Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение
статья по теме

ЛИЛИЯ ЮРЬЕВНА ТУРАБОВА

Замечательной   поэтессе   Нине   Шаламовой   принадлежат  строки:

Талант не надо пробивать,

он все преодолеет.

но только если добрый взгляд

его хоть раз согреет.

Таким  добрым  взглядом  должно  обладать  зоркое  и  внимательное  око  учителя. Поскольку  именно нам,  педагогам,  выпала  высокая честь  вести  маленького  человека  по  дороге  познания  к  добру,  гармонии  и  совершенству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение

Замечательной   поэтессе   Нине   Шаламовой   принадлежат  строки:

Талант не надо пробивать,

он все преодолеет.

но только если добрый взгляд

его хоть раз согреет.

Таким  добрым  взглядом  должно  обладать  зоркое  и  внимательное  око  учителя. Поскольку  именно нам,  педагогам,  выпала  высокая честь  вести  маленького  человека  по  дороге  познания  к  добру,  гармонии  и  совершенству.

Любой  учитель  во  все  времена  и  в  любом  возрасте  –  ученик:  он учится  у  окружающих людей, у природы, у самого себя и,  конечно,  у своих учеников. Учитель перестает  быть учителем,  если  не  постигает  ничего  нового  для себя,  не  совершенствует  свои  знания, не  идет  в ногу  со  временем,  со  стремительно  набирающей  темп  непростой, но интересной на события жизнью,  не поспевает за молниеносными инновациями дня сегодняшнего.

Немецкому   педагогу  XIX  века Адольфу  Дистервегу  принадлежит емкое  и  очень  правильное,  на  мой  взгляд,  высказывание:  

«Плохой  учитель  преподносит истину,  хороший   –   учит  ее  находить».

Глубоко убеждена  в  том,  что  воспитать творчески  работающего  ученика способен  лишь  творчески  работающий   педагог,  ибо  давно  известно,  что  личный  пример   может  убедить   куда   вернее  словесных   рек.

В  профессии   я  уже  более  двадцати  лет. И  все  эти  годы  я  учусь.  Педагоги,  которые  практикуют  креативный  подход к  планированию каждого   занятия, ежедневного  общения  с  воспитанниками,   не понаслышке знают,  что  нет  двух одинаковых  уроков.  Твой рост  по   мере  взросления,  становления  как  педагога неизбежно  приводит  к  вырабатыванию  своих,  авторских  подходов  в  работе  с  детьми. Особенно это важно в работе с одаренными детьми.

Что является самым главным для творческого человека? Многое,  но в первую очередь  –  востребованность,  ощущение  своей  значимости  и  нужности.  Именно этим  я  и   руководствуюсь  в  ежедневной   профессиональной   педагогической  практике…

*     *     *

1 сентября.  У меня встреча с новичками – пятиклассниками.  Четыре  десятка  глаз наблюдают за  тобой. Как же  мне знакомо это неуютное чувство, когда тебя пытливо  изучают твои подопечные. (Сегодня,   двадцать  лет   спустя,  волнение  преследует  меня  до   начала   знакомства  и  исчезает сразу же после слов приветствия).  Это  потом,  после того,  как    привыкнут  к  тебе,   узнают  твои  плюсы  и  минусы,  они распустятся  первоцветом, согретые  твоей  заботой  и  любовью.   И окажется, что   тот вихрастый мальчишка – лучший в классе художник, а эта скромная застенчивая девочка – талантливая пианистка с большим будущим. А маленький  нахохлившийся  Коля, которого побаиваются даже ребята постарше, чудесным образом раскроется вдруг как трогательный защитник девчонок-одноклассниц.

Я даю ребятам  время  адаптироваться,  а  пару-тройку  недель  спустя,  когда  они  уже здесь, в загадочной среде старшеклассников, все  рассмотрели,  а впечатления о начальной школе  -  этом особом  мире  каждого школьника  -  еще  свежи, предлагаю  написать творческую работу на тему «Мой любимый учитель».  С уверенностью могу утверждать, что  95 %  учеников  будут  писать о первом учителе, чтобы поведать всему миру о своей безграничной любви к Лидии Александровне (Татьяне Николаевне, Кларе Масгутовне, Ольге Александровне, Ларисе Раисовне).  Такая  тема  сочинения,  как  мне  кажется,  раскрепостит  детей и позволит  им   быть  максимально   искренними.    

Итогом   станет  статья  о   первом  учителе, опубликованная в районке.  Дети  будут рады  и горды  увидеть  свои  фамилии  в  местной   газете,  что, несомненно,  придаст  им  уверенность  в  своих силах  и  вдохновит  на  новые  успехи. А учитель сумеет разглядеть ростки одаренности в своих маленьких учениках. 

Немаловажную роль в выявлении и развитии одаренных детей играет и проектно-исследовательская  деятельность. Главное, формулировать задания таким образом,  чтобы,   с  одной  стороны,  оставалось  больше места  для  индивидуально-авторского решения,  а  с  другой  -  возникала  насущная  необходимость  чтения  художественной литературы. В  этом случае  педагог-словесник может добиться повышения процента читающих детей.  Практикующим  преподавателям  русского  языка  и  литературы  очень  хорошо  известно  о  проблеме снижения  интереса  к  чтению,  а  это  ведет  и  к  снижению  уровня  орфографической,  грамматической,  пунктуационной  грамотности. Если  ученик   протягивает  руку  к  книжной  полке   и  снимает  с  нее  томик  стихов  Беллы Ахмадуллиной   или   Роберта  Бёрнса,    то   это  личная   победа  учителя   литературы.

В этом году ученица 6б  класса Юлдуз Хисамова представила на районный конкурс исследовательских работ свой труд «Правила русского языка для сладкоежек» и стала призером, а затем приняла участие и в республиканском конкурсе научно-исследовательских работ в рамках Малой академии наук школьников РБ, где завоевала призовое 2-ое место.

Порадовали результаты творческого конкурса проектов «Создай свою книгу», прошедшего среди  обучающихся 6б класса.  Помимо индивидуальных были и коллективные работы, выполненные как в союзе с одноклассниками, так и с членами семьи.  

Люди,   совершенно  случайно  попавшие  в  профессию   и  оставшиеся   таковыми даже по прошествии   десятка  лет,  скажут,  что  работа  педагога  -  это   рутинная   однообразная   жизнь.   И  ежедневный   кропотливый   труд   с   целью   поиска  маленьких светлячков, процесс  их  превращения  в  светоч  -  это  неблагодарная    работа.

На мой взгляд, циникам, скептикам, людям равнодушным, черствым, несущим разрушение, но не созидание, -  в школе не  место.

Многовековая  народная    мудрость  гласит:   «Терпение  и  труд  все  перетрут».  Результатом  выявления и развития одаренных детей,  думающих, пишущих стихотворения   и  сказки,   становится  талантливая   молодежь с огромным  потенциалом.

И  ежегодное    участие   моих   ребят  в  литературных  конкурсах   разных уровней   –   достойное   тому   подтверждение.    

В историю республиканского литературного конкурса  «Пою мою Республику»  вошли имена  обучающихся  Алины  Давлетовой,  Алсу  Шарафутдиновой,  Эльнары  Валеевой,  Гульназ  Хабибуллиной, освоивших  за  время  нашей  совместной деятельности  разного рода  литературные  сочинения. Готовясь к конкурсным испытаниям, они  пробовали свои силы в создании стихотворений,  сказок,  рассказов, дневниковых записей, путевых заметок, публицистических очерков, сочинений в эпистолярном жанре. После  нескольких   лет  участия   две мои девочки:  Алсу  Шарафутдинова  и  Гульназ  Хабибуллина  -    стали победителями  в номинации  «За оригинальность жанра» (2011 год),  а  в  2012  году  Гульназ  Хабибуллина заняла  I место. Сейчас многие мои выпускники являются студентами высших учебных заведений Российской Федерации.  Когда я узнаю о том, что они продолжают свою творческую деятельность, публикуют в университетских или  городских изданиях свои статьи, в такие минуты я думаю о том, что мой выбор  профессии был далеко не случайным.  

*     *     *

Стезя   учителя   терниста.   Нужно   немалое   мужество,   чтобы   пройти   по    ней. Справиться с любыми трудностями под силу только опытному профессионалу,  горячо любящему  детей,  свое дело, свое Отечество.

Турабова Лилия Юрьевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ  № 1 с. Кушнаренково Кушнаренковского района


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одаренные дети и педагогические условия их развития.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий....

Методическая программа “Психолого-педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей, помощь в адаптации к школьному обучению, развитие у учащихся стремления к самореализации и раскрытию потенциала”

Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие талантливых и одаренных детей, психолого-педагогическая помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическа...

Доклад "Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи (в том числе через систему организации конкурсов, олимпиад, форумов)"

Доклад "Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи (в том числе через систему организации конкурсов, олимпиад, форумов)"...

РАБОТА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, СОПРОВОЖДЕНИЮ И РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

В статье обобщаются некоторые теоретические положения и опыт работы педагога дополнительного образования по выявлению, сопровождение и развитию музыкально одаренных детей. Даются практические рекоменд...

Выявление, развитие и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи в Щекинском районе

В статье обобщен опыт организационной и методической работы по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных и талантливых детей в муниципальной системе образования Щекинского района Тульской области...

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей «Выявление и развитие у обучающихся начальной школы способностей к познавательной и творческой деятельности»

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей«Выявление и развитие у обучающихся начальной школы способностей к познавательной и творческой деятельности»...

Сопровождение одаренных детей в рамках работы по развитию олимпийского движения в МАОУ «СОШ №266 ЗАТО Александровск»

В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей...