Применение кейс-метода на уроках физики
методическая разработка по физике на тему

Пирогова Людмила Анатольевна

Среди рахзнообразного количества форм и методов работы, свое место занимает кейс-метод. Его описание и возможности применения Вы можете найти в этом материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys-metod_na_urokah_fiziki.docx77.92 КБ
Office presentation icon презентация543 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»

Применение кейс-метода на уроках физики

Учитель физики Л. А. Пирогова                                                                                                              


В современных  условиях возрастает потребность общества в активных, целеустремленных, творческих специалистах. В последнее время уделяется значительное внимание созданию условий для развития личности, повышения качества и уровня подготовки школьников.

Поиск путей повышения качества  образования привел к созданию деятельных технологий, направленных на моделирование  ситуаций в учебном процессе.

В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования особое внимание стало уделяется активным формам и методам работы, среди которых свое место занимает кейс-метод.

Цель: Использование новых технологий ,позволяющих создать условия  для формирования основных типов компетентностей.

Задачи:

1.Разработать и отобрать средства, методы, приемы, технологии, обеспечивающие деятельностный подход в обучении.

               2. На основе проведенного мониторинга, корректировать деятельность и отслеживать полученный результат.

Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций) — техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации.

Достоинства кейс- метода:

1. Метод предназначен для  ситуаций,  в которых нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

2. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку.

3. Результатом применения метода являются не только знания, но и способы деятельности.

4. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс компетентностей, необходимых для формирования.

5. Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является  развитие системы ценностей школьников, профессиональных позиций, жизненных установок.

6. В методе case-study преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала – эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.

Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:

Этапы создания кейсов:

-формирование дидактических целей кейса: определение места кейса в структуре учебной дисциплины; определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач кейса;

-определение проблемной ситуации;

-построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте;

-поиск институциональной системы, которая имеет непосредственное отношение к тезисам программной карты;

-сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса;

-построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института; проверка её соответствия реальности;

-выбор жанра кейса;

-написание текста кейса;

-диагностика правильности и эффективности кейса; проведение методического эксперимента (создание модели), построенного по той или иной схеме, для выяснения эффективности данного кейса;

-подготовка окончательного варианта кейса;

-внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий;

-подготовка методических рекомендаций по использованию кейса: разработка заданий для учеников и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса.

Выбор проблемы и путей её решения, который школьники осуществляют  во время работы над кейсом, состоит из шести этапов, преследующих определённые цели:

Этапы работы над кейсом и их цели

                   этапы

                            цели

Знакомство с конкретным случаем

Понять проблемную ситуацию и пути принятия решения

Поиск и анализ информации для принятия решения

Научиться добывать и оценивать информацию, необходимую для решения проблемы

Обсуждение возможностей альтернативных решений

Развивать альтернативное мышление

Резолюция – принятие решения в группах

Сопоставить и оценить предложенные варианты решения

Диспут – защита своих решений отдельными группами

Аргументировано защищать решения

Сопоставление итогов – сравнение решений, принятых в группах, с решением, принятым в действительности

Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения

Максимальная польза из работы над кейсами будет извлечена в том случае, если школьники при предварительном знакомстве с ними будут придерживаться систематического подхода к их анализу, основные шаги которого представлены ниже:

1. Выпишите ключевые идеи, для того, чтобы освежить в памяти теоретические концепции и подходы, которые Вам предстоит использовать при анализе кейса.

2. Бегло прочтите кейс, чтобы составить о нем общее представление.

3. Внимательно прочтите вопросы к кейсу и убедитесь в том, что Вы хорошо поняли, что Вас просят сделать.

4. Вновь прочтите текст кейса, внимательно фиксируя все факторы или проблемы, имеющие отношение к поставленным вопросам.

5. Прикиньте, какие идеи и концепции соотносятся с проблемами, которые Вам предлагается рассмотреть при работе с кейсом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока с применением кейс метода 9класс тема:” Why do people travel?”

методическая разработка урока с применением кейс метода к УМК М.З.Биболетова, Е.Е.Бабушис 9класс тема:” Why do people travel?”Работа над ситуацией:What happened to the ship the Mary Celeste ....

Лопушнян Г.А. Применение кейс-метода на уроках физики (эссе).

В эссе представлены рассуждения автора о возможности и целесообразности применения кейс-метода на уроках физики....

Лопушнян Г.А. Применение кейс-метода на уроках физики.

В презентации представлен материал о применении кейс-метода на уроках физики....

Лопушнян Г.А. Применение кейс-метода на уроках физики (разработка урока).

Применение кейс-метода на уроках физики. приведена разработка урока....

Применение «Кейс-метода» на уроках физики

Кейс это - описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования ...

Фрагмент урока с применением кейс-метода. Тема урока: «Современна ли совесть?»

Урок по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и Л.С.Петрушевской «За стеной»...