"Информационные образовательные технологии в работе учителя"
презентация к уроку по теме
Данный информационный материал создан для практического использования при написании методических разработок уроков, лекций, практических занятий с информационными технологиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_informacionnye_obrazovatelnye_tehnologii_-_kopiya.pptx | 877.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разработка информационных образовательных технологий является сложным процессом с соблюдением присущих для всякого проектирования требований и принципов .
научность : первичность психолого-педагогического и вторичность технического и программных компонентов разработки опора на мотивацию : акцентирование внимания на достижение и поддержание высокой мотивации; стремление к преимущественному достижению внутренней учебной мотивации; Основные принципы разработки ИТ
целенаправленность Постоянное соотнесение Результатов разработки с ближайшими и отдалёнными образовательными целями; открытость : возможность реализации любой педагогической технологии, концепции; лёгкость модернизации и переструктурировани я ; Основные принципы разработки ИТ
системность : Рассмотрение каждого объекта как единого целого, во всём многообразии его взаимосвязей с элементами надсистемы , подсистемы и окружающей средой; эффективность : Ориентация на достижение нового качественного уровня развития личности; Оптимальное использование возможностей информацонных образовательных технологий ; Основные принципы разработки ИТ
Основные принципы разработки ИТ практичность : постоянная обратная связь процесса разработки информационных технологий с результатами их практического использования ; профессионализм : создание творческих коллективов, включающих преподавателей различных учебных дисциплин, специалистов в областях психологии, педагогического проектирования, дизайна , программирования , ;
главная роль по созданию средств информационных образовательных технологий должна принадлежать преподавателям ; руководящий состав ОУ должен возглавлять и обеспечивать информатизацию образования. Роль первого руководителя
КЛАССИФИКАЦИЯ, ТРЕБОВАНИЯ И ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ИОТ: Анализ и систематизация основных подходов к разработке информационных образовательных технологий позволили принять следующую их классификацию :
По характеру выполняемых функций : средства, обеспечивающие создание положительных учебных мотивов, помогающие в показе учебного материала; автоматизирующие и организационные функции преподавателя; средства, обеспечивающие составление и предъявление учебных заданий; контролирующие и обеспечивающие обратную связь и коррекцию, снимающие с обучающегося вспомогательную, рутинную часть его образовательной деятельности; комплексные средства, управляющие действиями обучающегося на всех этапах.
По степени полноты обучающих функций, возлагаемых на ЭВМ: программы, выполняющие отдельные функции управления обучением; программы, реализующие законченный фрагмент обучения в целом; программы, производящие автоматизированное управление всем учебным курсом.
По особенностям взаимодействия обучающегося с ЭВМ: недиалоговые программы, жёстко предписывающие последовательность действий; программы с различными типами диалога ( деловым, педагогическим и др.); диалоговые программы с возможностью постановки обучающимися задач по своему усмотрению.
По способу управления учебной деятельностью : программы, осуществляющие разомкнутое или цикличное управление; программы, управляющие по принципу белого или чёрного ящика; программы с управлением по ответу или по процессу.
По уровням индивиализации образования : средства, осуществляющие индивидуальное образование; средства, осуществляющие адаптивное образование; средства, осуществляющие индивидуализированное образование; программы для межличностного образовательного процесса (в сотрудничестве).
По форме представления учебного материала : текстовая книга; статичная иллюстрированная книга ("в картинках"); книга с анимацией или со звуковым сопровождением; мультимедиа-книга (текст, звук, изображения, видеоклипы); гипермедиа-книга – мультимедиа-книга, использующая гипертекст с целью нелинейного представления знаний.
Основные требования к информационным образовательным технологиям Всестороннее обоснование процесса разработки информационных образовательных технологий, позволило выработать основные требования ним , которые могут быть использованы как при разработке информационных образовательных технологий, так и при оценке их качества. Эти требования могут быть разделены на следующие основные группы:
Общесистемные требования: Научность содержания : обеспечение возможности построения содержания образования с учетом основных принципов педагогики, психологии, кибернетики, теории высшей нервной деятельности. Открытость : возможность реализации любого способа управления учебной деятельностью.
Общесистемные требования: В оспитывающий характер : информационное наполнение образовательной среды должно обеспечивать сочетание процессов обучения и воспитания. Креативность : обеспечение подготовки специалистов с творческим потенциалом, способных самостоятельно ставить и решать проблемы.
Общесистемные требования : надёжность работы и системная целостность: техническая корректность; обеспечение адекватной реакции на любые ответы обучающихся. научная организация дизайна образовательной среды : обеспечение максимальной информативности при минимальной утомляемости обучающихся.
Методологические требования: ц еленаправленость : обеспечение обучающегося постоянной информацией о ближайших и отдалённых целях образования, степени достижения этих целей; обеспечение мотивации : стимулирование постоянной высокой мотивации обучающихся, подкрепляемой целенаправленностью, активными формами работы, высокой наглядностью, своевременной обратной связью;
Методологические требования : обеспечение обучения в сотрудничестве : программа должна моделировать совместную субъект-субъектную деятельность
Методологические требования: обеспечение систематической обратной связи : обратная связь должна быть педагогически оправданной, не только сообщать о допущенных ошибках, но и содержать информацию, достаточную для их устранения; обоснованность оценивания использование, помимо результатов тестового контроля, дополнительных показателей, влияющих на оценку, в роли которых могут выступать: количество повторений материала, количество проработанных гиперссылок, характер допущенных ошибок .и т. д.;
педагогическая гибкость: программа должна позволять обучающемуся самостоятельно принимать решение о выборе учебной стратегии, характера помощи, последовательности и темпа подачи материала; должны быть обеспечены возможности доступа к ранее пройденному учебному материалу, выхода из программы в любой её точке; возможность возврата назад : при самостоятельной работе должна быть предусмотрена отмена обучающимся ошибочных действий; Методологические требования :
Требования к структуре и организационному построению: структурная целостность : учебный материал должен быть представлен в виде укрупнённых дидактических единиц, сохраняющих логику, главные идеи и взаимосвязи осваиваемой учебной дисциплины; входной контроль : диагностика обучающегося перед началом работы с целью обеспечения индивидуализации образования, а также оказания требуемой первоначальной помощи;
Требования к структуре и организационному построению: индивидуализация образования : программа должна включать динамическую модель обучающегося, многоуровневую организацию учебного материала, банк заданий разного уровня трудности; наличие развитой системы помощи : система помощи должна быть многоуровневой, педагогически обоснованной, достаточной для того, чтобы решить задачу и освоить способ ее решения; помощь должна оказываться с учетом характера затруднения и модели обучающегося;
Требования к структуре и организационному построению: наличие интеллектуального ядра : может быть обеспечено за счет экспертных систем или средств искусственного интеллекта, организующих систему анализа причин ошибок обучающегося; систему комментариев, помогающих обучающемуся понять свои ошибки и сделать правильные для себя выводы; возможность документирования хода образования и его результатов; наличие развитой поисковой системы, режимов "лупы", " автопоказа »; наличие специально отведённого места: для рефлексии обучающихся и возможности накопления результатов рефлексии; наличие интуитивно понятного дружелюбного интерфейса . наличие блока контроля утомления обучающегося, блока релаксации : последний должен содержать тематически однородные небольшие "банки" шуток, анекдотов, музыкальные фрагменты и т. д.
Используемые ресурсы: http :// www . tsput . ru / res / informat / aosit / Lection 1.htm C овременные информационные технологии в образовании: Южный федеральный округ: материалы научно-практической конференции.Ростов-на-Дону,2011 Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании.-М., ACADEMA ,2003 Роберт, И.В. Информационные и коммуникативные технологии в системе образования: учебно-методическое пособие для педагогических вузов –М.,2006 Литвинова В.Е. «Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов». Журнал «Методист» №1. 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение информационно –коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда
Описывается применение ИКТ в различных видах деятельности учителя-логопеда речевой группы....
Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с дошкольниками с ОВЗ
В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как ...
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
Выступление на III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Организация доступной образовательной среды для детей с нарушенным слухом»....
Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"
Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс...
Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие
Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...
Мастер-класс. Информационные образовательные ресурсы в работе учителя бурятского языка и литературы
Мастер-класс...
Тема доклада: «Использование новых образовательных технологий в работе учителя в коррекционной школе в связи с введением новых образовательных стандартов»
laquo;Использование новых образовательных технологий в работе учителя в коррекционной школе в связи с введением новых образовательных стандартов»...