К вопросу о поурочном планировании
статья по теме
И опыт, и теория показывают, что в педагогике и методике нет однозначных решений, невозможно гарантированное повторение однажды полученных результатов. Педагогические закономерности стохастичны и вариативны.
В чем же заключается непосредственная подготовка учителя к уроку? Что такое поурочное планирование?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_voprosu_o_pourochnom_planirovanii.docx | 29.33 КБ |
k_voprosu_o_pourochnom_planirovanii.docx | 15.63 КБ |
Предварительный просмотр:
К вопросу о поурочном планировании.
Л.Л. Изюменко, учитель информатики МАОУ СОШ № 118
Важно помнить, что «в педагогике, возведенной в степень искусства, как и во всяком другом искусстве, нельзя мерить действия всех деятелей по одной мерке, нельзя закабалять их в одну форму; но, с другой стороны, нельзя и допустить, чтобы эти действия были совершенно произвольны, неправильны и диаметрально противоположны» (Н.И. Пирогов).
Справедливые нарекания учителей-предметников вызывает то, что педагогическая наука пока все еще отстает от требований жизни. Вместе с тем любой педагог-практик может отметить, что педагогический процесс подчиняется объективным закономерностям, лишь знание и следование которым может обеспечить эффективность педагогической деятельности.
При этом и опыт, и теория показывают, что в педагогике и методике нет однозначных решений, невозможно гарантированное повторение однажды полученных результатов. Педагогические закономерности стохастичны и вариативны.
В чем же заключается непосредственная подготовка учителя к уроку? Что такое поурочное планирование?
Непосредственная подготовка учителя к уроку - это планирование урока, конкретизация тематического планирования применительно к каждому отдельно взятому уроку, продумывание и составление плана и конспекта урока после того, как определены основное содержание и направленность урока. План урока необходим каждому учителю независимо от его стажа, эрудиции и уровня педагогического мастерства. Составляется он на основе тематического плана, содержания программы, знания учителем учащихся, а также уровня их подготовки. В планировании урока и разработке технологии его проведения необходимо обдумывание цели урока, каждого его шага и запись в той или иной форме плана урока.
План урока - это начало творческого поиска, средство эффективности урока, реализация замысла учителя, фундамент вдохновения и талантливой импровизации.
Методическая подструктура урока, разрабатываемая учителем на основе дидактической структуры, характеризуется большой вариативностью. Так, на одном уроке она может предусматривать рассказ учителя, постановку вопросов на воспроизведение учащимися сообщенных им знаний, выполнение упражнений по образцу, решение задач и др.; на другом — показ способов деятельности, воспроизведение учащимися, решение задач с применением этого же способа в новых, нестандартных ситуациях и др.; на третьем — решение поисковых задач, с помощью которых приобретаются новые знания, обобщения учителя, воспроизведение знаний и т.д. Все это свидетельствует о том, что практически невозможно дать единую схему для всех уроков по всем учебным предметам, изучающимся в школе.
При создании методического проекта урока учитель исходит из принципа оптимального достижения целей, где немаловажную роль в обеспечении успешности учебно-познавательного процесса - процесса воспроизведения прежних и усвоения новых знаний — играют: создание мотивации, психологического комфорта, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Для учителя крайне важно, понимая объективную многоплановость процессов на уроке, не довольствоваться их стихийным ходом, а постоянно искать и находить оптимальные варианты взаимодействия элементов урока друг с другом.
Хороший урок — это тот урок, где царит деловая творческая обстановка, где желания школьников размышлять — бьют ключом, где они охотно вступают в диалог с учителем, друг с другом, авторами тех или иных теоретических концепций и пожеланий, не боясь попасть впросак.
Учитель-эксперт
Учитель, подбирающий программное обеспечение к своему уроку, должен самостоятельно оценивать найденные им материалы и использовать на уроке только те из них, которые отвечают основным содержательно-методическим и дизайн-эргономическим требованиям.
Общее описание Электронного учебника «Алгоритмы и исполнители»
Общие сведения об Учебнике
«Электронный учебник «Алгоритмы и исполнители» предназначен для использования в курсе информатики, охватывающем пропедевтический уровень основной ступени общего образования (5-6 классы средней школы) и основной уровень (8-9 классы основной школы). Учебник обеспечивает компьютерную поддержку уроков информатики при изучении тематических блоков по алгоритмизации, введению в алгоритмические структуры, а также для использования по теме Исполнители, так же его можно использовать и на занятиях кружков по информатике.
Руководитель авторского коллектива – Изюменко Людмила Леонидовна – учитель информатики МАОУ СОШ № 118 г. Нижнего Новгорода, технический исполнитель – лаборант данной школы Грачев Денис Александрович, студент 5 курса физического факультета ННГУ им. Лобачевского. Опыт педагогической практики авторского коллектива позволил оптимально сформировать банк задач по данной теме с возможностью как репродуктивной учебной деятельности детей, так и активизации творческого потенциала.
Учебник рассчитан на применение УЧИТЕЛЯМИ ИНФОРМАТИКИ школ, он позволяет «сконструировать» урок в соответствии с условиями преподавания в данном образовательном учреждении, ориентируясь на определенный контингент учащихся.
Электронный Учебник возможно использовать в различных режимах:
- демонстрация решения задач на уроке с помощью единственного компьютера и проектора;
- работа с заданиями для интерактивной доски;
- индивидуальная и групповая работа в компьютерном классе;
- самостоятельный тренинг (в школе на уроке, на дополнительных занятиях, дома);
- тестирование;
- решение задач из ГИА и ЕГЭ по соответствующему разделу.
Информатика как учебный предмет позволяет реализовать обучение, направленное на развитие логического и алгоритмического мышления детей. Современный курс информатики направлен на реализацию принципов деятельностного обучения, нацеленного на творческое развитие ребенка, включающих способность к рефлексии, сопоставлениям, синтезу и анализу, выявлению связей, нахождению путей решения комплексных проблем и планированию.
Это предполагает реализацию в представленном Электронном учебнике методики предъявления учебного материала: она должна способствовать творческому поиску учителя в развитии мышления и познавательной активности детей, обеспечивать выбор учителем индивидуальной траектории учащегося.
Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий помогают школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.
Наличие Электронного учебника обеспечит учителю:
Превращение программирования из удела немногих интеллектуалов в отрасль промышленности современного информационного общества предъявляет школьной информатике требования по обязательному изучению определенных глав фундаментальной информатики. Информатика в современной российской школе состоит из двух локальных составляющих:
- алгоритмизация и программирование;
- офисные и сетевые технологии.
Надо заметить, что изучение первой части с течением времени потеряло свой приоритет, хотя нельзя отрицать тот факт, что изучение программирования полезно не только с точки зрения подготовки некоторых профессиональных навыков, но и как средство развития операционного и системного мышления.
Итог
Изучение алгоритмов имеет большую практическую значимость. Это связано с тем, что создание алгоритма предполагает подробное описание каждого шага решения задачи, и в конечном итоге шаг алгоритма может быть достаточно прост для выполнения его компьютером. А значит, задачи, для которых можно выработать алгоритм их решения, могут быть автоматизированы, т.е. переложены «на плечи» машин.
Однако следует всегда помнить, что не все задачи имеют алгоритмическое решение.
При этом для тех задач, которые все-таки имеют алгоритмическое решение, могут быть разработаны различные алгоритмы. Но наиболее эффективным, скорее всего, будет только один.
Но самое главное, мы хотим научить детей мыслить алгоритмически, развить их алгоритмическое мышление, ведь основа информатики — это теория и практика составления алгоритмов для обработки информации.
Алгоритмическое мышление — это способность облечь абстрактную идею в последовательность конкретных шагов, необходимых для её воплощения на практике.
Алгоритмическое мышление полезно человеку не только при работе с компьютером, оно полезно в любом (самом творческом) деле, ибо учит превращать абстракцию в реальность. Также алгоритмическое мышление способствует общему развитию ребенка (эта задача любого предмета). Мы, учителя, хотим привить ребенку любовь к чтению, письму, думанию и учению. Мы хотим способствовать формированию привычки находить точные формулировки, умению корректно вести спор, отстаивать свои позиции.
Художник мечтает нарисовать красивый пейзаж с видом на озеро. Он может мечтать об этом сколько угодно, если... Если не начнет мыслить алгоритмически! Он должен облечь свою абстракцию в конкретные формы (выбрать натуру, продумать композицию, освещение, цвет, тональность...). Он должен, наконец, встать с дивана и сделать что-то алгоритмическое, выражаемое глагольными формами: умыться, найти, купить, собрать, организовать, пойти, нарисовать.
Кроме всего этого, мы хотим ещё двух важных вещей:
раскрытия индивидуальности;
проявления коллективизма.
Осваивая набор и редактирование текста, мы приступили к выполнению и составлению алгоритмов, и даже к программированию! Причем, работа в этом направлении началась со второго занятия, с появления на уроке термина «алгоритм». (+ про гр редактор)
- возможность повторить найденное решение, осмыслить его и попытаться найти бо-лее рациональное или оптимальное решение;
- возможность отыскать ошибку и скорректировать алгоритм решения на любой стадии ее разработки;
- визуализацию хода решения задачи и алгоритма выполнения;
- возможность наблюдать динамику решения задачи с помощью экранных объектов.
Хочется думать, что использование в работе учителя данного Электронного учебника позволит наиболее эффективно сконструировать уроки, тем самым повысить уровень усвоения детьми материала и степень встраивания алгоритмических подходов мышления в практическую учебную деятельность, наполнив ее более глубоким содержанием и придав ей элементы исследования.
Особенность Электронного Учебника «Алгоритмы и Исполнители» по информатике для учителей заключается в следующем:
- собраны современные возможности реализации темы алгоритмизация,
- банк задач полностью открыт для развития учителем, при этом Электронный Учебник становится не средой эксплуатации пользователем, а творческой лабораторией для каждого учителя;
Оценить уровень творческого развития ребенка в рамках его алгоритмической мыслительной деятельности – дело не простое. Использование рейтинговой системы вместо оце-ночной, то есть продолжительное накопление баллов по итогам успешного конструирования решения, позволяет учителю оперативно оценить их достижения, поставить учащихся в рам-ки состязания, мотивирует к прохождению всех уровней и типов задач, вносит в работу дух состязательности и стимулирует детей к достижению успеха.
Цели использования Электронного учебника
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Основная цель использования предлагаемого Электронного учебника в учебном процессе — развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, простран-ственное воображение, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритич-ность. Достижение этой цели осуществляется за счет поддержки алгоритмической и логи-ческой линий курса информатики и математики, формирования представления о моделиро-вании как методе исследования, создания условий для овладения обобщенными способами решения классов задач, умением осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области знания в другую.
Указанный подход к структуре урока исключает шаблонность в проведении уроков, рецептурность в деятельности учителя, расширяет рамки творческого мастерства учителя при разработке методической подструктуры каждого в отдельности взятого урока, элементами которой будут различные виды деятельности учителя и учащихся, их пошаговые движения к достижению, реализации цели урока. Но это уже не традиционный оргмомент, проверка домашнего задания, опрос учащихся по ранее пройденному материалу, изучение нового, закрепление его и задание на дом, характерные для стандартной схемы комбинированного урока. Важным результатом обучения школьников на уроках информатики с использованием Задачника уже в младших классов к дальнейшему самостоятельному использованию полу-ченных на основе применения предлагаемого Задачника приемов компьютерного моделиро-вания, инструментов интерактивных компьютерных сред, активно используемых школьни-ками в дальнейшем в электронных образовательных ресурсах по всем школьным предметам, разработанных и предлагаемых школам в рамках отраслевых разработок.
В результате использования Задачника учащиеся должны прежде всего усвоить необ-ходимый базовый уровень материала по информатике, включенного в обязательный мини-мум содержания предмета начальной школы, а также отдельные элементы содержания ос-новной ступени обучения.
К общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, которые формируются и развиваются в рамках обучения «Информатика и ИКТ» с использованием Задачника отно-сятся:
- Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное опи-сание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?») и письменное представ-ление информации о наблюдаемом объекте, то есть – создание алгоритмической мо-дели исследуемой задачи).
- В процессе компьютерного моделирования и сравнения объектов и результатов их преобразования происходит выявление отдельных признаков, характерных для сопос-тавляемых предметов; анализ результатов сравнения (ответ на вопросы «Чем похо-жи?», «Чем не похожи?»). Объединение предметов по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…). Различение целого и части. Использо-вание компьютерной модели может сопровождаться проведением простейших изме-рений разными способами, использованием приборов и инструментов. В процессе по-знания свойств и качеств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность, такая, например, как интерпретация модели в процессе конструирова-ния алгоритма решения задачи.
- При выполнении специальных упражнений на компьютере и компьютерных проектов формируется умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровиза-ций: самостоятельно составлять план действий (алгоритм решения), проявлять ориги-нальность при решении логических задач.
- В процессе выполнения ряда компьютерных заданий происходит развитие логическо-го мышления, так как многие интерактивные упражнения предполагают осуществле-ние выбора, то есть использования простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…» и элементарного обоснования вы-сказанного суждения.
- Интерактивные компьютерные задания позволяют овладеть первоначальными уме-ниями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования ком-пьютера; поиск (проверка) необходимой информации в интерактивном компьютер-ном электронном каталоге библиотеки объектов к задачам. Одновременно происхо-дит овладение различными способами представления информации, в том числе – в табличном виде, упорядочение информации возрастанию и убыванию.
8
- Специально разработанные интерактивные задания помогают получить опыт органи-зации своей деятельности. Это конструирование алгоритма, самостоятельное уста-новление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной за-дачи на различных уровнях сложности ее представления.
- Представленный класс упражнений и интерактивных заданий позволяет получить опыт рефлексивной деятельности. Это происходит при определении способов кон-троля и оценки собственной деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен ре-зультат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения уп-ражнения с помощью интерактивного экранного помощника и их исправление.
- Приобретение опыта сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу между членами группы, оце-нивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
Структура Задачника
Предварительный просмотр:
К вопросу о поурочном планировании.
Л.Л. Изюменко, учитель информатики МАОУ СОШ № 118
Важно помнить, что «в педагогике, возведенной в степень искусства, как и во всяком другом искусстве, нельзя мерить действия всех деятелей по одной мерке, нельзя закабалять их в одну форму; но, с другой стороны, нельзя и допустить, чтобы эти действия были совершенно произвольны, неправильны и диаметрально противоположны» (Н.И. Пирогов).
Справедливые нарекания учителей-предметников вызывает то, что педагогическая наука пока все еще отстает от требований жизни. Вместе с тем любой педагог-практик может отметить, что педагогический процесс подчиняется объективным закономерностям, лишь знание и следование которым может обеспечить эффективность педагогической деятельности.
При этом и опыт, и теория показывают, что в педагогике и методике нет однозначных решений, невозможно гарантированное повторение однажды полученных результатов. Педагогические закономерности стохастичны и вариативны.
В чем же заключается непосредственная подготовка учителя к уроку? Что такое поурочное планирование?
Непосредственная подготовка учителя к уроку - это планирование урока, конкретизация тематического планирования применительно к каждому отдельно взятому уроку, продумывание и составление плана и конспекта урока после того, как определены основное содержание и направленность урока. План урока необходим каждому учителю независимо от его стажа, эрудиции и уровня педагогического мастерства. Составляется он на основе тематического плана, содержания программы, знания учителем учащихся, а также уровня их подготовки. В планировании урока и разработке технологии его проведения необходимо обдумывание цели урока, каждого его шага и запись в той или иной форме плана урока.
План урока - это начало творческого поиска, средство эффективности урока, реализация замысла учителя, фундамент вдохновения и талантливой импровизации.
Методическая подструктура урока, разрабатываемая учителем на основе дидактической структуры, характеризуется большой вариативностью. Так, на одном уроке она может предусматривать рассказ учителя, постановку вопросов на воспроизведение учащимися сообщенных им знаний, выполнение упражнений по образцу, решение задач и др.; на другом — показ способов деятельности, воспроизведение учащимися, решение задач с применением этого же способа в новых, нестандартных ситуациях и др.; на третьем — решение поисковых задач, с помощью которых приобретаются новые знания, обобщения учителя, воспроизведение знаний и т.д. Все это свидетельствует о том, что практически невозможно дать единую схему для всех уроков по всем учебным предметам, изучающимся в школе.
При создании методического проекта урока учитель исходит из принципа оптимального достижения целей, где немаловажную роль в обеспечении успешности учебно-познавательного процесса - процесса воспроизведения прежних и усвоения новых знаний — играют: создание мотивации, психологического комфорта, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Для учителя крайне важно, понимая объективную многоплановость процессов на уроке, не довольствоваться их стихийным ходом, а постоянно искать и находить оптимальные варианты взаимодействия элементов урока друг с другом.
Хороший урок — это тот урок, где царит деловая творческая обстановка, где желания школьников размышлять — бьют ключом, где они охотно вступают в диалог с учителем, друг с другом, авторами тех или иных теоретических концепций и пожеланий, не боясь попасть впросак.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование по алгебре 8класс
Рабочая программа с поурочным планированием по алгебре для 8 класса . Авторы Макарычев Ю.Н., Миндюк, под редакцией Теляковского.....
Поурочное планирование. Биология 6 класс. Учебник И.Н Пономарёва, О.Н Корнилова. Растения, грибы, бактерии, лишайники. Москва «Вентана-Граф» 2005 г.
Пояснительная записка.Планирование составлено в соответствии с программой «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (68 часов, 2 часа в неделю) Авторы: И.Н. Пономарева, В. С. Кучменко учебник...
Тематическое поурочное планирование математики в 5 классе
Поурочное тематическое планирование по математике в 5 классе к УМК Виленкина...
поурочное планирование для 4 класса 2 четверть
табличный вариант...
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...