Учебное сообщество детей и педагогов.
учебно-методический материал по теме

Калныня Светлана Викторовна

Учебное сообщество - это группа детей, которая способна соорганизоваться для совместного учебного труда, непосильного для каждого отдельного участника общей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Учебное сообщество54.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»

Учебное сообщество детей и педагогов. Гармония общения – залог психологического здоровья ребёнка.

Учитель

 Калныня Светлана Викторовна

2009г

  1. Цель образования.

          Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, воспитание умения учиться понимается сейчас как ведущая цель образования.

          Учебная самостоятельность старшеклассника зависит от опыта учебного сотрудничества, который ученик приобрёл в начальной школе, от того, насколько учитель умеет строить учебное сообщество и включать каждого ребёнка в совместный поиск нового знания.

  1. Учебное сообщество.

          Возможно ли повысить социальную и коммуникативную компетентность школьников? Да, можно, если эти знания будут добываться детьми в совместной учебной работе с одноклассниками, если учителю удаётся превратить класс в учебное сообщество.

          Что такое учебное сообщество?

          Это группа детей, которая способна сорганизоваться для совместного учебного труда, посильного для каждого отдельного участника общей работы.

          «В сотрудничестве, - пишет лев Семёнович Выгодский, - под руководством, с чьей – то помощью ребёнок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно… в сотрудничестве ребёнок оказывается сильнее и умнее, чем в самостоятельной работе, он поднимается выше по уровню интеллектуальных трудностей, разрешаемых им…». «Центральный для всей психологии обучения момент, - дополняет он, - есть возможность подниматься в сотрудничестве на высшую интеллектуальную ступень, возможность перехода от того, что ребёнок умеет, к тому, что он не умеет…».

  1. Учитель.

          Включать ли в определение учебного сообщества учителя?

          Именно учитель создаёт условия для того, чтобы совместная работа детей стала возможной. Однако в период функционирования группы взрослый в её работе НЕ участвует, дети работают самостоятельно. Взрослый включается в работу группы только в том случае, если дети сами приглашают его к сотрудничеству.

          Единицей учебного сообщества в начальной школе является организованная взрослым, но действующая без его непосредственного руководства группа сверстников (одноклассников), в основной школе – разновозрастная группа.

  1. Задачи учебного сообщества.

          Какие педагогические задачи призвано решать учебное сообщество?

Во-первых, обеспечить каждому ребёнку ту эмоциональную поддержку, которая необходима любому человеку, а особенно первокласснику для того, взяться за рисковое дело: пробовать что-то новое, высказывать свои мысли о чём-то неизвестном.

Во-вторых, сотрудничество со сверстниками является тем источником мотивации, которая необходима значительному количеству первоклассников для того, включиться в учебный процесс и не выпадать из него.

В-третьих, учебное сообщество является мощным ресурсом обучения: доказано, что именно общение и сотрудничество со сверстниками (а не действия под руководством взрослого) – это та область деятельности, где наиболее успешно осваиваются полузнакомые действия и становятся понятными полупонятные мысли.

В – четвёртых, социальные навыки, социально-психологические компетенции, коммуникация неизбежно становятся таким же важным содержанием обучения как умения и навыки чтения, письма, счёта и пр. традиционные составляющие содержания начального обучения.

В-пятых, сотрудничество в группе равных является источником развития децентрации – уникальной способности понимать точку зрения другого и действовать с позиции другого человека как интеллектуальной, так и в эмоциональной и личностной сфере.

  1. Задачи учителя.

          Для того, чтобы построить учебное сообщество, учителю надо решить три педагогические задачи.

Первая: выстроить содержание урока таким образом, чтобы дети увидели противоречие между известным способом действия и новой ситуацией.

Вторая задача педагога: инициировать и поддерживать детские догадки о том, как надо действовать в новой ситуации независимо от того, правильны ли эти догадки.

Третья задача: создать для каждого ребёнка возможность эмоционально включиться в общий поиск, не только заметить, но пережить интеллектуальную трудность и её преодоление.

  1. Традиционная школа

          Местом рождения учебного сообщества является первый класс.

          Труднее бывает преодолеть следующие учебные привычки и установки ребенка.

  1. С учебной работой все должны справляться в одиночку. Добровольная помощь однокласснику называется подсказкой и списыванием, за нее осуждают.

  1. Мысли одноклассников могут быть гениальными и глупыми. Без разрешения учителя из нельзя ни оспорить ни использовать.

  1. Учитель всегда прав, его мысли надо понимать, запоминать и применять. Не соглашаться с учителем, делать по- своему, неприлично.

 

  1. Задавать вопросы можно тогда, когда учитель скажет: «Какие есть вопросы?».

  1. Правильные ответы учеников учитель хвалит, неправильные исправляет.

  1. Школа сообщества.

          В учебном сообществе у ребенка складываются противоположные установки:

  1. Нет ошибок, есть лишь догадки (гипотезы), которые подтверждаются(полностью или частично) или не подтверждаются. Высказывать гипотезы почетно.

  1. Мое мнение важно, интересно и учителю и одноклассникам. Но его (мнение) желательно обосновать.

  1. Все, что высказывается на уроке, адресовано мне лично. От меня ждут немедленного ответа(хотя бы согласия или не согласия).

  1. По реакции учителя я редко могу понять, правильна ли высказанная мысль. Понять это помогут одноклассники.

  1. То, что предлагает учитель,  не всегда правильно. Иногда учитель приглашает меня поспорить с ним. А иногда учитель, как и каждый нормальный человек, может ошибиться, и ему надо помочь.

  1. Помогать одноклассникам и учителю и ждать от них помощи – нормально…

  1. Поисковая активность

          Усилия учителя, направленные на организацию учебного сотрудничества в классе, вознаграждаются, когда появляются первые результаты: высвобождение и развитие детской учебной и познавательной инициативы.

          Бережно поддерживать и выращивать поисковую активность – цель любого учителя, стремящегося сформировать у школьников умение учиться самостоятельно, без его (учителя) постоянной помощи и побуждения.

          Однако намерения учителя воспитать детскую свободу, независимость, инициативность далеко не всегда воплощаются в подлинно инициативных действиях учеников.

  1. МОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»

          Рассмотрим некоторые примеры учебного сообщества в нашей школе.

          Возрастающая самостоятельность – вот ключевое определение учебной работы школьников.

          Более зрелищна постановка учебной задачи в 1 классе. При изучении темы по окружающему миру «Где живут белые медведи? Где живут слоны?» учащиеся, разделившись на группы, отправляются в путешествие, где на карте полушарий или глобусе должны поселить животное – белого мишку и слона. Класс выслушал и обсудил три групповых мини - доклада. Разработкой гипотез ученики занимались сами, безо всякого вмешательства учителя, но оценены учителем.

          2 класс. Русский язык. Тема: Парные звонкие и глухие согласные. Наблюдение над особенностями проверяемых и проверочных слов. На первом уроке учитель около каждого лучика солнца написала слова со знаками вопросов на месте орфограмм. Дети быстро отвечают на слова. Но остались на доске три слова с неизученными орфограммами. Что делать? Один ученик предложил заучить данные слова, посмотреть в словарь.  А другие предложили вывести правило, а потом запомнить.

          Слова, в которых после согласного звука произносится гласный, является проверочным.

          3 класс. Литературное чтение.

Единицей анализа урока является:

  1. Учительский вопрос
  2. Ответы учеников
  3. Учительское завершение

Можно ли назвать рассказы Л.Н. Толстого «Какая бывает роса на траве» и «Куда девается вода из моря?»  научно- познавательными текстами? Объясните и докажите своё мнение.

4 класс. Русский язык. Тема: Определения склонения имени существительного. Учащимся поставлена задача, определить склонение у существительных в пословицах.


Нет друга- ищи, а нашел- береги.

Ученики пробуют решить новую задачу и убеждаются, что она не решается известным способом. Друга – окончание «а» - 2 склонение. Ученики без приглашения учителя указали на то, что определить склонение существительного старым способом нельзя. Одноклассники поддержали, развили и уточнили эту мысль: существительное ставим в единственное число именительного падежа. Эпизод урока похож на мини – конференцию.

          Детская инициатива, поисковая активность учеников, направленная на самостоятельное открытие средств и способов решения задач, - одна из высших ценностей учебной деятельности.

Литература

  1. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. – С – П: Речь, 2002.
  2. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1995.
  3. Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1989.
  4. Цукерман Г.А. как младшие школьники учатся учиться? Москва – Рига, Эксперемент, 2000.
  5. Цукерман Г.А. Статья из газеты «Первое сентября» - «Начальная школа». № 46, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей и педагогов "Формирование и поддержка учебной мотивации детей".

Содержание данного материала направлено на повышение компетентности педагогов и родителей в решении социально-психологических проблем учебной мотивации детей....

Сетевые педагогические сообщества - форма самообразования педагогов

Компьютерная сеть (Интернет), сеть документов (Всемирная Паутина) и программное обеспечение (социальные сервисы) связывают между собой не только компьютеры и документы, но и людей, которые пользуются ...

Сообщение для МО, семинара… «Сетевые педагогические сообщества в работе педагога дополнительного образования»

Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет педагогам, живущим в разных уголках страны и за рубежом, общаться друг с др...

Презентация к сообщению «Сетевые педагогические сообщества в работе педагога дополнительного образования»

Презентация к сообщению «Сетевые педагогические сообщества в работе  педагога дополнительного образования»: 1 и 2 часть....

Выступление к семинару: «Сетевые педагогические сообщества в работе педагога дополнительного образования»

Предлагаю вам сообщение «Сетевые педагогические сообщества в работе педагога дополнительного образования», которое будет полезно для педагогов и методистов дополнительного образования. Соо...

Образовательное событие и профессиональное обучающееся сообщество в деятельности педагога

Статья на основе одноимённого доклада, сделанного на V международной конференции "Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра", декабрь 2022 г.Данная статья посвящена анали...