ЗНАТЬ ИСТОРИЮ СВОЕГО ОТЕЧЕСТВА - БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ И ГРАЖДАНИНОМ.
статья по теме
Статья "ЗНАТЬ ИСТОРИЮ СВОЕГО ОТЕЧЕСТВА - БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ И ГРАЖДАНИНОМ" учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ № 922 Щукиной Ирины Владимировны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_10.docx | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАТЬ ИСТОРИЮ СВОЕГО ОТЕЧЕСТВА - БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ И ГРАЖДАНИНОМ.
На протяжении всего времени люди обращались к своему историческому прошлому не только для того,чтобы узнать факты и события давно минувших дней,но и для того,чтобы лучше понять настоящее и,по-возможности,определиться в дне завтрашнем.И сейчас одной из самых важных задач образования является пробуждение у школьников интереса к проблемам истории,как отечественной,так и мировой.
История-это наука,изучающая развитие человеческого общества во всей его конкретности и многообразии с целью понимания настоящего и перспектив его развития.
В сферу изучения отечественной истории входит деятельность правительств,социальных групп,партий и общественных организаций,движений,функционирование экономических систем,государственных институтов,политических режимов,развитие общественно-политической мысли,таких явлений,как революции и контрреволюции,реформы и контрреформы,взаимодействие «верхов» и «низов».
Говоря обобщенно,история изучает производство и воспроизводство реальных условий жизни общества во всем ее богатстве и разнообразии,со всеми свойственными ей противоречиями,социальными конфликтами,механизмами их разрешения и т.д.
Как предмет изучения отечественная история во многих аспектах находится в стадии переосмысления.И здесь важно сохранить преемственность с достижениями исторической науки в прошлом и вместе с тем избавиться от догматизма,шаблона,схематизма,не позволив при этом существовать «анархизму» точек зрения.
При изучении проблем отечественной истории следует опираться на всю сумму фактов,проникать в их сущность,давать им научную интерпретацию,помня о том,что история не может быть только историей идей,она в полной мере является историй людей.
Чрезвычайно важным для научного освещения истории является признание альтернативности исторического развития.При наличии объективных условий и субъективного фактора определенные исторические тенденции становятся реальностью ( напр.,революции в России н.20в.),отображая целостность мирового развития.При другом соотношении сил могут состояться (и так происходит) события особенного значения.При любой ситуации историческая тенденция продолжает жить,преломляясь через деятельность и интересы сил,ее представляющих.Альтернативность свидетельствует о многовариантности исторического процесса,подтверждает факт о нефатальности событий.
С проблемой альтернативности тесно связана и проблема поступательности исторического развития.В современной науке утвердилась тенденция отказа от сугубо формационного подхода к объяснению истории,когда развитие общества представлялось как последовательная смена общественно-экономических формаций от первобытнообщинного строя к рабовладельческому и т.д. до неизбежного наступления коммунизма.Надо сразу сказать,что подобная перспектива на сегодняшний день историками и социологами не сбрасывается со счетов, а рассматривается как реальность далекого будущего.
В своем развитии история идет не всегда прямолинейно: поступательное движение может сменяться нисходящим или зигзагообразным.Загнать историю в жесткие рамки формул нельзя,т.к. ее творят люди!
Человечество в своем развитии,несмотря на огромные научно-технические достижения,может зайти в тупик,если оно не дает своевременный ответ на вызов времени.Дело каждого культурного человека – уметь извлечь уроки прошлого,что необходимо для настоящего и будущего.
Сегодня одной из сложных проблем школы является формирование умения получать знания самостоятельно из различных источников,осмысливать их,отстаивать свое мнение,делать выводы.Для решения этой задачи в нашем образовательном учреждении есть все возможности:компьютерные классы,подбор литературы в предметных классах ,высококвалифицированные специалисты,все технические средства обучения последнего поколения,но несмотря на это,достичь желаемого результата можно лишь при наличии глубокого интереса учащихся к предмету.Более того,к сожалению,старшеклассники сегодня ориентируются в первую очередь на необходимость выбора предметов для итоговой аттестации в формате ЕГЭ,которые им понадобятся при поступлении в высшие учебные заведения.
Учащиеся нашей школы нашли для себя различные формы реализации своих познавательных интересов-это проектная деятельность,участие в конкурсах разного уровня,конференциях.Здесь каждый ученик может в полной мере продемонстрировать не только свои умения и навыки,а главное-свою гражданскую позицию.В этом смысле весьма показателен проект 11-х классов «Молодежь и политика» в курсе обществознания (учитель Власова Т.А. и Щукина И.В.).Проблемы,которые были затронуты настолько захватили ребят,что несмотря на огромную подготовительную работу и затем на 4-х часовую конференцию,они готовы были работать еще и еще.Здесь стоит сказать и о том,что выпускники с полной ответственностью отнеслись к подбору материала,формулированию проблем и,самое главное,не просто обсудили все вопросы,а внесли столько конструктивных предложений,что все они легли в основу резолюции конференции,которая была отправлена по электронной почте в Государственную Думу.Ответное письмо не просто воодушевило ребят,они убедились,что их мнение важно,а значит-надо ставить новые задачи и решать их.
Словом,подлинный интерес к истории не терпит догматизма.История открывается только тем,кто воодушевлен стремлением к полноте знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Введение в историю "№нать своих предков-знать историю" 5 класс
Урок - презентация "Знать своих предков-знать историю" 5 класс....
Воспитание человека и гражданина на уроках истории и обществознания и во внеурочной работе
В современной России перед школой стоит важнейшая задача – формирование гражданских качеств у нового поколения россиян на основе современных знаний и умений. Они помогут личности раз...
Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"
1. Цель урока: Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...
Тест по теме "Права человека и гражданина РФ. Конституционные обязанности гражданина РФ" с ответами
Тест по теме "Права человека ии гражданина РФ" с ответами в формате ЕГЭ...
Разработка урока по обществознанию в 11 классе по теме «Права человека и гражданина: история развития в XX веке”
В конспекте урока моей целью является помочь старшеклассникам разобраться в реалиях современной жизни, осмыслить историю прошлого на примере Конституций Российского государства разных лет....
Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.
Презентация к уроку в 10 классе "Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.".Год: 2020 г.Документальное сопровождение...
Статья "Важно знать историю своей Родины" от 14 января 2021 г. Газета "ИК"
Краеведческая статья...