Неуспешность обучения. Причины и пути её преодоления.
статья по теме
В презентации объясняются некоторые причины неуспешности обучения обучающихся. Даны рекомендации по их устранению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В презентации описаны причины и пути преодоления неуспешности обучения | 216.5 КБ |
Материал для выступлении на педагогическом совете | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Школьная неуспеваемость
Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. К.Д.Ушинский
В последнее время в нашем образовательном учреждении возросла проблема школьной неуспеваемости – несоответствия учебных успехов учащегося требованиям школьной программы.
Число неуспевающих школьников (результаты учебной деятельности, которых много ниже требованиям учебной программы) превышает 30% от общего числа учащихся.
От 15 до 40% учащихся начальной школы испытывают различные трудности в процессе школьного обучения.
Понять причины неуспеваемости школьников, найти пути её преодоления, научить детей учиться – цель каждого образовательного учреждения.
Задача педагогического коллектива:
- создать в школе атмосферу, способствующую развитию личности каждого школьника;
- формировать у учащихся чувства собственного достоинства, самоуважения, значимости, неповторимости своей личности.
Значение школьного периода жизни человека трудно переоценить. Многие проблемы взрослого человека могут быть лучше поняты, если обратиться к его школьным годам. Дело не в том успешно или не успешно учился человек, а в том, насколько комфортно он себя чувствовал в школе, как складывались его отношения с учителями и одноклассниками. Именно под влиянием этих обстоятельств формируются те или иные личностные качества.
Главным показателем успешности ученика являются отметки. Именно на получение «хорошей» отметки любой ценой настраивают ученика учителя и родители.
Причины школьной неуспеваемости
- Нейропсихологические (индивидуальные особенности анатомического созревания мозга ребёнка):
- Требования учебного процесса опережают возрастную готовность к выполнению, поставленных перед ребёнком задач;
- Условия социальной среды, в которой растёт ребёнок и которая препятствует нормальному периоду развития (внутрисемейные отношения, плохие условия жизни).
- Психолого-педагогические (возраст ребёнка, дидактико-методическая система обучения):
- Возраст ребёнка, начинающего систематическое обучение в школе;
- Дидактико-методическая система обучения (традиционная или по развивающим учебным программам, ориентированным на «завтрашний» день в психическом развитии ребёнка).
- Психологические (психологическая готовность к школьному обучению, интеллект, темперамент):
- Расхождение требований, предъявляемых учебным процессом к уровню осуществления познавательной деятельности школьника, с реальным уровнем его умственного развития (внимание, память, мышление);
- Психологическая готовность (мотивация, интеллект, воля, характер социального развития);
- Темперамент (сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический).
В результате многолетней работы педагогический коллектив школы пришёл к выводу, что обучение должно согласовываться с уровнем развития ребёнка, а обучение по развивающим программам поднимает на более высокий уровень психическое развитие учащихся.
Влияние темперамента на успешность учебой деятельности
- Сангвинический тип темперамента
Особенности темперамента: живость, подвижность, быстрое реагирования на внешние события, сравнительно лёгкое переживание неудач и неприятностей.
Рекомендации в работе с учениками: убеждать в необходимости доводить начатое дело до конца, для более глубокого усвоения материала обращать внимание на интересные аспекты задания, подбадривать, рассказывать о перспективах работы, развивать чувство ответственности, требовательности к себе, настойчивости в труде.
В качестве положительных сторон у учеников-сангвиников отмечается энергичность, быстрая реакция, сметливость, быстрота перехода от одного вида деятельности к другому. Они жизнерадостны, являются по своей натуре лидерами.
К числу недостатков можно отнести поверхностность в работе с учебным материалом и потому поверхностность его усвоения, непоседливость, недостаточная выдержка, неустойчивость и недостаточная глубина чувств, отсутствие стойких познавательных и профессиональных интересов, « разбросанность» и многообразие интересов.
- Холерический тип темперамента
Особенности темперамента: быстрота, порывистость, способность отдаваться делу с исключительной страстностью, но не уравновешены, склонны к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения.
Рекомендации в работе с учениками: создать спокойную уравновешенную атмосферу социального окружения, предупреждать появления аффектов (переключать внимание с объекта, вызвавшего негативные эмоции на какой-либо «нейтральный» объект).
Учеников-холериков характеризует вспыльчивость, резкость, несдержанность, нетерпимость к замечаниям в свой адрес, высокое самомнение.
Быстрый темп письма отрицательно сказывается на его качестве (плохой почерк, пропуск букв); торопливость при чтении приводит к недочитыванию слов или к неправильному их прочтению и как следствие к плохому пониманию прочитанного, ошибки при выполнении вычислительных операций.
Причина трудностей – природная высокая скорость нервных процессов.
- Флегматический тип темперамента
Особенности темперамента: медлительность, невозмутимость, устойчивость стремлений, постоянство настроения, слабое внешнее выражение душевного состояния.
Рекомендации в работе с учениками: вырабатывать собранность, организованность, умение не тратить личное время на «раскачку». Полезно посадить такого ученика с более подвижным одноклассником.
Сухомлинский называл учеников-флегматиков «молчаливые тугодумы». Он писал: «Учителю хочется, чтобы ученик побыстрее ответил на вопрос, ему мало дела до того, как мыслит ребёнок, ему вынь да положь ответ и получай отметку. Ему и невдомёк, что невозможно ускорить течение медленной, но могучей реки. Пусть она течёт в соответствии со своей природой, его воды обязательно достигнут намеченного рубежа, но не спешите, пожалуйста, не нервничайте, не хлещите могучую реку березовой лозинкой отметки – ничего не поможет». Таким детям требуется больше времени на выполнение заданий познавательного характера, на практические упражнения, на подготовку устного ответа у доски. Они смиряются с тем, что двигаются и говорят медленнее других детей, и не делают ни каких попыток действовать в быстром темпе.
- Меланхолический тип темперамента
Особенности темперамента: лёгкая ранимость, умственная утомляемость, повышенная аккуратность, старательность, склонность к глубокому переживанию даже незначительных неудач.
Рекомендации в работе с учениками: систематически ободрять, внушать веру в собственные силы, предоставлять больше времени для отдыха.
У учеников-меланхоликов быстро возникает умственное утомление. Слабость нервных процессов означает и пониженную сопротивляемость влиянию неудач. Они производят на таких детей тормозящее, дезорганизующее влияние. Наоборот, систематическое ободрение, внушение веры в собственные силы, раскрытие ещё не использованных резервов даёт такому ученику возможность проявлять преимущества своего темперамента (повышенную аккуратность, старательность, тщательность), что приводит к успехам в учёбе.
Типы неуспевающих школьников
I тип характеризуется низким качеством мыслительной деятельности и положительным отношением к учёбе
Характерные признаки: используют привычные шаблонные способы работы даже тогда, когда с их помощью новые задачи решены быть не могут. Темп работы класса им не под силу, поэтому выполняют всё наспех, небрежно. Неуспех в учении для них не является источником моральных переживаний.
Основной недостаток – ярко выраженная мыслительная пассивность. Для достижения хороших результатов могут списать, подслушать, обмануть. Подчиняются требованиям классного коллектива и устанавливают с ним хорошие отношения.
Рекомендации:
- Развивать мыслительную деятельность.
- Проводить воспитательную работу.
II тип характеризуется высоким качеством мыслительной деятельности и отрицательным отношением к учению
Характерные признаки: самоорганизация в процессе работы, успех в учении зависит от того, нравится им предмет или нет. Избегают активной умственной работы на уроках и при подготовке домашних заданий по тем предметам, которые требуют от них больших умственных усилий и напряжения. Компенсируют свой неуспех в учении конфликтами с одноклассниками, протестами, демонстративными занятиями посторонними делами на уроке.
Рекомендации:
- Проводить воспитательную работу, имеющую целью изменение свойств их личности, сформировать новое отношение к школе, к учению.
III тип характеризуется низким качеством мыслительной деятельности и беспечным или отрицательным отношением к учению при частично или полной утрате позиции школьника
Характерные признаки: испытывают существенные трудности при усвоении знаний, не владеют учебными приемами, беспечно относятся к учению, к результатам своей деятельности. В процессе познавательной деятельности не выходят за пределы прочно усвоенных обиходных понятий. Уступая в умственном развитии одноклассникам, тяготятся пребыванием в школе. Стремятся подчинить своему влиянию неустойчивую часть учащихся, пользоваться их услугами в не учебное и учебное время. Их школьные интересы связаны с уроками физкультуры, труда. Вне школы им интересно бродить по улице, играть в азартные игры, сидеть в подъезде и другое.
Рекомендации:
- Формирование познавательных потребностей.
- Преодоление отрицательных наклонностей (формировать правильное отношение к труду и к учебному труду в частности через общественно полезную деятельность в коллективе).
Педагогическим коллективом школы выработан психолого-педагогический подход к слабоуспевающим школьникам:
- обеспечение дозированной помощи взрослого при выполнении школьниками интеллектуальных заданий;
- предлагать посильные задания для самостоятельного выполнения;
- обязательно поощрять правильное выполнение заданий;
- обеспечить индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении;
- устранять пробелы в знаниях;
- во время опроса не торопить с ответом, дать возможность его обдумать, ознакомиться с наглядными пособиями;
- при объяснении нового материала учитывать характер познавательной деятельности учеников, темп их усвоения, более широко использовать наглядные средства обучения;
- чаще обращаться к ним с вопросами, вовлекать в обсуждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьная неуспеваемость и пути её преодоления
в статье рассмотрены физиологические и социальные причины школьной неуспеваемости. предложены рекомендации для работы с такими учащимися....
Семинар-практикум "Трудности формирования процесса письма, пути их преодоления"
Данный материал предназначен родителям обучающихся, но будет интересен логопедам-практикам. учителям начальных классов. Содержит понятие процесса письма, конкретные рекомендации по профилактике ...
Ошибки в порядке выполнения арифметических действий и пути их преодоления при обучении детей с проблемами в развитии
В учебно-методическом пособии, приведены ошибки учащихся в связи с тем влиянием, которое оказывает на них появление структуры выражений использованной числовым материалом, рассмотрены причины ошибок и...
Реферат на тему "Сопротивление персонала и пути его преодоления"
СодержаниеВведение…………………………………………………………………….3Глава 1. Сущность кадровых инноваций…………………………………51.1 Понятие и классификация кадровых инноваций……………………101.2 Управление кадровыми инновациями………………………………...
Неуспеваемость учащихся и пути ее преодоления
В статье представлены причины школьной неуспеваемости и методы решение этой проблемы как со стороны педагогов, так со стороны учащихся и их родителей...
Пути к преодолению заикания детей дошкольного возраста
Внедрение в практику способа преодоления заикания, основанного на синхранизации речи с движением пальцев ведущей руки....
Статья "Речевые ошибки и пути их преодоления"
Одной из актуальных задач преподавания русского языка в школе является формирование и развитие у школьников представления о хорошей речи и речевого самоконтроля - способности предупреждать появление о...