Применение кейс-метода на уроках физики
методическая разработка по физике на тему
Среди рахзнообразного количества форм и методов работы, свое место занимает кейс-метод. Его описание и возможности применения Вы можете найти в этом материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys-metod_na_urokah_fiziki.docx | 77.92 КБ |
презентация | 543 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10» |
Применение кейс-метода на уроках физики |
Учитель физики Л. А. Пирогова |
В современных условиях возрастает потребность общества в активных, целеустремленных, творческих специалистах. В последнее время уделяется значительное внимание созданию условий для развития личности, повышения качества и уровня подготовки школьников.
Поиск путей повышения качества образования привел к созданию деятельных технологий, направленных на моделирование ситуаций в учебном процессе.
В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования особое внимание стало уделяется активным формам и методам работы, среди которых свое место занимает кейс-метод.
Цель: Использование новых технологий ,позволяющих создать условия для формирования основных типов компетентностей.
Задачи:
1.Разработать и отобрать средства, методы, приемы, технологии, обеспечивающие деятельностный подход в обучении.
2. На основе проведенного мониторинга, корректировать деятельность и отслеживать полученный результат.
Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций) — техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации.
Достоинства кейс- метода:
1. Метод предназначен для ситуаций, в которых нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.
2. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку.
3. Результатом применения метода являются не только знания, но и способы деятельности.
4. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс компетентностей, необходимых для формирования.
5. Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является развитие системы ценностей школьников, профессиональных позиций, жизненных установок.
6. В методе case-study преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала – эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.
Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:
Этапы создания кейсов:
-формирование дидактических целей кейса: определение места кейса в структуре учебной дисциплины; определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач кейса;
-определение проблемной ситуации;
-построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте;
-поиск институциональной системы, которая имеет непосредственное отношение к тезисам программной карты;
-сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса;
-построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института; проверка её соответствия реальности;
-выбор жанра кейса;
-написание текста кейса;
-диагностика правильности и эффективности кейса; проведение методического эксперимента (создание модели), построенного по той или иной схеме, для выяснения эффективности данного кейса;
-подготовка окончательного варианта кейса;
-внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий;
-подготовка методических рекомендаций по использованию кейса: разработка заданий для учеников и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса.
Выбор проблемы и путей её решения, который школьники осуществляют во время работы над кейсом, состоит из шести этапов, преследующих определённые цели:
Этапы работы над кейсом и их цели
этапы | цели |
Знакомство с конкретным случаем | Понять проблемную ситуацию и пути принятия решения |
Поиск и анализ информации для принятия решения | Научиться добывать и оценивать информацию, необходимую для решения проблемы |
Обсуждение возможностей альтернативных решений | Развивать альтернативное мышление |
Резолюция – принятие решения в группах | Сопоставить и оценить предложенные варианты решения |
Диспут – защита своих решений отдельными группами | Аргументировано защищать решения |
Сопоставление итогов – сравнение решений, принятых в группах, с решением, принятым в действительности | Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения |
Максимальная польза из работы над кейсами будет извлечена в том случае, если школьники при предварительном знакомстве с ними будут придерживаться систематического подхода к их анализу, основные шаги которого представлены ниже:
1. Выпишите ключевые идеи, для того, чтобы освежить в памяти теоретические концепции и подходы, которые Вам предстоит использовать при анализе кейса.
2. Бегло прочтите кейс, чтобы составить о нем общее представление.
3. Внимательно прочтите вопросы к кейсу и убедитесь в том, что Вы хорошо поняли, что Вас просят сделать.
4. Вновь прочтите текст кейса, внимательно фиксируя все факторы или проблемы, имеющие отношение к поставленным вопросам.
5. Прикиньте, какие идеи и концепции соотносятся с проблемами, которые Вам предлагается рассмотреть при работе с кейсом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока с применением кейс метода 9класс тема:” Why do people travel?”
методическая разработка урока с применением кейс метода к УМК М.З.Биболетова, Е.Е.Бабушис 9класс тема:” Why do people travel?”Работа над ситуацией:What happened to the ship the Mary Celeste ....
Методическая разработка урока в 10классе с применением кейс-метода "Learning from the past"
Урок можно проводить с любым УМК....
Лопушнян Г.А. Применение кейс-метода на уроках физики (эссе).
В эссе представлены рассуждения автора о возможности и целесообразности применения кейс-метода на уроках физики....
Лопушнян Г.А. Применение кейс-метода на уроках физики.
В презентации представлен материал о применении кейс-метода на уроках физики....
Лопушнян Г.А. Применение кейс-метода на уроках физики (разработка урока).
Применение кейс-метода на уроках физики. приведена разработка урока....
Применение «Кейс-метода» на уроках физики
Кейс это - описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования ...
Фрагмент урока с применением кейс-метода. Тема урока: «Современна ли совесть?»
Урок по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и Л.С.Петрушевской «За стеной»...