Учебное сообщество детей и педагогов.
учебно-методический материал по теме
Учебное сообщество - это группа детей, которая способна соорганизоваться для совместного учебного труда, непосильного для каждого отдельного участника общей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учебное сообщество | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»
Учебное сообщество детей и педагогов. Гармония общения – залог психологического здоровья ребёнка.
Учитель
Калныня Светлана Викторовна
2009г
- Цель образования.
Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, воспитание умения учиться понимается сейчас как ведущая цель образования.
Учебная самостоятельность старшеклассника зависит от опыта учебного сотрудничества, который ученик приобрёл в начальной школе, от того, насколько учитель умеет строить учебное сообщество и включать каждого ребёнка в совместный поиск нового знания.
- Учебное сообщество.
Возможно ли повысить социальную и коммуникативную компетентность школьников? Да, можно, если эти знания будут добываться детьми в совместной учебной работе с одноклассниками, если учителю удаётся превратить класс в учебное сообщество.
Что такое учебное сообщество?
Это группа детей, которая способна сорганизоваться для совместного учебного труда, посильного для каждого отдельного участника общей работы.
«В сотрудничестве, - пишет лев Семёнович Выгодский, - под руководством, с чьей – то помощью ребёнок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно… в сотрудничестве ребёнок оказывается сильнее и умнее, чем в самостоятельной работе, он поднимается выше по уровню интеллектуальных трудностей, разрешаемых им…». «Центральный для всей психологии обучения момент, - дополняет он, - есть возможность подниматься в сотрудничестве на высшую интеллектуальную ступень, возможность перехода от того, что ребёнок умеет, к тому, что он не умеет…».
- Учитель.
Включать ли в определение учебного сообщества учителя?
Именно учитель создаёт условия для того, чтобы совместная работа детей стала возможной. Однако в период функционирования группы взрослый в её работе НЕ участвует, дети работают самостоятельно. Взрослый включается в работу группы только в том случае, если дети сами приглашают его к сотрудничеству.
Единицей учебного сообщества в начальной школе является организованная взрослым, но действующая без его непосредственного руководства группа сверстников (одноклассников), в основной школе – разновозрастная группа.
- Задачи учебного сообщества.
Какие педагогические задачи призвано решать учебное сообщество?
Во-первых, обеспечить каждому ребёнку ту эмоциональную поддержку, которая необходима любому человеку, а особенно первокласснику для того, взяться за рисковое дело: пробовать что-то новое, высказывать свои мысли о чём-то неизвестном.
Во-вторых, сотрудничество со сверстниками является тем источником мотивации, которая необходима значительному количеству первоклассников для того, включиться в учебный процесс и не выпадать из него.
В-третьих, учебное сообщество является мощным ресурсом обучения: доказано, что именно общение и сотрудничество со сверстниками (а не действия под руководством взрослого) – это та область деятельности, где наиболее успешно осваиваются полузнакомые действия и становятся понятными полупонятные мысли.
В – четвёртых, социальные навыки, социально-психологические компетенции, коммуникация неизбежно становятся таким же важным содержанием обучения как умения и навыки чтения, письма, счёта и пр. традиционные составляющие содержания начального обучения.
В-пятых, сотрудничество в группе равных является источником развития децентрации – уникальной способности понимать точку зрения другого и действовать с позиции другого человека как интеллектуальной, так и в эмоциональной и личностной сфере.
- Задачи учителя.
Для того, чтобы построить учебное сообщество, учителю надо решить три педагогические задачи.
Первая: выстроить содержание урока таким образом, чтобы дети увидели противоречие между известным способом действия и новой ситуацией.
Вторая задача педагога: инициировать и поддерживать детские догадки о том, как надо действовать в новой ситуации независимо от того, правильны ли эти догадки.
Третья задача: создать для каждого ребёнка возможность эмоционально включиться в общий поиск, не только заметить, но пережить интеллектуальную трудность и её преодоление.
- Традиционная школа
Местом рождения учебного сообщества является первый класс.
Труднее бывает преодолеть следующие учебные привычки и установки ребенка.
- С учебной работой все должны справляться в одиночку. Добровольная помощь однокласснику называется подсказкой и списыванием, за нее осуждают.
- Мысли одноклассников могут быть гениальными и глупыми. Без разрешения учителя из нельзя ни оспорить ни использовать.
- Учитель всегда прав, его мысли надо понимать, запоминать и применять. Не соглашаться с учителем, делать по- своему, неприлично.
- Задавать вопросы можно тогда, когда учитель скажет: «Какие есть вопросы?».
- Правильные ответы учеников учитель хвалит, неправильные исправляет.
- Школа сообщества.
В учебном сообществе у ребенка складываются противоположные установки:
- Нет ошибок, есть лишь догадки (гипотезы), которые подтверждаются(полностью или частично) или не подтверждаются. Высказывать гипотезы почетно.
- Мое мнение важно, интересно и учителю и одноклассникам. Но его (мнение) желательно обосновать.
- Все, что высказывается на уроке, адресовано мне лично. От меня ждут немедленного ответа(хотя бы согласия или не согласия).
- По реакции учителя я редко могу понять, правильна ли высказанная мысль. Понять это помогут одноклассники.
- То, что предлагает учитель, не всегда правильно. Иногда учитель приглашает меня поспорить с ним. А иногда учитель, как и каждый нормальный человек, может ошибиться, и ему надо помочь.
- Помогать одноклассникам и учителю и ждать от них помощи – нормально…
- Поисковая активность
Усилия учителя, направленные на организацию учебного сотрудничества в классе, вознаграждаются, когда появляются первые результаты: высвобождение и развитие детской учебной и познавательной инициативы.
Бережно поддерживать и выращивать поисковую активность – цель любого учителя, стремящегося сформировать у школьников умение учиться самостоятельно, без его (учителя) постоянной помощи и побуждения.
Однако намерения учителя воспитать детскую свободу, независимость, инициативность далеко не всегда воплощаются в подлинно инициативных действиях учеников.
- МОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрим некоторые примеры учебного сообщества в нашей школе.
Возрастающая самостоятельность – вот ключевое определение учебной работы школьников.
Более зрелищна постановка учебной задачи в 1 классе. При изучении темы по окружающему миру «Где живут белые медведи? Где живут слоны?» учащиеся, разделившись на группы, отправляются в путешествие, где на карте полушарий или глобусе должны поселить животное – белого мишку и слона. Класс выслушал и обсудил три групповых мини - доклада. Разработкой гипотез ученики занимались сами, безо всякого вмешательства учителя, но оценены учителем.
2 класс. Русский язык. Тема: Парные звонкие и глухие согласные. Наблюдение над особенностями проверяемых и проверочных слов. На первом уроке учитель около каждого лучика солнца написала слова со знаками вопросов на месте орфограмм. Дети быстро отвечают на слова. Но остались на доске три слова с неизученными орфограммами. Что делать? Один ученик предложил заучить данные слова, посмотреть в словарь. А другие предложили вывести правило, а потом запомнить.
Слова, в которых после согласного звука произносится гласный, является проверочным.
3 класс. Литературное чтение.
Единицей анализа урока является:
- Учительский вопрос
- Ответы учеников
- Учительское завершение
Можно ли назвать рассказы Л.Н. Толстого «Какая бывает роса на траве» и «Куда девается вода из моря?» научно- познавательными текстами? Объясните и докажите своё мнение.
4 класс. Русский язык. Тема: Определения склонения имени существительного. Учащимся поставлена задача, определить склонение у существительных в пословицах.
Нет друга- ищи, а нашел- береги.
Ученики пробуют решить новую задачу и убеждаются, что она не решается известным способом. Друга – окончание «а» - 2 склонение. Ученики без приглашения учителя указали на то, что определить склонение существительного старым способом нельзя. Одноклассники поддержали, развили и уточнили эту мысль: существительное ставим в единственное число именительного падежа. Эпизод урока похож на мини – конференцию.
Детская инициатива, поисковая активность учеников, направленная на самостоятельное открытие средств и способов решения задач, - одна из высших ценностей учебной деятельности.
Литература
- Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. – С – П: Речь, 2002.
- Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1995.
- Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1989.
- Цукерман Г.А. как младшие школьники учатся учиться? Москва – Рига, Эксперемент, 2000.
- Цукерман Г.А. Статья из газеты «Первое сентября» - «Начальная школа». № 46, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей и педагогов "Формирование и поддержка учебной мотивации детей".
Содержание данного материала направлено на повышение компетентности педагогов и родителей в решении социально-психологических проблем учебной мотивации детей....
Сетевые педагогические сообщества - форма самообразования педагогов
Компьютерная сеть (Интернет), сеть документов (Всемирная Паутина) и программное обеспечение (социальные сервисы) связывают между собой не только компьютеры и документы, но и людей, которые пользуются ...
Сообщение для МО, семинара… «Сетевые педагогические сообщества в работе педагога дополнительного образования»
Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет педагогам, живущим в разных уголках страны и за рубежом, общаться друг с др...
Презентация к сообщению «Сетевые педагогические сообщества в работе педагога дополнительного образования»
Презентация к сообщению «Сетевые педагогические сообщества в работе педагога дополнительного образования»: 1 и 2 часть....
Выступление к семинару: «Сетевые педагогические сообщества в работе педагога дополнительного образования»
Предлагаю вам сообщение «Сетевые педагогические сообщества в работе педагога дополнительного образования», которое будет полезно для педагогов и методистов дополнительного образования. Соо...
Памятка для родителей и педагогов ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ
Полезные рекомендации для учителей и родителей....
Образовательное событие и профессиональное обучающееся сообщество в деятельности педагога
Статья на основе одноимённого доклада, сделанного на V международной конференции "Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра", декабрь 2022 г.Данная статья посвящена анали...