Эффективное применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Ведущая роль учителя.
статья на тему

Югринова Валентина Владимировна

 Данная работа знакомит с применением ИКТ на уроках и внеурочной деятельности, использовании новых информационных технологий, позволяющих усилить мотивацию учения, учитывать индивидуальные особенности учащихся.ИКТ это не только техническое обеспечение урока или внеурочной деятельности, но методическое мастерство учителя.  Способность воспринимать и передавать материал, стимулировать к деятельности учащегося, через исследовательскую и проектную деятельность и  информационное сопровождение образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_avtosohranennyy.do_nov._shkola.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективное применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Ведущая роль учителя.

Югринова Валентина Владимировна

 (valentiya.y@rambler.ru)

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

 (МОУ лицей №9) города Сальска

Аннотация

 Данная работа знакомит с применением ИКТ на уроках и внеурочной деятельности, использовании новых информационных технологий, позволяющих усилить мотивацию учения, учитывать индивидуальные особенности учащихся.ИКТ это не только техническое обеспечение урока или внеурочной деятельности, но методическое мастерство учителя.  Способность воспринимать и передавать материал, стимулировать к деятельности учащегося, через исследовательскую и проектную деятельность и  информационное сопровождение образовательного процесса.

В школьном деле учитель - центральная фигура.

 Высота уровня школьного преподавания,

 его качество больше всего зависит от качества самого учителя.

Н.Н. Барановский

Муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ лицей №9 – это уникальное учебное заведение, без малого со столетней историей. Но в первую очередь его уникальность связана с тем, что став пять лет назад физико-математическим лицеем одним из первых в городе инновационных учебных заведений завоевал широкое признание. Он не теряет своих позиций на протяжении всего времени существования. В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится о том, что необходимо «поддерживать практику использования современных информационных технологий в образовательных учреждениях». Новые технологии позволили мне выработать образовательную модель, основанную  на применении  информационно-коммуникативных технологий, т.е. комплекса технических и программных средств, обеспечивающих оперативное управление информацией. Известно, что информация лучше усваивается, если она подается в разнообразном и подходящем для её восприятия  виде. Широкие возможности в этом плане открывают компьютерные технологии. В нашем лицее компьютерная технология применяется достаточно широко. Можно выделить основные области применения  мною информационно- коммуникативных технологий:

  1. ИКТ на уроках
  2. ИКТ в исследовательской деятельности
  3. ИКТ во внеклассной работе
  4. ИКТ в работе учителя

Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения, учитывать индивидуальные особенности учащихся. Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных школьному учителю. При подготовке и проведении учебных  занятий по технологии, ИЗО и МХК мною используются:
 офисные технологии (MS Word, MS Excel, Power Point,  Publisher, Paint и др.), которые позволяют создавать программные продукты в поддержку преподавания своих  предметов и организовывать проектную деятельность учащихся;
 образовательные ресурсы сети Интернет.
Использование ИКТ на уроке будет эффективным, если соблюдать ряд требований: правильное определение дидактической роли и места ИКТ на уроке; использование продуманных организационных форм урока; рациональное сочетание различных форм и методов использования ИКТ, учёт возрастных особенностей и соблюдение санитарных норм при работе за компьютером.
При подготовке к уроку или внеклассному занятию с использованием ИКТ учитель должен изучить программу и требования Государственного стандарта, сформулировать цели и задачи урока; изучить материал учебника и дополнительных пособий; оценить технические возможности; подобрать материал в соответствии с целями и задачами урока; при необходимости самостоятельно разработать недостающие материалы; до урока просмотреть и прослушать весь отобранный материал, сделать хронометраж и составить сценарий урока. При этом учитель должен помнить о том, что перегруженность урока средствами ИКТ ведёт к нерациональному распределению рабочего времени, снижению активности учащихся и эффективности обучения в целом. Только тогда использование ИКТ на уроках будет эффективным. Таким образом, ИКТ это не только техническое обеспечение урока или внеурочной деятельности, но и методическое мастерство учителя, его способность воспринимать и передавать материал, а также стимулировать учащихся к деятельности. Например, продуктом использования современных технологий в проектах своих учеников является создание буклетов, презентаций, исследовательских проектов и проведение уроков творчества. Это способствует раскрытию творческого потенциала детей, развитию интеллектуальных способностей, познавательного интереса, развитию коммуникативных навыков. В чем я вижу эффективность применения ИКТ?

  1. В наглядности
  2. Мобильности
  3. Индивидуальности
  4. Дифференцированном подходе
  5. В творчестве

Способы применения ИКТ:

  1. Демонстрация на весь класс (видеопроекторы, презентации) при объяснении нового материала, систематизация и закрепление теоретического материала при проведении внеклассных мероприятий;
  2. При подготовке и проведении тестов и зачетов;
  3. При решении исследовательских задач (ТРИЗ, моделирование)
  4. Индивидуальная работа учащихся при выполнении творческих проектов;
  5. Подготовка компьютерных презентаций к конкурсам, конференциям;
  6. Работа в малых группах (подготовка проектов на кафедре ДАНЮИ).

Уделяю время на учебно-исследовательскую и проектную деятельность, основным мероприятием которого является проведение научно-практической конференции по защите проектов и научно-исследовательских работ. Без информационных технологий в этой работе не обойтись! В процессе работы над исследованием ученики работают с текстовыми редакторами (сканирование изображений, копирование); с приложениями МS Office (документация, диаграммы, оформительская работа, презентация); применяют программы обработки видеофайлов (Pinnacle Studio и Adobe Premiere), с Интернет-ресурсами (поиск информации, музыкальных, звуковых файлов).

 Одним из последних современных цифровых устройств является электронная интерактивная доска, работающая в комплекте с компьютером и проектором. Её использование на уроках даёт новые возможности, а именно интерактив, мультимедиа и коммуникативность. Благодаря применению интерактивной доски удаётся повысить качество процесса обучения, класс вовлекается в активную работу, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Интерактивная  доска позволяет сделать урок более динамичным, информационным и коммуникативным. Но ценным является использование программного обеспечения доски SMART Board, в первую очередь утилит SMART Notebook.

Учитель оценивает пользу информационных технологий, рассматривая различные аспекты их применения.

  1. Во- первых, необходимость применения ИКТ в профессиональной деятельности побуждает учителя повышать свою компьютерную грамотность и компетентность, заниматься самообразованием и постоянно совершенствоваться.
  2.  Во- вторых, учитель получает доступ к информационным потокам  Internet, что позволяет ему выйти за рамки образовательного минимума, разнообразить учебный материал, реализовать свой творческий потенциал.
  3.  В-третьих, использование на уроках ИТ позволяет максимально  индивидуализировать процесс обучения.
  4.  В-четвёртых, информационные средства обучения во многом позволяют решить проблему недостаточного интереса и низкой мотивации учащихся к учебной деятельности. Компьютер даёт новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир.
  5.  В-пятых повышается объём выполняемых заданий, тексты, рисунки, чертежи выводятся на экран, а тесты позволяют быстро подвести итоги урока, определить уровень усвоения материала.
  6. В-шестых, применение учителем на уроках информационных технологий позволяют и учащимся развить свой творческий потенциал, повысить уровень компьютерной грамотности.

Я использую ИКТ потому, что это нравится мне и интересно моим ученикам.

Используемые источники:

Ключевые компетенции и образовательные стандарты. В.А. Хуторской. Интернет – журнал «Эйдос» http://www.eidos.ru/

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование,1998.-256

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат. М.2001

Филипов В.М. Модернизация Российского образования. –М.: Просвещение,2003.

. www.school-sector.relarn.ru – «Школьный сектор»

www.it-n.ru – Сеть творческих учителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности

Здесь рассказывается о способах применения ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности...

Проектно - исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности учителя

Выступление Григорьевой И.Н.раскрывает необходимость  проектно - исследовательской  деятельности  на   уроках истории, обществознания, географии и во внеурочной   деятельности...

Эффективное применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Ведущая роль учителя.

ИКТ это не только техническое обеспечение урока или внеурочной деятельности, но методическое мастерство учителя. Способность воспринимать и передавать материал, стимулировать к деятельности учащегося...

Эффективные способы обучения аудированию на уроке и во внеурочной деятельности

Понятие «аудирование» включает процесс восприятия и понимания звучащей речи. Аудирование, наряду с говорением, обеспечивает возможность общения на иностранном языке. Поскольку речевое обще...

Применение занимательности на уроках и во внеурочной деятельности по информатике

Ни для кого не является секретом, что современных школьников с каждым годом все труднее привлекать к изучению учебного материала. Способом повышения мотивации учащихся к изучению информатики может ста...