Пути к преодолению заикания детей дошкольного возраста
статья по теме
Внедрение в практику способа преодоления заикания, основанного на синхранизации речи с движением пальцев ведущей руки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puti_k_preodoleniyu_zaikaniya_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути к преодолению заикания
детей дошкольного возраста
Умение мужественно преодолевать
самого себя – вот что всегда казалось
мне одним из самых величайших достижений,
которыми может гордиться разумный человек.
Бомарше
Комплексная медико-педагогическая проблема восстановления коммуникативной функции речи при заикании привлекает ученых и практиков на протяжении вот уже многих веков. И в наши дни исследователи и практики не могут прийти к единому выводу по поводу того, является ли заикание болезнью или только недостатком речи, нужно его «лечить» или «устранять».
Практики, работающие над этой проблемой, высказывают мнение о необходимости комплексного метода лечения заикания. Многолетний опыт работы с такими больными показал, что при заикании в первую очередь необходимо «лечить душу» больного, помочь ему избавиться от комплекса «неполноценности», заставить его вновь поверить в свои силы.
ЗАИКАНИЕ – сложное нарушение речи, характеризующееся расстройством ее ритма и плавности. Как правило, заикание возникает у детей 2-5 лет, то есть в период формирования развернутой фразовой речи, чаще – у легковозбудимых детей. Обостряется в связи с поступлением в школу, а также в подростковом и юношеском возрасте. Вызывается периодически возникающими судорогами мышц речевого аппарата: несколько кратковременных сокращений мышц приводят к непроизвольному повторению отдельных звуков или слогов - клоническое заикание, сильное длительное сокращение мышц вызывает задержку речи – тоническое заикание; часто отмечается смешанная форма заикания. К судорогам мышц речевого аппарата иногда присоединяются судороги лица и конечностей. Неспособность к полноценно оформленному речевому высказыванию создает серьезные затруднения в общении.
Существуют разнообразные методы коррекции заикания, которые в необходимых случаях используются в сочетании с медикаментозным, физиотерапевтическим и психотерапевтическим лечением. Дети, страдающие тяжелыми формами заикания, направляются в специальные образовательные учреждения.
В практике с заикающимися дошкольниками широко используется основной вид деятельности ребенка – игра. Это источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность заикающегося. Организуя деятельность с ребенком логопед в этой привычной и доступной для ребенка форме деятельности общается с ним «на равных», завоевывает его любовь и доверие, преодолевает его скованность и застенчивость.
Разнообразные игровые ситуации, умело созданные логопедом, побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной психотерапии. Игра и сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние заикающегося, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы. В то же время игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной неподвижности на совместной образовательной деятельности и помогают чередовать виды речевой работы.
Создание целенаправленных игровых ситуаций формирует у детей навыки самостоятельной речи, помогая им переходить от общения словами на первом этапе работы к развернутым высказываниям на завершающем этапе работы.
Заикающимся детям свойственны повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов.
При затруднениях речи у ребенка возникает мышечная напряженность как в органах артикуляции, так и во всем теле. Чтобы помочь себе, он сжимает кулачки или с силой зажимает рот ладошкой, так как он не знает, что нужно ему делать в данной ситуации. Все упражнения рекомендуют проводить в игровой форме, в сопровождении рифмованных фраз, которые доступны и интересны детям. Эти расслабляющие упражнения названы «Волшебным сном».
Существуют такие игровые приемы для организации щадящего режима на специальных логопедических мероприятиях и в домашних условиях. Чтобы облегчить формирование нового речевого навыка, необходимо в начальный период работы снизить речевую активность заикающегося, специально ограничить объем их высказываний. Обычно это трудно осуществить, а игра поможет включить ребенка в режим относительного молчания. Условно эти игры называются «молчанки».
Для нормализации речевого дыхания, которое у заикающегося часто бывает нарушенным, существуют также индивидуальные приемы. Важно не только побудить ребенка к спокойному общению, но и обеспечить ему возможность говорить четко, плавно, выразительно, на выдохе. Игровые приемы позволяют ненавязчиво обучить его спокойному речевому дыханию.
Также есть игры и игровые приемы для начального периода работы по устранению заикания. Они помогают обучить ребенка технике правильной речи: умению говорить на выходе, делая опору на ударные гласные, слитно произносить слова в смысловом отрезке, пользоваться паузами и логическими ударениями. Для детей этот период носит название «В Стране коротких ответов».
Игровые приемы для тренировки навыков правильной речи постепенном расширении объема высказывания помогают ребенку четко оформить мысль не только короткими, но и простыми распространенными предложениями. Такая игра называется «В Стране полных ответов».
Пение помогает развивать силу голоса, чистоту его звучания и мелодику речи. Пению нужно уделять настолько большое внимание, что вводить его не на отдельную логоритмическу, а на каждое логопедическое мероприятие. Уже на одном из первых этапов для того, чтобы техника синхронизации речи с движением пальцев ведущей руки усваивалась успешнее, заикающимся предлагается петь под «аккомпанемент» пальцев отдельные музыкальные фразы.
Таким образом, внедрение в практику способа преодоления заикания, основанного на синхронизации речи с движением пальцев ведущей руки, позволяя с первых дней занятий устранить речевые судороги, дает возможность корригировать такие компоненты интонационной стороны речи, как темп, ритм, логические ударения, паузирование.
Также помоет широкое использование игрушек (куклы с ручным управлением или бибабо) от первого до заключительного этапа. Ожившие куклы помогают быстрее осуществить цели логопедической работы и увлечь детей. При управлении куклой у ребенка исчезает двигательное беспокойство, все движения его становятся целенаправленными. Все это успокаивает детей, способствует упорядочению и раскованности речи.
В таких играх как «Инсценировки» и «Сюжетно-ролевые игры», посвященных играм-драматизациям, используется способность детей к творческому перевоплощению для закрепления навыка правильной речи и приобретения свободы речевого общения. В инсценировках дети – «артисты» - учатся непринужденно говорить и действовать, исполняя выученные роли. В сюжено-ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций (например, «В магазине», «В парикмахерской», «День рождения» и т.д.) у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. Становясь «взрослыми» во время игры. Они обретают уверенность речевого общения.
В результате: адаптация детей заключатся в том, что воспитатель с учителем-логопедом организует совместную деятельность детей таким образом, что ребенок социализируется формируя коммуникативные навыки для последующей жизни в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сегодня заикание представляет собой одну из острых проблем логопедии. Во всём мире признаётся, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическ...
Игровая деятельность в коррекции заикания у детей дошкольного возраста.
Данная статья поможет логопеду проводить работу по коррекции заикания у дошкольников в игровой деятельности,которая являетс одним из важнейших условий эффективности логопедической работы....
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста»
Целью данной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопункте для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полное...
Патологические привычки у детей дошкольного возраста и способы их преодоления
В основе патологических привычек лежит фиксация тех или иных действий. Для того чтобы помочь детям избавиться от патологических привычек, родителям и педагогам необходимо, прежде всего, понимать прир...
«Система коррекционно-логопедической работы по преодолению сигматизма и парасигматизма у детей дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями»
В работе представлен реферат по теме сигматизма и парасигматизма, его исправления у детей дошкольного возраста....
Формы взаимодействия учителя – логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Презентация и выступление по теме: Формы взаимодействия учителя-логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у дошкольников....
Работа учителя-логопеда по преодолению речевого негативизма у детей дошкольного возраста с моторной алалией
В статье перечислены причины речевого негативизма и некоторые приёмы работы по преодолению речевого негативизма у детей дошкольного возраста с моторной алалией....