Программа тренинга для подростков «Познай самого себя»
учебно-методический материал (9 класс) по теме
Тренинг "Познай самого себя" предназначен для подростков. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_rabota.docx | 24.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа тренинга для подростков
«Познай самого себя»
Составила : Педагог – психолог
Т.А. Токарева
Пояснительная записка
Тренинг "Познай самого себя" предназначен для подростков. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе.
Цель : помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх; наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности.
Задачи :
развивать представление о себе; формировать возможность распознавать собственные личностные качества, формировать способность анализировать свои личностные качества; обратить внимание на то, что у каждого качества есть две стороны позитивная и негативная, развивать умение устанавливать контакт; развивать наблюдательность в общении.
Основные направления работы с подростками.
Программа групповых занятий для подростков должна обеспечить, с одной стороны, формирование стрессоустойчивости, с другой стороны, выполнение возрастных задач развития.
В работе с подростками выделяют следующие основные направления: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее.
Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.
Инструментальное направление требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. формирования личностной рефлексии.
Потребностно-мотивационное направление предполагает, прежде всего, умение сделать выбор, принять ответственность за свой выбор, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте.
Развивающее направление обеспечивает формирование и закрепление эффективных навыков взаимодействия с окружающими, расширяет диапазон применяемых стресспреодолевающих стратегий.
Основа психологических занятий — это обучение жизненно важным умениям и навыкам, способности индивида к сохранению состояния психического благополучия и его проявлению в адекватном поведении во взаимодействии с внешним миром. Подростков необходимо познакомить с признаками психологически некомфортных состояний, обучить приемам и способам выхода из критических ситуаций, техникам, позволяющим минимизировать отрицательные последствия стресса.
Техника проведения профилактических занятий
Оптимальное число участников тренинга — 10-12 подростков. Занятия целесообразно проводить один раз в неделю. Продолжительность занятия — от 60 до 90 минут, в зависимости от темы. Тренинг рассчитан на работу с подростками 13-15 лет.
Структура занятия.
Занятие тренинга, в зависимости от темы, включает несколько этапов:
1. Создание единого психологического пространства, а также обратной связи (отдельный участник, вся группа и наоборот).
2. Выяснение знаний и представлений учащихся по новой теме.
3. Проведение дискуссий, игры, полилога или интервьюирования для создания ситуаций рефлексии.
№ | Темы занятий | Количество часов |
1 | Знакомство | 1,5 |
2 | Каков я на самом деле? | 1,5 |
3 | Моя индивидуальность. | 1,5 |
4 | Я и другие. | 1,5 |
5 | Функции чувства. | 1,5 |
6 | Уверенное и неуверенное поведение. | 1,5 |
7 | Я в своих глазах и в глазах других людей. | 1,5 |
8 | Общение и его роль в трудных жизненных ситуациях. | 1,5 |
9 | Стресс и способы его преодоления. | 1,5 |
10 | Завершающее занятие. | 1,5 |
Содержание программы
Занятие 1. Знакомство
Цели : создать благоприятные условия для работы в группе; ознакомить с основными принципами работы психологического тренинга.
1. Дискуссия:
— Что такое группа?
2. Установление правил работы в группе.
3. Принятие правил. Ведущий обещает выполнять принятые правила и просит каждого участника дать такое же обещание.
4. Упражнение «Имя и качество» .
5. Упражнение «Ассоциации».
6. Заключительная дискуссия:
— Что было важным в сегодняшнем занятии?
— Что запомнилось?
— Какие мысли и чувства вызвало у вас занятие?
— Какие выводы из занятия вы сделали для себя?
7. Ритуал прощания.
Занятие 2. Каков я на самом деле?
Цель : закрепить навыки самоанализа, способствовать более глубокому самораскрытию, которое ведет к изменению себя.
1. Упражнение «Букет».
2. Упражнение «Немного о себе».
3. Игра «Встреча взглядами».
4. Какой я человек?
5. Упражнение «Я — первый».
6. Заключительная дискуссия:
— Что было важным в сегодняшнем занятии?
— Что запомнилось?
— Какие мысли и чувства вызвало у вас занятие?
— Какие выводы из занятия вы сделали для себя?
7. Ритуал прощания.
Занятие 3. Моя индивидуальность.
Цель : способность дальнейшему сплочению группы, углублению процессов самораскрытия; учить находить в себе главные индивидуальные способности.
- Упражнение «Пересядьте все те, кто...».
- Упражнение «Ассоциации».
- Упражнение «Волшебная рука».
- Здравствуй , Я, мой любимый.
- Упражнение «Хорошо или плохо».
- Дискуссия по упражнению:
— Какую сторону качества — позитивную или негативную легче найти?
— Все ли качества имеют две стороны?
— Есть стопроцентно хорошие качества или, наоборот, плохие?
- Мой портрет в лучах солнца.
- Ритуал прощания.
Занятие 4. Я и другие.
Цель: формировать представления о роли общения в жизни участников и необходимости совершенствования навыков общения.
- Упражнение «Молекулы».
- Упражнение «Тройка».
- Точка опоры.
- Ролевая игра «Установление контакта».
- Проективный рисунок.
- Дискуссия по упражнению.
— Что вам показалось сложным?
— Что вы чувствовали?
- Упражнение «Умение вести разговор».
- Ритуал прощания.
Занятие 5. Функции чувства.
Цель: формировать представления об эмоциональной сфере личности.
- Разминка «Мое настроение».
- Упражнение «Спектр чувств».
- Дискуссия по упражнению:
— Что вы думаете по поводу списков эмоций?
— У кого больше всего написано эмоций? У кого есть совпадающие эмоции?
— У кого только свои, не повторяющиеся ни у кого эмоции?
— Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?
- Мозговой штурм «Способы выражения чувств».
- Демонстрационная ролевая игра.
- Обсуждение:
- Какие приемы были использованы?
— К каким результатам приведут приведенные способы выражения чувств?
— Что способствовало достижению взаимопонимания?
— Что снижало взаимопонимание?
— Что оказалось самым трудным в этом упражнении?
- Упражнение «Карусели»
- Ритуал прощания.
Занятие 6. Уверенное и неуверенное поведение.
Цель: отрабатывать приемы уверенного поведения и содействовать тому, чтобы подростки в любых ситуациях чувствовали уверенность в себе.
1. Упражнение «Воспроизведение».
2. Упражнение «Мое поведение».
- Обсуждение:
- Какие приемы были использованы?
— К каким результатам приведут приведенные способы?
- Упражнение «Зеркало».
- Упражнение «Город уверенности».
- Упражнение «Круг уверенности».
- Обсуждение:
- Что вы думаете по поводу уверенного и неуверенного поведения?
- Что оказалось самым трудным в этом упражнении?
— Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?
- Упражнение «Трон»
- Обсуждение:
- Кого из участников группы видели в кресле чаще остальных?
- Как он сам к этому относится?
- Как каждый относится к участнику, которого он увидел в кресле?
- Кто посадил в кресло самого себя?
10. Ритуал прощания.
Занятие 7. Я в своих глазах и в глазах других людей.
Цель: активизировать процесс рефлексии, дальнейшее самораскрытие, самопознание; раскрыть важные качества для эффективного межличностного общения.
1 . Упражнение «Сигнал».
2. Упражнение «Подарок».
3. Тест «Каким ты выглядишь в глазах других».
4. Игра «Комиссионный магазин».
5. Дискуссия :
- Что оказалось самым трудным в этом упражнении?
— Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?
- От каких качеств хотелось избавиться?
- Какие качества хотелось приобрести?
6. Упражнение «Приятный разговор».
7. Упражнение «Зеркало».
8. Обсуждение упражнения:
— Легко или трудно вам было повторять движения?
— Кому было легко?
— А в чем были трудности?
10.Ритуал прощания.
Занятие 8. Общение и его роль в трудных жизненных ситуациях.
Цель : помочь осознать роль общения в жизни человека; развивать навыки общения со сверстниками.
- Упражнение «Дракон».
- Упражнение «Межличностное пространство».
- Обсуждение:
— Легко или трудно вам было выполнять упражнение?
— Кому было легко?
— А в чем были трудности?
- Беседа «Трудности человека, связанные с общением».
- Упражнение «Разговор через стекло».
- Дискуссия по упражнению. Сначала вопросы разыгрывавшим сценку:
— Что вы чувствовали? Легко ли было передавать информацию?
— Легко ли было расшифровывать информацию?
— Что удалось? Что не удалось? Почему?
Вопросы зрителям:
— Какие у вас впечатления? Удалось ли самим расшифровать информацию?
-— Что понравилось? Что бы вы сделали по-другому?
7. Задание «Правила общения с людьми».
8. Творческое задание «Круг моего общения»
9. Дискуссия:
— Что вы чувствовали когда выполняли задание?
— Что удалось? Что не удалось? Почему?
— А в чем были трудности?
10. Ритуал прощания.
Занятие 9. Стресс и способы его преодоления.
Цель: формировать навыки преодоления стресса; формировать навыки оптимального поведения в стрессовых ситуациях.
1. Игра «Солнце и планеты».
2. Дискуссия:
— Когда эмоции проявляются наиболее сильно?
—Что такое стресс?
- Какую функцию он выполняет?
— В каких ситуациях человек испытывает стресс?
— Стресс — это хорошо или плохо?
— Как противостоять стрессу?
— Как вы можете охарактеризовать это явление?
— Что испытывает человек? Каковы признаки стресса?
— От чего зависит возникновение и переживание стресса?
3. Мозговой штурм «Проявления стресса».
4. Упражнение «Глубокое дыхание».
5. Упражнение «Консилиум».
6. Обсуждение упражнения:
— Что вы чувствовали, выполняя упражнение?
— Какие выводы вы сделали?
— Как вы понимаете постулаты: «Думай позитивно» и «Не делай из мухи слона»?
7. Упражнение «Релаксация».
8. Упражнение «Воображаемое проигрывание».
9. Обсуждение упражнения:
— Можно ли заранее продумать, что вы будете говорить и как будете себя вести в трудной ситуации?
— Сколько возможных вариантов поведения вы успели придумать?
— Что вам показалось наиболее сложным?
— Были ли моменты, в которых вы не были уверены в том, что именно следует делать?
- Ритуал прощания.
Занятие 10. Завершающее занятие.
Цель: закрепить представление участников о свое уникальности, обогатить сознание позитивными, эмоционально окрашенными образами личности.
- Упражнение «Новогодняя елка».
- Упражнение «Чемодан».
- Обсуждение:
— Понравилось ли содержимое «чемоданов» отъезжающим?
— Что еще вам хотелось бы взять с собой в дорогу?
- Я – это Я.
- Упражнение «Пожелания».
- Обсуждение упражнения:
— Какие пожелания вам больше всего понравились?
— Какие чувства испытывали?
- Упражнение «Мое будущее».
- Упражнение «Коллаж».
- Заключительная дискуссия:
— Что вам понравилось?
— Чему вы научились в ходе тренинга?
— Какие из приобретенных навыков вам кажутся наиболее важными?
— Какие навыки вы будете использовать?
- Ритуал прощания.
Литература :
- Ключников С.Ю. Невидимая броня: теория и практика психологической защиты/- М.: Беловодье, 2002.
- Пономаренко Л.П. Основы психологии для старшеклассников: пособие для педагога: в 2 ч. / - М.: Гуманит, изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
- Практикум по психологии.- СПб.: Лань, 2002г.
- Психогимнастика в тренинге / под ред. Н.Ю. Хрящевой.- СПб.: Речь, 2002.
- Справочник практического психолога /В.Л. Талантов. – СПб.: Сова, 2003.
- Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий /авт.-сост. Ю.А. Голубаева и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Энциклопедия для детей. – Т.18 Человек. - Ч. 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. – М.: Аванта +, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа тренинга личностного роста "Познай себя"
Тренинг "Пойми себя" предназначен для подростков. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, р...
Познай самого себя и ты познаешь мир
Особенности формирования линости в процессе общения....
Рабочая программа воспитания и социализации обучающихся « Познай самого себя» 7-9 класс
Целью данной программы является создание образовательной среды, способствующей духовно-нравственному становлению толерантной личности и активной гражданской позиции обучающихся на основе о...
Тренинг "Познай самого себя"
Тренинг "Познай самого себя" предназначен для подростков. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семе...
Рабочая программа кружка "Познай самого себя!"
Рабочая программа кружка для 6-х классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и н...
Тренинг для подростков: «Познай себя!»
Пояснительная запискаДля большинства подростков, испытывающих трудности во взаимодействии со сверстниками, характерно отсутствие знаний о себе, о том, как он общается с другими, и навыков конструктивн...
Тренинг для подростков: «Познай себя!»
Пояснительная запискаДля большинства подростков, испытывающих трудности во взаимодействии со сверстниками, характерно отсутствие знаний о себе, о том, как он общается с другими, и навыков конструктивн...