Педагогические технологии в подготовке к ЕГЭ.
методическая разработка (11 класс) по теме

Крутов Владимир Иванович

В этом материале предлагаются новые технологии в подготовке к ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические технологии при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ

по русскому языку

Личностно ориентированное обучение

Крутов В.И..- директор Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения  средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением английского языка

        Качество знаний определяется их глубиной и востребованностью после окончания обучения. Если с востребованностью, как правило, ничего сделать нельзя, то с глубиной знаний вполне может поработать каждый. Кроме того, качество знаний зависит от двух сторон - обучающего и обучаемого. Качество знаний того обучаемого, который не прилагает усилий к обучению будет низким.

          Существует три составляющих процесса обучения – родитель, ученик и учитель. Если получить правильный треугольник – равносторонний: то этот треугольник будет такой устойчивый, и знания будут устойчивые и хорошие. Но как только будет нарушаться какая-то из сторон, либо родитель уделяет меньше внимания, либо учитель недодает, либо ученик недоучивает: треугольник становится неустойчивым, и начинаются конфликты. Либо учитель недоволен учеником и родителями, либо если учитель много требует, а ученик не успевает, недоволен ученик и родитель. Перед нами встал вопрос  создания таких условий, при которых все учащиеся смогут получить качественные знания.

         Значит, в процессе обучения необходимо использовать другие технологии. Таковыми, на наш взгляд, являются личностно ориентированные технологии, так как они предусматривают приоритет субъект  субъектного обучения, диагностики личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в конспект жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социальном и образовательном пространстве. Технологии этого типа предусматривают преобразование суперпозиции учителя и субординированной позиции ученика в личностно ориентированные позиции. Такое преобразование связанно с тем, что педагог не столько учит и воспитывает, сколько стимулирует ученика к психологическому и социально  нравственному развитию, создает условия для его самодвижения. Мера эффективности личностно ориентированных педагогических технологий зависит от того, в какой степени представлено в их целевом компоненте развитие человека, как учтены его индивидуально  психологические особенности, перспективы, объективное поведение и субъективное отношение к миру, людям, самому себе. Основными особенностями технологии личностно ориентированного развивающего обучения являются: содержание: построение индивидуально гибких самообразовательных программ для каждого ученика; методика: диалог в системе обучения, направленный на совместное конструирование программной деятельности по личностному развитию учащихся с учетом: мотивации деятельности; индивидуальной избирательности к содержанию, формам работы; готовности к саморазвитию. Личностно-ориентированное образование является гуманитарной технологией открытого типа. В отличие от традиционного образования, которое работает, в основном, с когнитивной сферой и мышлением, эта технология проектируется для работы с сознанием человека и процессами его индивидуально-личностного развития. Целью этой технологии является развитие личностных структур сознания (ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции и др.), субъектных свойств (автономности, самостоятельности, ответственности и др.) и индивидуальности учащихся. Эта цель предполагает развертывание всех компонентов образования в направлении личностно-смысловой сущности ребенка, его интересов, желаний, чувств, мотивов деятельности. С этим направлением связаны технологии развивающего обучения, методы разноуровневого обучения, разработки и внедрение нетрадиционных форм урока (деловая игра, дискуссии, конференции, учебно-проектная исследовательская деятельность и т.д.) 

Учитель отслеживают личностные результаты каждого ученика. Личностно-ориентированное обучение с неизбежностью ставит и решает  задачу – изучение личности ученика в образовательном процессе. Развитие личности в образовании должно осуществляться под непосредственным контролем учителя, данные не подгоняются по определенной мерке, не сравниваются с возможностями другого, а рассматриваются как «данность», с которой школа должна работать применительно к каждому ученику.

На каждого учащегося заводится карта личностных достижений, в которой отмечаются пробелы в знаниях и их ликвидация.

Дата

Вар-т

Ф.И.О.

А1

А2

А3

А4

В1

В2

…09.11

1.1

А..П…

х

х

х

х

х

…11.11

х

х

х

…03.12

х

х

…09.11

1.2

Б..Е..

х

х

х

х

…11.11

х

х

х

х

…03.12

х

х

 

И работать с пробелами в знаниях учащихся тоже проще, т.к. каждый ученик работает над своими недочетами, а по другим темам сам  может стать экспертом. Анализ любой работы – это не разбор типичных ошибок, а индивидуальная или групповая работа.

          Эти карты позволяют сделать так, что программный материал усваивают практически все учащиеся. Личностно ориентированное обучение с неизбежностью ставит и решает  задачу – изучение личности ученика в образовательном процессе. Уходит неуверенность в своих силах.

         Урок начинается с 10 - 15 минутной работы с индивидуальными заданиями. Такая работа дает возможность не только еще раз выполнить практические задания, но и повторить теорию вопроса.

        Работа над реализацией данной технологии дала реальные результаты, нашла свое подтверждение в результатах ЕГЭ и ГИА. На протяжении всех лет проведения ЕГЭ по русскому языку наши выпускники сдают экзамен с таким средним баллом, который позволяет школе оставаться среди лучших школ города. Личностно ориентированный подход в старших классах позволяет дать высокое качество знаний по русскому языку выпускникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку

Личностно ориентированный подход при подготовке обчающихся к сдаче ГИА в формате ЕГЭ....

Современные педагогические технологии обучения в рамках подготовки к ФГОС второго поколения

Еще А.С.Макаренко называл педагогический процесс особым образом организованным "педагогическим производством" , ставил  проблемы разработки "педагогической техники". В технологическом подходе изн...

Реализация педагогических технологий подготовки бухгалтерских кадров в системе СПО - автореферат диссертации

Актуальность исследования. Научно-технический прогресс, переход к индустриальному, а затем постиндустриальному, информационному, обществу, становление и развитие рыночной экономики в России обусловили...

Статья "Педагогические технологии при подготовке учащихся к Единому государственному экзамену по математике"

Основываясь на данных особенностей ЕГЭ можно определить ведущую педагогическую идею: организация и проведение эфективной подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике на основе системы работы, включающей...

Педагогические технологии при подготовке учащихся к Единому государственному экзамену по математике

Педагогические технологии при подготовке учащихся к Единому государственному экзамену по математике...