Дифференцированное обучение в условиях стандартизации
статья по теме
Представление опыта на педагогическом совете школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differencirovannoe_obuchenie_v_usloviyah_standartizacii.docx | 33.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Большаковская СОШ» структурное подразделение «Тарлыкская ООШ» ДОКЛАД тема: «Дифференцированное обучение на уроках географии в условиях стандартизации образования» Подготовила: учитель географии Н.А.Жумабаева 2012 год |
Перед современной школой поставлена задача усиления развивающей и воспитывающей функций обучения, которые требуют постоянного совершенствования организационных форм учебного процесса. Сочетание индивидуальных и коллективных форм учебно-познавательной деятельности учащихся создаёт условия для активизации их самостоятельной деятельности и тем самым способствует всестороннему развитию и успешному обучению каждого учащегося.
Каждому учителю, очевидно, что не всех учащихся можно обучать одинаково легко. При любой методике обучения, при самой лучшей её организации одни ученики будут продвигаться успешнее, другие с большим трудом и медленнее. Одни добиваются высоких достижений, больших успехов без особой затраты сил, в сравнительно короткий срок, другие при всём желании не могут подняться так же быстро на такой же уровень. В этой же связи говорят о разных учебных способностях учащихся. То есть, каким бы виртуозом не был учитель, какие бы совершенные приёмы он не применял, он не может повлиять на скорость протекания психических процессов своих учеников, то есть «научить всех одинаково». Поэтому и встаёт вопрос о дифференцированном подходе в обучении. Проблема дифференцированного обучения продолжает оставаться актуальной и сегодня.
Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?
Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.
Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.
То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка,- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать.
Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.
О том, как я выстраиваю дифференцированный подход на уроках географии, и посвящено моё сегодняшнее выступление.
Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Анализируя образовательные, воспитательные и развивающие аспекты учебной деятельности, определяю следующие цели дифференцированного обучения географии:
-выявить временные технологические группы учащихся для раскрытия географической картины мира, включающей природу, население и хозяйство;
-дать понятие территориальных различий окружающего мира, их объективного характера и значения для жизни людей, выработать у учащихся научные взгляды на взаимосвязь природы и общества;
-способствовать нравственному воспитанию учащихся, формировать любовь к Родине, с широким взглядом на мир;
-помочь средствами географии удовлетворить интересы и потребности развивающейся личности: любознательность, cамостоятельность, активность, взаимопомощь.
Так как в классе ученики разного уровня обученности, обучаемости, заинтересованности в предмете, разных психолого-физических возможностей, для достижения поставленных целей на всех этапах урока осуществляю индивидуальный подход к школьникам.
В зависимости от характера познавательной деятельности учащихся: работа с картой, картинами, цифровым материалом использую задания трех уровней:
-первый уровень – объяснительно-иллюстрированный. Ученики воспроизводят изучаемый материал в том виде, в каком он изложен в учебнике.
-второй уровень – репродуктивный. Учащиеся применяют знания и умения по образцу.
-третий уровень - частично-поисковый и исследовательский. Учащиеся творчески применяют знания и умения в новый учебной ситуации.
Эти уровни и соответствующие им методы, использую на всех этапах обучения: при объяснении и изучении нового материала, проверке, обобщении и закреплении знаний.
Но тем, не менее, построить урок, на котором каждый учащийся смог бы в индивидуальном темпе изучать материал и уйти с урока с чувством удовлетворения - очень сложно. Поэтому применять технологию разноуровневого обучения в условиях нашей школы необходимо (как я считаю):
Во-первых - не на каждом уроке;
Во-вторых - на отдельных этапах урока, в частности при проверке и оценке знаний учащихся.
При объяснении нового материала широко использую работу с учебником. Ребята получают задания, инструкцию по их выполнению с указанием параграфа, страницы, абзаца. В 6 классе при изучении тем: « Основные формы рельефа суши», «Реки», «Озера» предлагаю задания разного уровня сложности:
1) выделить главные мысли изученного;
2) дать характеристику явлениям, процессам, найти упомянутые географические объекты на карте;
3) сравнить физическую карту с климатической.
Учащиеся имеют возможность выбрать задания для себя посильные, чтобы успешно с ними справиться. Как правило, ребята справляются с выбранными заданиями и переходят к выполнению более сложных.
Домашние задания учащимся также предлагаю дифференцированные:
1. Составить сложный план рассказа (1 уровень);
2. В каждом абзаце выделить главную мысль (2 уровень);
3. Сделать ЛОК (лист опорного конспекта) по тексту параграфа (3 уровень).
В 8 класса при изучении темы «Россия на карте мира» предлагаю следующие задания.
1) Найти крайние точки на карте (1 уровень).
2) Найти точки и определить их координаты (2 уровень).
3) Определить и сравнить физико-географическое положение России с другими государствами (например, с Канадой, по выбору ученика или учителя), пользуясь картами атласа и рисунком учебника (3 уровень)
При изучении темы «Население Омской области» в 9 классе предлагаю такие дифференцированные задания:
1. Определить преобладание городского или сельского населения на территории области (1 уровень).
2. Объяснить, какие причины влияют на неравномерное расселение по территории области (2 уровень).
3. Охарактеризовать демографическую политику Омской области (3 уровень).
Большинство знаний, которыми должны обладать учащиеся, связано с изучением содержания карт и умением пользоваться ими.
Обученность ребят в работе с картой определяю также 3-мя уровнями:
- понимать карту (1 уровень).
- читать карту (2 уровень).
- знать карту (3 уровень).
На 1-м этапе обучения работе с картой в 6 классе при изучении темы «План и карта» знакомлю ребят с ее языком и разновидностями, учу распознавать географическую действительность по изображению объектов, представлять по памяти расположения изучаемых объектов. Ребята изготавливают макеты карт, по которым работают, переносят информацию с одного типа карт на другой.
К главным картографическим умениям отношу следующие:
В 6 классе:
1) ориентироваться на местности с помощью плана, топографической карты, по топографическим знакам (1 уровень);
2) измерять расстояния на местности (шагами, рулеткой) и на плане, карте (с помощью масштаба) (2 уровень);
3) определять азимуты направлений и двигаться по заданному азимуту, определять направления по карте и географические координаты объектов(3 уровень).
В 7 классе:
1) при изучении географии материков и океанов учу охарактеризовывать по тематическим картам отдельные компоненты природы: рельеф, климат, почвы, растительный и животный мир;
2) сравнивать особенности компонентов на разных материках, на разных территориях внутри одного материка;
3) составлять комплексное описание природы определенного региона по нескольким картам.
В 8 классе:
1) переносить знания, полученные при изучении темы, на конкретные территории России на карте (1 уровень);
2) давать оценку территории по картам с целью их хозяйственного использования (2 уровень);
3) составлять прогноз изменений явлений, которые могут произойти под действием различных причин (3 уровень).
При объяснении нового материала помимо карт использую картины. Почему именно картины? Потому что, именно «Картина дает зрительный образ карты, она дополняет карту и географическое описание. То, что можно изложить на многих страницах словесного описания, гораздо лучшие и нагляднее изображается на картине» (А.С. Барков).
При обсуждении явлений, изображенных на них, у школьников расширяется кругозор, возрастает познавательная активность, развивается воображение, а наглядность надолго остается в памяти.
При показе картин по теме: «Прилив и отлив», «Африканская саванна в сухое и влажное время года», «Горная и равнинная река» предлагаю учащимся ответить на вопросы разного уровня:
1) Описать изображенные объекты и явления (1 уровень).
2) Выделить главное и второстепенное (2 уровень).
3) Объяснить природные связи, сравнить их (3 уровень).
При объяснении и закреплении изучаемого материала учу использовать статистические таблицы. Такой вид деятельности способствует формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы.
Цифровые данные использую с разной целью:
- они служат источником нового материала (размеры территорий, численность населения различных стран и регионов мира, данные о различных географических объектах);
- являются источником информации для творческой работы учащихся;
- являются источником для составления географических прогнозов.
Например, в 8 классе в теме «Национальный состав населения», используя статистические данные, учащиеся составляют прогноз его изменений к 2050 году, определяют, какая группа будет в индо-европейской семье преобладать.
Важное место в учебной деятельности отвожу самостоятельной работе учащихся. Учу, используя различные источники географической информации, самостоятельно добывать знания, умело распределять свои силы и время. Остановлюсь на некоторых видах самостоятельных работ: наблюдении, работе с географической и контурной картами, с учебником:
Одним из видов самостоятельной работы является наблюдение во время экскурсий.
При проведении экскурсии в 6 классе по теме «Изучение водоемов родного края» выполняем работу по следующим заданиям:
1) охарактеризовать данный участок местности, его растительный покров;
-рассмотреть горные породы, которыми сложена местность.
2) выяснить причины изменения рельефа данной местности;
3) как используется и охраняется данный участок человеком.
Результаты работы фиксируются в полевых дневниках, обрабатываются на уроке с применением ранее полученных знаний и умений. Все вопросы рассматриваются и обобщаются учениками по их возможностям.
Самостоятельная работа с географической картой имеет огромное значение для развития познавательной активности школьников.
При изучении темы «Гидросфера» в 6 классе использую самостоятельную работу при определении географического положения реки. На первом этапе работы учащиеся вместе со мной по плану описывают реку. Затем, используя карту России, описывают другую реку. Ребята, хорошо усвоившие описание реки, применяя карту полушарий, находят сходство и различия двух рек.
Важное место в образовательном процессе занимают практические работы. Например, в 7 классе при выполнении практической работы «Характеристика рельефа материка» предлагаю учащимся следующие задания:
- описать по плану рельеф одного из материков(1уровень)
- дать сравнительную характеристику рельефа двух материков с выявлением причин сходства и различий(2уровень)
- составить прогноз по изменению форм рельефа в будущем и его последствия(3уровень)
В 8 классе при выполнении работы: «Оценка особенностей географического положения России», ребятам предлагаю разноуровневые задания:
- найти местоположение России на физической карте.(1уровень)
- определить по карте удаленность своего населенного пункта от различных географических объектов (ближайшего морского побережья, государственной границы, столицы) (2уровень)
- доказать благоприятность географического положения России.(3уровень)
При изучении «Климата России», учащиеся получают следующие разноуровневые задания:
- по климатической карте определить климатообразующие факторы. (1 уровень)
- самостоятельно сравнивают особенности погоды отдельных территорий;(2 уровень)
- оценить климат отдельных территорий для жизни и хозяйственной деятельности человека.(3 уровень)
Выполняя практические работы, учащиеся ясно и глубоко понимают изучаемые явления и причинно-следственные связи между ними, более прочно закрепляют полученные знания, вырабатывают практические умения ведения наблюдения в природе и установления взаимосвязей и взаимообусловленности компонентов природного комплекса, что способствует развитию у учащихся диалектико-материалистических взглядов на развитие природы.
География, как ни одна наука, обращается к чувствам, зрительным и слуховым впечатлениям. Чтобы научить учащихся ясно видеть размещения географических объектов в пространстве, представлять себе их природное сочетание, использую отрывки литературных произведений, ярко описывающие природные объекты и явления.
Так, при изучении в 8 классе темы «Климат» использую отрывки из литературных произведений:
1.«Побелело море, зашумело непогодой. Тяжко встают свинцовые воды и, клубясь клокочущей пеной, с глухим рокотом катятся в мглистую даль. Ветер злобно роется по их косматой поверхности, далеко разносятся солёные брызги. А вдоль из лучистого берега колоссальным хребтом массивно поднимаются белые зубчатые груды нагроможденного на отмелях льда. Точно титаны в тяжелой схватке накидали эти гигантские обломки ....
На сотни верст ни дымки, ни юрты, ни человеческого следа. Видны просторы снеговой пустыни». /-побережье Северного Ледовитого океана
- зима
-арктический /субарктический /.
2) «Море – смеялось. Под лёгким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, улыбалось....Солнце было счастливо тем, что светило, море - тем, что отражало его ликующий свет. Зеленоватые волны, взбегая на жёлтый песок, сбрасывали на него белую пену, она с тихим звуком таяла на горячем песке, увлажняя его»:
/-Средиземное море
- лето
- субтропический средиземноморский /.
3) «Летним вечером, когда стемнело, с сильным шумом хлынул страшный ливень. Стало жутко. Дерсу вскочил со своего места и быстро выбежал из фанзы. Через минуту он вернулся, и сообщил, что надо скорее будить людей и уходить, т.к. река вышла из берегов. Ливень хлыстал по лицу, не позволяя открыть глаз. В абсолютной тьме казалось, будто вместе с ветром неслись в бездну деревья, сопки и вода в реке, и всё это вместе с дождём образовало одну сплошную, с чудовищной быстротой движущуюся массу»:
/-Дальний Восток
-лето-
-муссонный/.
Прослушав отрывки, учащиеся получают разноуровневые задания:
- определить территорию, о которой идёт речь (1уровень);
- определить время года (2уровень);
3) определить тип погоды (3уровень).
Учащиеся, отвечая на вопросы, показывают территорию, определяют время года, тип погоды, объясняя и доказывая свой выбор.
Дома школьникам предлагается составить описание различных типов климата, используя климатограммы. Также предлагаю индивидуальное задание: « Напишите рассказ о климате родного края в осенний период»
География – такой предмет, который изначально предполагает использование большого количества наглядного материала. Без демонстрации в географии обойтись практически невозможно. Сложно изучать какой-либо объект, не наблюдая его своими глазами. Но показать всё невозможно, да и не целесообразно. Ведь у ребёнка должно развиваться абстрактное мышление, воображение.
Невостребованные знания на уроках приводят к бессистемной работе учащихся к угасанию интереса к работе и учебе, поэтому важное место отвожу всем видам контроля. Проверку знаний осуществляю, как на репродуктивном, так и продуктивном уровнях.
Для этой цели при устном опросе требую не только воспроизведения содержания изученного материала, перессказа его, узнавания изученных объектов, но и осуществления творческой деятельности: сравнения явлений, процессов, установления взаимосвязей. В зависимости от уровня воспроизведения и анализа изученного материала оцениваю ответ ученика. Учащиеся с первого урока ознакомлены с критерием оценок и знают требования к ответам разного уровня. При проверке знаний по теме «Южная Америка», «Северная Америка» в 7 классе, использую карточки задания разной степени сложности.
На обобщающих уроках использую разноуровневые зачеты.
Также, постоянно помню о важной роли, которую учитель играет в реализации здоровьесберегающих технологий. Для этого на уроках провожу физкультминутки. Некоторые из них связаны с темами “Части Мирового океана”, “Ветер”, “Атмосферные осадки”.
Например:
Чайки
А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!
(машут руками)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(ходьба на месте)
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.
Ветер
Осторожно ветер
За калитку вышел,
(руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко,
(постучать пальчиками по парте)
Пробежал по крыше,
(перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько
Ветками черемух,
(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
(погрозить пальчиком)
И, расправив гордо
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперемешку с пылью.
(махи руками)
Коси, коса
Коси, коса, пока роса.
Роса долой, и мы домой.
(сидя за партой, повороты туловища)
Физкультминутки можно провести и сидя за партой. Для этого можно предложить задания, чтобы учащиеся могли повернуться, похлопать в ладоши, поднять руки вверх, потянуться.
В заключении своего выступления хочу отметить, что на мой взгляд, использование дифференцированного обучения позволяет создать атмосферу успеха, комфортные условия для творческой работы, ощутить результативность собственного труда.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированное обучение на уроках математики, как личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания.
Разработка системы дифференцированных заданий по математике для повышения уровня развития личности учащихся. Функции 7 класс....
Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения. Дифференциация обучения
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоениецелого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение - это:1)...
Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики.
Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики....
Технология дифференцированного обучения на уроках химии и биологии при использовании современных средств обучения и личностно-ориентированном подходе
Краткое описание опыта работы с применением технологии разноуровневого обучения: преимущества, технология, результаты...
мастер-класс по теме: "Дифференцированное обучение на уроках русского языка или "обучение по одиночке"
Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельн...
Статья "Дифференцированное обучение и обучение в сотрудничестве среди других современных педагогических технологий»
Обращение к педагогическим технологиям как к совокупности приемов, форм, методов обучения и воспитания представляется очень важным для современной школы, потому что предполагает не...
Продуктивность использования образовательных технологий. 4 Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; здоровьесберегающая, игровая, групповая, дифференцированного обучения.
Тема урока:«Бег из различных исходных положений»....