Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение
статья по теме
Замечательной поэтессе Нине Шаламовой принадлежат строки:
Талант не надо пробивать,
он все преодолеет.
но только если добрый взгляд
его хоть раз согреет.
Таким добрым взглядом должно обладать зоркое и внимательное око учителя. Поскольку именно нам, педагогам, выпала высокая честь вести маленького человека по дороге познания к добру, гармонии и совершенству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение
Замечательной поэтессе Нине Шаламовой принадлежат строки:
Талант не надо пробивать,
он все преодолеет.
но только если добрый взгляд
его хоть раз согреет.
Таким добрым взглядом должно обладать зоркое и внимательное око учителя. Поскольку именно нам, педагогам, выпала высокая честь вести маленького человека по дороге познания к добру, гармонии и совершенству.
Любой учитель во все времена и в любом возрасте – ученик: он учится у окружающих людей, у природы, у самого себя и, конечно, у своих учеников. Учитель перестает быть учителем, если не постигает ничего нового для себя, не совершенствует свои знания, не идет в ногу со временем, со стремительно набирающей темп непростой, но интересной на события жизнью, не поспевает за молниеносными инновациями дня сегодняшнего.
Немецкому педагогу XIX века Адольфу Дистервегу принадлежит емкое и очень правильное, на мой взгляд, высказывание:
«Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить».
Глубоко убеждена в том, что воспитать творчески работающего ученика способен лишь творчески работающий педагог, ибо давно известно, что личный пример может убедить куда вернее словесных рек.
В профессии я уже более двадцати лет. И все эти годы я учусь. Педагоги, которые практикуют креативный подход к планированию каждого занятия, ежедневного общения с воспитанниками, не понаслышке знают, что нет двух одинаковых уроков. Твой рост по мере взросления, становления как педагога неизбежно приводит к вырабатыванию своих, авторских подходов в работе с детьми. Особенно это важно в работе с одаренными детьми.
Что является самым главным для творческого человека? Многое, но в первую очередь – востребованность, ощущение своей значимости и нужности. Именно этим я и руководствуюсь в ежедневной профессиональной педагогической практике…
* * *
1 сентября. У меня встреча с новичками – пятиклассниками. Четыре десятка глаз наблюдают за тобой. Как же мне знакомо это неуютное чувство, когда тебя пытливо изучают твои подопечные. (Сегодня, двадцать лет спустя, волнение преследует меня до начала знакомства и исчезает сразу же после слов приветствия). Это потом, после того, как привыкнут к тебе, узнают твои плюсы и минусы, они распустятся первоцветом, согретые твоей заботой и любовью. И окажется, что тот вихрастый мальчишка – лучший в классе художник, а эта скромная застенчивая девочка – талантливая пианистка с большим будущим. А маленький нахохлившийся Коля, которого побаиваются даже ребята постарше, чудесным образом раскроется вдруг как трогательный защитник девчонок-одноклассниц.
Я даю ребятам время адаптироваться, а пару-тройку недель спустя, когда они уже здесь, в загадочной среде старшеклассников, все рассмотрели, а впечатления о начальной школе - этом особом мире каждого школьника - еще свежи, предлагаю написать творческую работу на тему «Мой любимый учитель». С уверенностью могу утверждать, что 95 % учеников будут писать о первом учителе, чтобы поведать всему миру о своей безграничной любви к Лидии Александровне (Татьяне Николаевне, Кларе Масгутовне, Ольге Александровне, Ларисе Раисовне). Такая тема сочинения, как мне кажется, раскрепостит детей и позволит им быть максимально искренними.
Итогом станет статья о первом учителе, опубликованная в районке. Дети будут рады и горды увидеть свои фамилии в местной газете, что, несомненно, придаст им уверенность в своих силах и вдохновит на новые успехи. А учитель сумеет разглядеть ростки одаренности в своих маленьких учениках.
Немаловажную роль в выявлении и развитии одаренных детей играет и проектно-исследовательская деятельность. Главное, формулировать задания таким образом, чтобы, с одной стороны, оставалось больше места для индивидуально-авторского решения, а с другой - возникала насущная необходимость чтения художественной литературы. В этом случае педагог-словесник может добиться повышения процента читающих детей. Практикующим преподавателям русского языка и литературы очень хорошо известно о проблеме снижения интереса к чтению, а это ведет и к снижению уровня орфографической, грамматической, пунктуационной грамотности. Если ученик протягивает руку к книжной полке и снимает с нее томик стихов Беллы Ахмадуллиной или Роберта Бёрнса, то это личная победа учителя литературы.
В этом году ученица 6б класса Юлдуз Хисамова представила на районный конкурс исследовательских работ свой труд «Правила русского языка для сладкоежек» и стала призером, а затем приняла участие и в республиканском конкурсе научно-исследовательских работ в рамках Малой академии наук школьников РБ, где завоевала призовое 2-ое место.
Порадовали результаты творческого конкурса проектов «Создай свою книгу», прошедшего среди обучающихся 6б класса. Помимо индивидуальных были и коллективные работы, выполненные как в союзе с одноклассниками, так и с членами семьи.
Люди, совершенно случайно попавшие в профессию и оставшиеся таковыми даже по прошествии десятка лет, скажут, что работа педагога - это рутинная однообразная жизнь. И ежедневный кропотливый труд с целью поиска маленьких светлячков, процесс их превращения в светоч - это неблагодарная работа.
На мой взгляд, циникам, скептикам, людям равнодушным, черствым, несущим разрушение, но не созидание, - в школе не место.
Многовековая народная мудрость гласит: «Терпение и труд все перетрут». Результатом выявления и развития одаренных детей, думающих, пишущих стихотворения и сказки, становится талантливая молодежь с огромным потенциалом.
И ежегодное участие моих ребят в литературных конкурсах разных уровней – достойное тому подтверждение.
В историю республиканского литературного конкурса «Пою мою Республику» вошли имена обучающихся Алины Давлетовой, Алсу Шарафутдиновой, Эльнары Валеевой, Гульназ Хабибуллиной, освоивших за время нашей совместной деятельности разного рода литературные сочинения. Готовясь к конкурсным испытаниям, они пробовали свои силы в создании стихотворений, сказок, рассказов, дневниковых записей, путевых заметок, публицистических очерков, сочинений в эпистолярном жанре. После нескольких лет участия две мои девочки: Алсу Шарафутдинова и Гульназ Хабибуллина - стали победителями в номинации «За оригинальность жанра» (2011 год), а в 2012 году Гульназ Хабибуллина заняла I место. Сейчас многие мои выпускники являются студентами высших учебных заведений Российской Федерации. Когда я узнаю о том, что они продолжают свою творческую деятельность, публикуют в университетских или городских изданиях свои статьи, в такие минуты я думаю о том, что мой выбор профессии был далеко не случайным.
* * *
Стезя учителя терниста. Нужно немалое мужество, чтобы пройти по ней. Справиться с любыми трудностями под силу только опытному профессионалу, горячо любящему детей, свое дело, свое Отечество.
Турабова Лилия Юрьевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 1 с. Кушнаренково Кушнаренковского района
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Одаренные дети и педагогические условия их развития.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий....
Методическая программа “Психолого-педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей, помощь в адаптации к школьному обучению, развитие у учащихся стремления к самореализации и раскрытию потенциала”
Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие талантливых и одаренных детей, психолого-педагогическая помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическа...
Доклад "Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи (в том числе через систему организации конкурсов, олимпиад, форумов)"
Доклад "Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи (в том числе через систему организации конкурсов, олимпиад, форумов)"...
РАБОТА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, СОПРОВОЖДЕНИЮ И РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
В статье обобщаются некоторые теоретические положения и опыт работы педагога дополнительного образования по выявлению, сопровождение и развитию музыкально одаренных детей. Даются практические рекоменд...
Выявление, развитие и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи в Щекинском районе
В статье обобщен опыт организационной и методической работы по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных и талантливых детей в муниципальной системе образования Щекинского района Тульской области...
Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей «Выявление и развитие у обучающихся начальной школы способностей к познавательной и творческой деятельности»
Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей«Выявление и развитие у обучающихся начальной школы способностей к познавательной и творческой деятельности»...
Сопровождение одаренных детей в рамках работы по развитию олимпийского движения в МАОУ «СОШ №266 ЗАТО Александровск»
В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей...