Эффективное применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Ведущая роль учителя.
статья на тему
Данная работа знакомит с применением ИКТ на уроках и внеурочной деятельности, использовании новых информационных технологий, позволяющих усилить мотивацию учения, учитывать индивидуальные особенности учащихся.ИКТ это не только техническое обеспечение урока или внеурочной деятельности, но методическое мастерство учителя. Способность воспринимать и передавать материал, стимулировать к деятельности учащегося, через исследовательскую и проектную деятельность и информационное сопровождение образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_avtosohranennyy.do_nov._shkola.docx | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективное применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Ведущая роль учителя.
Югринова Валентина Владимировна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
(МОУ лицей №9) города Сальска
Аннотация
Данная работа знакомит с применением ИКТ на уроках и внеурочной деятельности, использовании новых информационных технологий, позволяющих усилить мотивацию учения, учитывать индивидуальные особенности учащихся.ИКТ это не только техническое обеспечение урока или внеурочной деятельности, но методическое мастерство учителя. Способность воспринимать и передавать материал, стимулировать к деятельности учащегося, через исследовательскую и проектную деятельность и информационное сопровождение образовательного процесса.
В школьном деле учитель - центральная фигура.
Высота уровня школьного преподавания,
его качество больше всего зависит от качества самого учителя.
Н.Н. Барановский
Муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ лицей №9 – это уникальное учебное заведение, без малого со столетней историей. Но в первую очередь его уникальность связана с тем, что став пять лет назад физико-математическим лицеем одним из первых в городе инновационных учебных заведений завоевал широкое признание. Он не теряет своих позиций на протяжении всего времени существования. В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится о том, что необходимо «поддерживать практику использования современных информационных технологий в образовательных учреждениях». Новые технологии позволили мне выработать образовательную модель, основанную на применении информационно-коммуникативных технологий, т.е. комплекса технических и программных средств, обеспечивающих оперативное управление информацией. Известно, что информация лучше усваивается, если она подается в разнообразном и подходящем для её восприятия виде. Широкие возможности в этом плане открывают компьютерные технологии. В нашем лицее компьютерная технология применяется достаточно широко. Можно выделить основные области применения мною информационно- коммуникативных технологий:
- ИКТ на уроках
- ИКТ в исследовательской деятельности
- ИКТ во внеклассной работе
- ИКТ в работе учителя
Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения, учитывать индивидуальные особенности учащихся. Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных школьному учителю. При подготовке и проведении учебных занятий по технологии, ИЗО и МХК мною используются:
офисные технологии (MS Word, MS Excel, Power Point, Publisher, Paint и др.), которые позволяют создавать программные продукты в поддержку преподавания своих предметов и организовывать проектную деятельность учащихся;
образовательные ресурсы сети Интернет.
Использование ИКТ на уроке будет эффективным, если соблюдать ряд требований: правильное определение дидактической роли и места ИКТ на уроке; использование продуманных организационных форм урока; рациональное сочетание различных форм и методов использования ИКТ, учёт возрастных особенностей и соблюдение санитарных норм при работе за компьютером.
При подготовке к уроку или внеклассному занятию с использованием ИКТ учитель должен изучить программу и требования Государственного стандарта, сформулировать цели и задачи урока; изучить материал учебника и дополнительных пособий; оценить технические возможности; подобрать материал в соответствии с целями и задачами урока; при необходимости самостоятельно разработать недостающие материалы; до урока просмотреть и прослушать весь отобранный материал, сделать хронометраж и составить сценарий урока. При этом учитель должен помнить о том, что перегруженность урока средствами ИКТ ведёт к нерациональному распределению рабочего времени, снижению активности учащихся и эффективности обучения в целом. Только тогда использование ИКТ на уроках будет эффективным. Таким образом, ИКТ это не только техническое обеспечение урока или внеурочной деятельности, но и методическое мастерство учителя, его способность воспринимать и передавать материал, а также стимулировать учащихся к деятельности. Например, продуктом использования современных технологий в проектах своих учеников является создание буклетов, презентаций, исследовательских проектов и проведение уроков творчества. Это способствует раскрытию творческого потенциала детей, развитию интеллектуальных способностей, познавательного интереса, развитию коммуникативных навыков. В чем я вижу эффективность применения ИКТ?
- В наглядности
- Мобильности
- Индивидуальности
- Дифференцированном подходе
- В творчестве
Способы применения ИКТ:
- Демонстрация на весь класс (видеопроекторы, презентации) при объяснении нового материала, систематизация и закрепление теоретического материала при проведении внеклассных мероприятий;
- При подготовке и проведении тестов и зачетов;
- При решении исследовательских задач (ТРИЗ, моделирование)
- Индивидуальная работа учащихся при выполнении творческих проектов;
- Подготовка компьютерных презентаций к конкурсам, конференциям;
- Работа в малых группах (подготовка проектов на кафедре ДАНЮИ).
Уделяю время на учебно-исследовательскую и проектную деятельность, основным мероприятием которого является проведение научно-практической конференции по защите проектов и научно-исследовательских работ. Без информационных технологий в этой работе не обойтись! В процессе работы над исследованием ученики работают с текстовыми редакторами (сканирование изображений, копирование); с приложениями МS Office (документация, диаграммы, оформительская работа, презентация); применяют программы обработки видеофайлов (Pinnacle Studio и Adobe Premiere), с Интернет-ресурсами (поиск информации, музыкальных, звуковых файлов).
Одним из последних современных цифровых устройств является электронная интерактивная доска, работающая в комплекте с компьютером и проектором. Её использование на уроках даёт новые возможности, а именно интерактив, мультимедиа и коммуникативность. Благодаря применению интерактивной доски удаётся повысить качество процесса обучения, класс вовлекается в активную работу, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Интерактивная доска позволяет сделать урок более динамичным, информационным и коммуникативным. Но ценным является использование программного обеспечения доски SMART Board, в первую очередь утилит SMART Notebook.
Учитель оценивает пользу информационных технологий, рассматривая различные аспекты их применения.
- Во- первых, необходимость применения ИКТ в профессиональной деятельности побуждает учителя повышать свою компьютерную грамотность и компетентность, заниматься самообразованием и постоянно совершенствоваться.
- Во- вторых, учитель получает доступ к информационным потокам Internet, что позволяет ему выйти за рамки образовательного минимума, разнообразить учебный материал, реализовать свой творческий потенциал.
- В-третьих, использование на уроках ИТ позволяет максимально индивидуализировать процесс обучения.
- В-четвёртых, информационные средства обучения во многом позволяют решить проблему недостаточного интереса и низкой мотивации учащихся к учебной деятельности. Компьютер даёт новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир.
- В-пятых повышается объём выполняемых заданий, тексты, рисунки, чертежи выводятся на экран, а тесты позволяют быстро подвести итоги урока, определить уровень усвоения материала.
- В-шестых, применение учителем на уроках информационных технологий позволяют и учащимся развить свой творческий потенциал, повысить уровень компьютерной грамотности.
Я использую ИКТ потому, что это нравится мне и интересно моим ученикам.
Используемые источники:
Ключевые компетенции и образовательные стандарты. В.А. Хуторской. Интернет – журнал «Эйдос» http://www.eidos.ru/
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование,1998.-256
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат. М.2001
Филипов В.М. Модернизация Российского образования. –М.: Просвещение,2003.
. www.school-sector.relarn.ru – «Школьный сектор»
www.it-n.ru – Сеть творческих учителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности
Здесь рассказывается о способах применения ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности...
«Проектная деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, ее роль в реализации концепции ФГОС ООО»
Что такое проект – замысел? Разработанный план?...
Проектно - исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности учителя
Выступление Григорьевой И.Н.раскрывает необходимость проектно - исследовательской деятельности на уроках истории, обществознания, географии и во внеурочной деятельности...
Ведущая роль учителя в создании комфортной образовательной среды и формирования качества знаний учащихся.
Сообщение, которое может быть использовано на пед.совете....
Эффективное применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Ведущая роль учителя.
ИКТ это не только техническое обеспечение урока или внеурочной деятельности, но методическое мастерство учителя. Способность воспринимать и передавать материал, стимулировать к деятельности учащегося...
Эффективные способы обучения аудированию на уроке и во внеурочной деятельности
Понятие «аудирование» включает процесс восприятия и понимания звучащей речи. Аудирование, наряду с говорением, обеспечивает возможность общения на иностранном языке. Поскольку речевое обще...
Применение занимательности на уроках и во внеурочной деятельности по информатике
Ни для кого не является секретом, что современных школьников с каждым годом все труднее привлекать к изучению учебного материала. Способом повышения мотивации учащихся к изучению информатики может ста...