|
Более двухсот лет назад, как свидетельствуют исторические документы, школа взяла на себя функцию воспитания, ранее принадлежавшую исключительно семье. На сегодня состояние умов и нравственности школьников таково, что воспитательную практику образовательных учреждений чаще всего называют малоэффективной. Конечно же, напряженная социальная действительность, противоречивый, и часто нравственно разрушительный информационный процесс, повышенные культурные требования к человеку при понижении в обществе общей культуры, - все это ставит школу в очень тяжелое положение при решении проблем воспитания, нравственности, гражданственности человека. Поэтому мы должны знать методические шаги, чтобы успешно влиять на темпы позитивных изменений в вызывающей тревогу картине воспитания наших школьников, а также на качество воспитательного процесса. Целесообразно в нашей работе согласовать свои цели. В связи с обсуждаемой проблемой предлагаю выполнить следующее упражнение (Слайд № 4. Упражнение Цель, по окончании работы в группах передаются ответы в экспертную группу, которая формулирует общие цели Панорама целей коллективной работы). Достижение целей, которые мы ставим перед собой, связано с поиском ответа на вопрос Как качественно, с учетом современных условий жизни воспитывать ребенка на уроках и во внеурочное время?. Здесь мы неизбежно сталкиваемся с характером предъявляемой педагогам профессиональной позиции: от того, какие ценности приоритетны для учителя, какую стратегию воспитания он реализует, зависит и качество, и результаты процесса воспитания. Здесь уместно вспомнить об исключительной важности труда классного руководителя. Во-первых, именно в классном коллективе как первичном объединении школьников складываются неповторимые взаимоотношения, весьма влияющие на процесс социализации растущей личности, ее нравственное, духовное становление, уровень воспитанности. Во-вторых, без качественного труда классного руководителя невозможно создать в школе благоприятный психологический климат и творческую атмосферу для раскрытия, самореализации воспитанника как личности. Осознавая все это, ученые З. Фрейд, К. Юнг, А. Маслоу и другие разработали свои стратегии воспитания. Так позиция З. Фрейда это психологическая защита личности как форма взаимодействия, позиция Юнга - поэтапное обогащение личности в его стремлении к целостности. Кто из вас познакомился со стратегиями ученых, тот четко представил, какую стратегию каждый из вас использует в своей воспитательной практике. Какие бы реформы не проводились в российском образовании, какие бы новые подходы ни отыскивались, какие бы модные понятия не вводились в педагогический обиход, нам никуда не уйти от самого главного вопроса воспитания: как оживлять и обогащать внутреннюю энергию самого ребенка, направленную на развитие себя укрепление своего духа, расширение своего познания, развития своих умений. Общество сегодня окончательно убедилось в том, что образование, если оно сведено лишь к обучению, приводит к нежелательному результату: растущий человек постепенно теряет интерес к самому себе, а затем к своему развитию, к самому себе. Процесс его личного образования превращается в регулярное получение знаний и отчеты о них. При этом чувства вытесняются за пределы учения и развиваются нередко вне культурного контекста. Отсутствие уверенности в себе сопровождается развитием тревожности, зажатости, напряженности, агрессии к своим сверстникам, родителям, учителям, окружающим. Этот далеко не лучший опыт дети выносят из стен школы, кладут, за неимением другого, в основу жизни, множа социальную разобщенность. Как важно сегодня, в условиях сложных каолизий, возникающих в ходе учебного процесса создать каждому ученику реальные возможности проявить себя с лучшей стороны, обрести уверенность в себе, сознание своей нужности, значимости в жизни. Для создания условий успешного развития школьника нам необходимо знать наших учащихся. С этой целью, прежде всего, мы проводим исследования уровня воспитанности школьников по нескольким критериям. (Слайд № 5, далее Слайд № 6-8 УВ по классам).
Наиболее значимым являются интересы и ценности учащихся. Как видно из графиков (Слайд № 9) самый высокий показатель учащихся 1-4 классов в 3 классе, среди 5-8 классов у 5, низкий у 8 класса (Слайд № 10), среди 9-11, высокий у 9б (Слайд № 11), а вот самый низкий у учащихся 9а класса. Зная уровень воспитанности наших учащихся, мы можем найти наиболее эффективные пути для достижения успехов и избежать неудачи в воспитательной деятельности. Ведь любой учитель, работающий в школе по призванию, обычно принимает на себя ответственность за судьбы своих учеников. Какой старт они получат в школе, какими вырастут, кем станут? Эти вопросы заставляют нас снова и снова искать подходы к ученикам. Время обучения это взросление ребенка, а пространство такого взросления есть жизнь и отношения в школьном коллективе. Главное в психологическом развитии ребенка на протяжении детства становление личностью. Ребенок неуклонно превращается из открывателя для себя и потребителя накопленной человечеством сокровищницы опыта в творца такого опыта, создающие материальные ценности, и в этом опыте кристаллизуются и новые богатства человеческой психики. Сам этот путь личностного становления ребенка предстает как последовательное самоосвобождение от непосредственного влияния окружающей среды и превращение в активного преобразователя и этой среды, собственной личности. Обретение нового состояния усиливает его уважение к себе и ожидание уважения окружающих. Обеспечение каждому ребенку перспективы углубления самоуважения и окружающих одна из важнейших задач педагогического коллектива. Она в первую очередь решается педагогом лично посредством выражения уважительного отношения к растущей личности. Как подчеркивают выдающиеся педагоги, демонстрировать уважение к ученику - это значит: признавать его особость и уникальность как факт, как нормальное явление и во взаимодействии с ним исходить из нее; видеть в ученике достойного собеседника, считать нормой проявление его точки зрения, принимать ее вдумчиво и всерьез; внимательно слушать ребенка, не теряя надолго его глаз, не давить взглядом, слушать его внутреннее состояние при говорении; не торопить ребенка, при оформлении своих мыслей в высказывания, при формулировании суждений. Важно снять все ожидаемые ребенком риски общения с учителем: -оформлять у себя искреннее отношение к ребенку, обеспечивающее его доверие к наставнику; -при обсуждении детских проблем указывать на аналогичные собственные затруднения и способы их преодоления; -ценить откровенность ребенка и хранить тайну его исповеди; -не принижать его личность, особенно в глазах сверстников и родителей; -избегать назойливого оценивания его поведения; -при необходимом же оценивании убедительно авансировать ребенка - не словесными подачками, а основательным суждением. Взросление детей не простое время не только для родителей, учителей, но и для самого ребенка. Внутреннее беспокойство, часто противоречивые желания, бурное проявление капризного своеволия,желание действовать вопреки правилам, упрямство и молодая заносчивость все это с резкими переходами от одного к другому, свойственно взрослеющей личности. И этой взрослеющей личности необходимо понимание взрослых, разъяснение ее же собственного состояния, выражение любви и веры в нее. Нужно в данной ситуации согласовать, объяснить благие намерения всех воспитателей учителей и родителей, привести их в более или менее гармоничное единство, снять напряжение в отношениях ребенка и к ребенку. Эта важнейшая задача одна из нелегких в воспитательном процессе для педагогов и, особенно для классного руководителя, которому надо терпеливо и грамотно решать сложнейшие проблемы. Для облегчения работы при решении данной задачи наши классные руководители составляют социальный паспорт класса, из которого виден уровень образования родителей, что, несомненно, помогает найти правильные пути в решении различных проблем, возникающих в работе с учениками и их родителями. (Слайд № 12). Ведь важным союзником в воспитании школьников должны выступать именно родители, которые смогут помочь достичь успеха в становлении личности. Одной их действенных форм совместной работы с родителями является родительское собрание. Однако эта форма работы, к сожалению, используется недостаточно полно. Какие функции противопоказаны родительскому собранию: -заслушивать и обсуждать информацию о неудачах отдельных учеников в учении; -обсуждать внутренние проблемы семей учащихся; -выяснять личные, интимные подробности жизни учащихся; -дисциплинарно воздействовать на школьников; -устраивать следствие и суд над учениками и родителями. Важно, чтобы классный руководитель и родители главными направлениями своей работы видели следующее: -развитие воспитывающей среды класса, как миролюбивой, пробуждающей и поощряющей творчество, уважающей личностное достоинство каждого ребенка, создающей возможности для удовлетворения его потребностей в познании, общении, обеспечивающей свободное самовыражение в разнообразной деятельности; -углубление мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся; -контроль над соблюдением прав и свобод ребенка в школе и семье, искоренение всяческого - морального и физического насилия над ребенком; -создание возможностей разумного и культурно ценного досуга детей; -контроль над соблюдением условий укрепления здоровья детей; -создание и развитие связей класса с социальной средой, поддержка социализации школьников. Не менее важно нам с вами помочь школьнику осознать потребность самоанализа, самопознания и развернуть способности анализировать и оценивать все происходящее в жизни и в собственной душе, и в классе, и в стране. Только привыкнув к самоанализу, овладев рефлексией, ребенок испытает потребность совершенствовать окружающую действительность. Какие бы воздействия ни оказывала среда на ребенка, какие бы требования она к нему ни предъявляла, до тех пор, пока эти требования не войдут в систему собственных потребностей ребенка, они не выступят действительными факторами его развития. Собственными же потребностями ребенка они становятся лишь в том случае, если их выполнение обеспечивает ему сохранение не только объективно занимаемого им положения, но и его внутренней позиции. Поэтому задача школы состоит, прежде всего, в том, чтобы сделать потребность каждого ребенка в этой духовной работе развивающейся личности, которая станет затем ее инструментом самоопределения и самореализации в самостоятельной жизни. Еще одна из тех важных задача современного образования развивать все многообразие социально - и личностно ценных потребностей, стремлений к достижению собственных целей, самосовершенствованию, желаний реализовать себя в достойном учении, труде, и выработке способностей творческой деятельности, т.е. развить силы становящейся личности, составляющие основу ее жизненной энергии. Под силами личности понимаются способности, интересы, потребности, духовно-нравственный потенциал. Все эти и многие другие задачи дано решить педагогам школы и особенно классному руководителю, главному наставнику школьников. Конкретные сферы деятельности классного руководителя многократно описывались, однако нередко из этих описаний исчезало их смысловое ядро духовно-творческая функция классного руководителя. Именно она самая значимая, поскольку и только может дать надежду на развитие у детей ответственного отношения к жизни. Помогать ребенку в его духовно-нравственной работе в процессе обучения в школе значит: учить осмыслять свои действия и поступки, отношения и взаимодействие с людьми, свои цели и замыслы; помогать воспринимать все происходящее вокруг себя открытой душой, учить быть открытым миру, все принимать неравнодушно, участно; соотносить поведение и деятельность с высокими нормами нравственности, созданными культурой; учить действенному проявлению сочувствия, нравственной деятельности, направленной на поддержку человека. Одна из точек приложения сил классного наставника - организаторская роль в учебном процессе. Она стала приоритетной в жизнедеятельности школы, потому что классный руководитель - компетентный центр учебного процесса. Общие задачи - четкость графика занятий, соблюдение времени урока, периодичность опроса учащихся, межпредметное согласование самостоятельных и контрольных работ в классе и другое должны решаться педагогами при его руководящей роли. Важна и другая сторона реализации сил классным руководителем - педагогическая целесообразная организация жизнедеятельности ученического сообщества. Она служит созданию спокойной обстановки на занятиях, на основательный и доброжелательный анализ учителем выполненной учеником работы. Все это способно сделать учебный процесс четким, точным, снять лишнее нервное напряжение ребенка. Не менее важна работа с учителями-предметниками. Задача классного руководителя сделать так, чтобы учителя, работающего с классом, осознавали и дружественно воспринимали особенности классного сообщества, понимали состояния, которые переживает класс в те или иные периоды своей жизни, видели проблемы каждого ребенка не как повод для неуважения, а как основание вдумчивого анализа и педагогической поддержки. Поэтому классному руководителю так важно периодически освежать впечатление учителей-предметников о детях. Дать учителям увидеть класс не только через призму учебных успехов и неудач, а в широком контексте межличностных отношений, активного самовыражения и творчества детей. Дети все разные, и у всех свои проблемы. Учитель и особенно классный руководитель в классе с детьми один на один. Есть ли у него шанс помочь каждому обрести свою судьбу и стать успешным. В поиске ответов мы в каждом классе составляем карту успеха класса, карту индивидуального сопровождения трудного (их у нас 16 человек) и одаренного ученика (их всего 6) из чего видны проблемы школьников. На основании изучения собранной информации каждый классный руководитель и учитель-предметник может выбрать одну из тактик педагогической поддержки, при взаимодействии с ребенком, основателем которых в 90-х годах стал Олег Семенович Газман. С тактиками педагогической поддержки мы знакомились на педагогическом совете в прошлом году. Напомню основное кредо каждой из них. Кредо тактики защиты ребенок не должен оставаться жертвой обстоятельств. Задача педагога, использующего эту тактику выстроить такое пространство взаимодействия с ребенком, где нет угрозы его достоинству. Только при условии, что ребенок свободен в своих проявлениях, что за ними не последуют осуждение или наказание. Кредо тактики помощи - ребенок может многое с успехом сделать сам. Нужно только помочь ему убедиться в этом, разблокировать собственную активность ребенка, привыкшего ориентироваться на авторитет, страшащегося неудачи, потерявшего самоуважение и веру в себя. Это задача не из легких, она требует терпения и мастерства педагога. Кредо тактики содействия - ребенок всегда имеет объективную возможность выбирать и может стать субъектом выбора. Следуя этой тактике, педагог ставит перед собой несколько главных задач. Это развитие способности ребенка совершать выбор и видеть диапазон возможностей, заложенных в каждой ситуации, содействие в преодолении страха перед неизвестным. Кредо тактики взаимодействия - это испытание свободой и ответственностью. Здесь ребенок уже подготовлен к выстраиванию договорных отношений с другими людьми, способен соблюдать договоренности, передоговариваться, нести ответственность за свои действия в рамках договора. А педагог через процедуры, связанные с договором, создает условия, в которых ребенок овладевает логикой поиска и установления границ своей свободы и ответственности. Приоритетные задачи современного образования, важнейшие для развития как общества в целом, так и конкретной личности воспитание творческого и эмоционально - ценностного отношения к миру, предъявляют особые требования к личностным и профессиональным качествам учителя. Нашим классным руководителям предлагалась методика самооценки эффективности работы. (Слайд № 13-16). Классные руководители оценивали свою работу по 10 бальной системе (Показатели эффективности работы классного руководителя.) Педагог по самой своей сути мыслитель, а не простой деятель, исполнитель, чьих бы то ни было указаний. А потому он не имеет права потерять стратегическую линию своей педагогической заботы - поддержку личностного роста своих воспитанников, пробуждение их внутренней энергии для жизни, для самосовершенствования, наращивание их стремления к счастью на основе упорного образования и собственного труда. Успешность воспитания возможна и стоит на трех китах: 1. Закон, норма, правило. С детства приучать детей уважать закон, понимать закон, выполнять закон, знать закон и, самое главное, совместно формировать, создавать такие нормы, правила и законы внутришкольной жизни, которые составят естественное поле ответственности, прав и обязанностей участников совместной учебы и жизни школьников. 2. Обеспечение наилучших условий и необходимых ограничений, выражающихся в создании такого психолого-педагогического климата, который составит главную ценность, ведущий фон отношений в школе. 3.. Обеспечение такого количества и качества социально и педагогически целесообразных предложений, которые позволили бы каждому ученику, коллективам учащихся найти себе дело и удовлетворить собственный интерес и любопытство.
|