учреждения, систематическое повышение квалификации педагогических работников во всем разнообразии форм
- Внедрение новых конструкций организации образовательного процесса
6слайд
Формируются индивидуальные образовательные траектории обучающихся в рамках внеурочной деятельности.
Для этого ведётся учет запросов обучающихся и родителей на организацию второй половины дня,
учет занятости обучающихся вне школы.
Специалистами образовательного учреждения разрабатывается спектр программ внеурочной деятельности.
Программы разрабатываются с учетом их пролонгации на каждый год первой ступени общего образования.
7 слайд
Внеурочная деятельность - это совместная работа
- Учреждений дополнительного образования
- Классных руководителей
- Воспитателей групп продлённого дня
- Психолога и социального педагога школы
8 слайд
На что мы ориентировались при организации внеурочной деятельности
Изучили запросы родителей, выбрали приоритетные направления деятельности школы, учли интересы и склонности педагогов, обратили внимание на рекомендации психолога.
9 слайд
Основными принципами реализации модели внеурочной деятельности являются:
- Соответствие возрастным особенностям
- Преемственность с технологиями учебной деятельности
- Опора на традиции и положительный опыт
- Свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка
10 слайд
При каких условиях эта модель будет эффективно работать?
- Если школьники будут удовлетворять потребность в общении, развивать творческие способности и самореализовываться;
- Им будет обеспечены различные виды деятельности по их интересам и увлечениям,
- Если будут использованы все социокультурные возможности школы и микрорайона
11 слайд
Каких воспитательных результаты внеурочной деятельности мы стараемся добиться?
На 1-м уровне
Школьник приобретает социальные знания
На 2-м уровне
Школьник получает опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям
На 3-м уровне
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
12 слайд
Виды внеурочной деятельности
- Игровая
- Познавательная
- Проблемно-ценностное общение
- Досугово-развлекательная
- Художественное творчество
- Социальное творчество
- Трудовая деятельность
- Спортивно-оздоровительная
13 слайд
В начале года было проведено анкетирование родителей.
В результате 50% выбрали спортивно-оздоровительное направление;
24% - художественно-эстетическое
21% - общеинтеллектуальное
3% - гражданско-патриотическое
2% - коррекционно-развивающее
14 слайд
Так выглядит наш план внеурочной деятельности.
При подготовке мы выбрали следующие программы внеурочной деятельности:
«Музей в твоем классе», «Наглядная геометрия», «Закулисье», «Театр», «Детская риторика», «Юный патриот», «Планета здоровья», «Подвижные игры», «Информатика», «Росток».
Использованы формы организации внеурочной деятельности такие как:
кружок, клуб, факультатив, проектная деятельность, круглый стол, общественно-полезный труд.
В таблице видно, что программы охватывают сразу несколько направлений. Например, кружок «Музей в твоем классе» - духовно-нравственное и социальное, а общественно-полезный труд «Росток» сразу четыре: спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Потому что на одном и том же занятии мы знакомим детей с культурными ценностями, им приходится применять свои интеллектуальные способности, при этом общаться с разными людьми и работать на свежем воздухе.
15 слайд
Режим дня
8.30 – 11.35 – Учебная деятельность (4 урока с активной фазой 35 минут)
11.35 – 12.20 – Динамическая пауза (пребывание на свежем воздухе)
12.20 – 12.30 – Подготовка к обеду, гигиенические процедуры
12.30 – 12.45 - Обед
12.45-12.50 – Подготовка к внеурочной деятельности
12.50 – 13.35 – Развивающее занятие по расписанию
13.25 – 13.35 – Активный отдых
13.35 – 14.10 – Развивающее занятие по расписанию
14.10 – 14.30 - Уход детей домой, пребывание в группе продлённого дня
16 слайд
В школе соблюдаются все необходимые гигиенические требования:
организовано двухразовое горячее питание,
обязательное пребывание на свежем воздухе,
активный отдых при смене занятий (динамические паузы, игры)
17 слайд
Преимущества модели в том, что созданы условия обучающимся для реального выбора наиболее привлекательных для них форм и видов внеурочной деятельности; обучающиеся имеют возможность перейти из одной группы в другую (в течение учебного года);обеспечение вариативности программ внеурочной деятельности – есть группы по выбору учащихся всех классов.
18-24 слайды
Программы
25 слайд
В своей работе мы используем такое средство укрепления эмоционального здоровья школьников как арттерапия.
В условиях реформирования современного общества перед педагогами стоит задача создания адекватных условий воспитания и обучения каждому ребенку. Дети являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из таких форм является арттерапия.
На протяжении долгого времени арттерапия (буквально «терапия искусством) успешно используется в медицине, педагогике, психологии, в том числе и специальной.
Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем и философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Использование разных видов искусства в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции (Пифагор, Аристотель, Платон указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки), Китае (музыка использовалась достаточно широко и в соответствии с правилами традиционной китайской медицины), Индии (индийская философия утверждает, что отражение спокойствия души и мира может быть осуществлено с помощью музыки). В Средние века практика музыкотерапии связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. В России по инициативе В.М.Бехтерева в 1912 г. был основан Комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошли ряд видных врачей и представителей музыкального мира. Специальные исследования выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. В результате этих исследований были сделаны выводы о том, что отрицательные эмоции блокируют функции головного мозга, что приводит к потере ориентировки человека в окружающей среде, а положительные эмоции от общения с искусством, наоборот, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы. В России во второй половине ХХ в. арттерапия разрабатывается и используется в лечебных и коррекционных целях, как в различных направлениях медицины, так и в психологии, в частности, специальной.
Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизация основывается, прежде всего, на специфике видов искусства (музыка – музыкотерапия, изобразительное искусство – изотерапия, танец, движение – кинезитерапия, театр – имаготерапия, литература – библиотерапия). В свою очередь каждый вид арттерапии подразделяется на подвиды.
Арттерапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей, обеспечивают коррекцию нарушений в эмоционально-волевой сфере, их психоэмоционального состояния, психофизиологических процессов, способствуют эмоциональному здоровью посредством соприкосновения с искусством.
Автор: Ягудина Светлана Эркиновна, музыкальный руководитель МБДОУ "Детский сад №68 "Василёк" г.Набережные
26 слайд
В нашей школе используется два вида арттерапии: имаготерапия и музыкотерапия.
Имаготерапия.
Имаготерапия (от лат.imago – образ) занимает особое место в арттерапии. Её основой является театрализация психотерапевтического процесса. Достижение психокоррекционного эффекта обеспечивается путем развития и обогащения личности. Для этого используется творческая активность личности.
Имаготерапия имеет различные подвиды: куклотерапия, образно-ролевая драмтерапия, психодрама.
Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Данная методика используется при различных нарушениях поведения, страхах, нарушениях в эмоционально-волевой сфере и т.д.
27 слайд
Музыкотерапия.
Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др. Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушающего. Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки – ритма, тональности, показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы – возбуждают, консонансы – успокаивают. Музыкотерапия может быть представлена в форме рецептивной (пассивной) и активной (активное выражение себя в музыке). Музыка, как самый эмоциональный из всех видов искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. Следовательно, вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.д.), проходят невротические проявления (страхи, тревожность, неуверенность и др.). Таким образом, активно участвуя в музыкотерапевтическом сеансе, ребенок получает возможность выразить себя, свое эмоциональное состояние пением, движением, игрой на инструменте, приводит к разрешению внутреннего конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния.
28-29 слайд
Есть у нас конечно и проблемы, но мы пытаемся их решать.
Ещё мало существует программ, адекватных задачам и возрасту, поэтому учителя формируют банк программ и разрабатывают программы самостоятельно.
Не все педагоги, особенно старших классов, которые были задействованы в реализации программ внеурочной деятельности, прошли курсы повышения квалификации по ФГОС – для них были проведены внутришкольные методические семинары.
Следующая проблема - недостаточное материально-техническое обеспечение школы. Для пополнение МТБ формируем заявки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО
Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии.Решение задач в...
Модель организации внеурочной деятельности школьников ООО
Важной задачей является усиление...
Проект «Модель организации внеурочной деятельности в гимназии»
Здоровье ― основной собственный ресурс каждого из нас. К сожалению, оно занимает у человека далеко и не всегда первое место, которое у некоторых отведено вещам и другим материальным благам жизни...
Модель организации внеурочной деятельности начального общего образования
Модель организации внеурочной деятельностиначального общего образования...
Презентация модели организации внеурочной деятельности (5 класс ФГОС ООО)
В презентации представлена оптимизационная модель организации внеурочной деятельности в 5 классаз в условиях реализации ФГОС ООО....
Модель организации внеурочной деятельности учащихся в рамках введения ФГОС ООО
Разработка внедрения ФГОС по внеурочную работу в среднем звене....
Модель организации внеурочной деятельности при переходе на ФГОС
Модель "Школа - социокультурный центр" разработана мной в рамках республиканской опорно-методической площадки. Модель "Школа - социокульткурный центр" - победитель республиканского конкурса на л...