Работа с детьми агрессивного поведения
статья по теме

Тимофеева Светлана Алексеевна

Системный подход к детям агрессивного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon timofeeva_rabota_s_detmi_agressivnogo_povedeniya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с детьми агрессивного поведения.

Каждый учитель в своей педагогической деятельности сталкивается с агрессивным поведением детей и своих коллег.

Агрессивность — это физическое или словесное поведение, направленное на причинение вреда другим. Под это определение не попадают случайные столкновения детей в классах, неумышленные удары на спортплощадках. Зато оно определенно подходит для рукоприкладства, прямых оскорблений, в том числе, и «невинных» — дерганий девочек за косички, ущемляющих достоинство «дразнилок» . Школьной агрессией считается всякое умышленное действие учителей или учеников, причинившее душевную или физическую травму другим.

Причины и виды агрессивности:

 — естественная реакция на унижение достоинства ребенка, постоянные насмешки, издевательства. Это вынужденная, но не устойчивая пока еще черта характера. Поведение ребенка провоцируется обстоятельствами. Будут устранены породившие ее причины, исчезнет и сама агрессивность;

 — следствие ограничения свободы, самостоятельности, чрезмерной опеки, подавление взрослыми инициативы ребенка;

 — ярко выраженная направленность на других (экстраверсия) как черта характера. Такой ребенок не может жить, пока не выплеснет свои эмоции, чувства, переживания на других. Иногда его не хотят слушать, не принимают, и тогда его реакции приобретают форму приставания, даже насилия. В этих случаях порой требуется консультация медиков;

 — проявление соперничества между детьми (в семье, классе, школе, во дворе) с целью добиться превосходства. Весьма распространенный вид проявления агрессии. Корректируется педагогом, если правильно установлены причины;

 — проявление комплекса неполноценности, стремление доказать другим свое преимущество. Чаще проявляется у детей ограниченных интеллектуально, эмоционально глухих, неразвитых, безразличных ко всему. Эти дети терроризируют класс и стоят на грани исключения из школы. Пока решается вопрос о их дальнейшей судьбе, учителю надо действовать осмотрительно, но быстро и решительно;

         Таким образом,  проявления агрессивного поведения детей нарастают, сами агрессивные действия становятся все более жестокими.

 В обществе продолжается пропаганда насильственных способов решения проблем. В этих условиях школа вынуждена значительно усиливать работу по коррекции агрессивного поведения детей.

Как показывает действительность агрессивность педагогов и конфликтность в школе растет. Школа становится опасным местом для ребенка. Среди причин повышенной агрессивности и конфликтности педагогов в первую очередь следует выделить:

 — резкое падение престижности образованности и воспитанности в целом, связанные с переоценкой ценностей, отчуждением и духовным опустошением подрастающих поколений;

 — повышение количества отклонений в нравственном и эмоциональном здоровье детей, что не может не отражаться на здоровье учителей, их отношениях с учениками;

 — увеличением числа детей с задержкой развития, низким уровнем интеллектуальных способностей, слабой памятью. Эти дети требуют повышенного внимания, индивидуального подхода, что также отражается на эмоциональном состоянии учителей;

 — резкое снижение уровня жизни, низкая заработная плата, неадекватная объему и трудности педагогического труда;

 — субъективные причины повышения агрессивности учителей есть их индивидуальные особенности, склонность к конфликтам, врожденная агрессивность, психологический климат в семье и коллективе, собственные проблемы, комплексы, заболевания, индивидуальный стиль поведения, уровень общей культуры и многие другие.

         Конечно, первой реакцией педагога будет предотвращение надвигающейся беды. Так поступают всегда: состояние разгорячившегося ученика необходимо сначала унять, а потом уже обращаться к здравому смыслу и выяснению причин. Видя агрессивные намерения ученика, его готовность перейти к действию или само начало акта жестокости или насилия, учителю необходимо:

 — не раздумывая разнимать детей, уводить разгорячившегося, разнервничавшегося ребенка в такое место, где тот мог бы побыть некоторое время один, пока не успокоится;

 — немедленно выяснять причину возникновения агрессивного состояния школьника. Если оно было умышленно спровоцировано оскорбительным поведением другой стороны — выкрикиванием обидных слов, плевками, бросанием предметов — учинить строгий разбор поведения, применить при необходимости «шоковую терапию», повести дело так, чтобы обидчику впредь неповадно было совершать подобные действия. Оскорбительное поведение учеников должно пресекаться самым решительным образом;

— при разборе поведения принимать во внимание не всю предысторию отношений между детьми, в которой никто и никогда не разберется, а лишь последний, предшествующий инциденту поступок. Так больше шансов поступить справедливо. Учитель должен уметь определять агрессивность учащихся по следующим признакам:

 • упрямство, постоянные возражения, отказы даже от легких поручений, игнорирование просьб учителя;

 • драчливость;

 • постоянная или длительная подавленность, раздраженность;

 • беспричинные вспышки гнева, озлобленность;

 • жестокое обращение с животными;

 • стремление оскорбить, унизить;

 • властность, стремление настоять на своем;

 • эгоцентризм, неспособность понять других;

 • эмоциональная глухота, душевная черствость;

 • самоуверенность, завышенная самооценка.

 Чтобы удостовериться, нет ли ошибки в ваших оценках учащихся, понаблюдайте дополнительно, как ребенок реагирует на:

 — ваши поручения, просьбы, требования;

 — обращения, предложения, просьбы одноклассников;

 — внезапное изменение ситуации.

 Учитель должен почувствовать внутренние переживания ребенка, подсказать ему, что будет трудно справиться собственными силами, что педагоги, родители, друзья — его союзники в решении внутренних проблем. Ребенок должен почувствовать, что его любят, ценят, хотят видеть более сдержанным, великодушным, умеющим владеть собой, что нужно избавляться от плохих поступков. Надо найти контакт с учеником и предложить ему следующие правила, которые помогут ему:

 — необходимо несколько раз глубоко вдохнуть, если почувствовал гнев;

 — не давать волю рукам, пока медленно не сосчитаешь до 10;

 — подумать,: что будет потом, представить последствия своего поведения;

 — каждое утро давать себе обещание не вступать в конфликты;

 — вечером подводить итоги прошедшего дня: хвалить себя, если день прошел спокойно; штрафовать себя за каждый срыв настроения и поведения;

 — проводить закаливание организма, умываться холодной водой;

 — тренировать волю (учитель поможет подобрать комплекс упражнений).

        Более того, эти правила можно посоветовать и учителям.

         Если учитель не может самостоятельно справиться с агрессивным поведением учащихся, он может обратиться за консультацией к специалистам ЦПМСС и посоветовать  родителям с детьми также воспользоваться  помощью специалистов.

        Порой хороший результат достигается при совместном сотрудничестве психолога, учителя, родителей и самого учащегося, особенно, если он осознает свою проблему.

Желаю всем педагогам и учащимся хорошего бесконфликтного учебного года.

С.А. Тимофеева учитель физики, член конфликтной комиссии ОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы по теме "Формы и методы работы с детьми девиантного поведения"

в материалах представлен аналитический материал по обобщению опыта работы социального педагога...

Комплексный подход к учебно-воспитательной работе с детьми девиантного поведения

Презентация к семинару "Комплексный подход к учебно-воспитательной работе с детьми девианетного поведения"...

Методы и приемы работы с детьми девиантного поведения

В презентации содержатся методические приемы и методы для работы социального педагога с детьми девиантного поведения....

Технология работы с детьми дезадаптивного поведения в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье отмечены основные направления работы с детьми девиантного поведения, являющимися воспитанниками детского дома, среди которых необходимо отметить индивидуальную и профилактическую работу, орга...

Использование ИКТ в работе с детьми девиантного поведения

Использование ИКТ в работе с детьми девиантного поведения...

доклад по воспитательной работе "Формы воспитательной работы с детьми девиантного поведения"

Продуманы формы работы с детьми девиантного поведения в школе-интернате, с трудными подростками, вовлечение их коллективное общее дело в классе, школе, на селе....