ИКТ в работе учителя
материал по теме

Пименова Наталья Петровна

(Выступление в рамках работы базовой стажерской площадки "Модель успешного формирования ключевых компетенций школьников в условиях ФГОС общего образования")

Внедрение ИКТ в работу учителя способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий. Использование информационных технологий в образовательном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Но учителю не всегда понятно, как можно использовать ИКТ в своей деятельности. В связи с этим представляется необходимым конкретизировать способы использования ИКТ в работе учителя.

Можно выделить несколько направлений использования ИКТ:

  • ведение рабочей документации, отчетности в электронном формате;
  • урочная деятельность;
  • внеурочная работа;
  • выступления с опорой на мультимедиапрезентацию;
  • использование Интернет-ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc1001.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИКТ в работе учителя

Внедрение ИКТ в работу учителя способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий. Использование информационных технологий в образовательном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Но учителю не всегда понятно, как можно использовать ИКТ в своей деятельности. В связи с этим представляется необходимым конкретизировать способы использования ИКТ в работе учителя.

Можно выделить несколько направлений использования ИКТ:

  1. ведение рабочей документации, отчетности в электронном формате;
  2. урочная деятельность;
  3. внеурочная работа;
  4. выступления с опорой на мультимедиапрезентацию;
  5. использование Интернет-ресурсов.

Документация

Это и составление календарно-тематического планирования по всем предметам обучения, и создание методических копилок: «Классные часы», «Методические материалы», «Контрольные, проверочные работы и тесты», мониторинг контроля и оценивания уровня достижений учащихся для улучшения качества образования и результативности обучения.

В настоящее время уже во многих школах активно используются такие формы документации, как электронный журнал, портфолио учителя, портфолио ученика. Для того чтобы эти формы работали, необходимо, чтобы учебное заведение имело постоянный доступ к сети Интернет.

Урочная деятельность

Урочная деятельность  предусматривает различные способы использования ИКТ на уроке.  Личность учителя, его творчество и профессиональное мастерство всегда находили свое воплощение в сценарии самого урока, а теперь они отражаются и в создаваемом (или используемом) прикладном программном обеспечении. Профессионализм учителя находит свое воплощение в отборе, критическом анализе готовых программных средств или создании собственных.

Уроку  с использованием ИКТ свойственно следующее:

 - принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

 - управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;

 - интерактивность и диалоговый характер обучения; ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

 - оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

 - поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

 - неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

Варианты уроков с ИКТ-поддержкой:

1. Урок с мультимедийной поддержкой (урок демонстрационного типа) (в классе используется один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски»).

Это хорошо известный способ применения компьютера в качестве демонстрационного устройства. С этой целью в школе, кроме компьютерных классов, рекомендуется иметь один мобильный компьютер с мультимедийным проектором, позволяющий оперативно организовать урок с компьютерной поддержкой по любому предмету в любое время.

В качестве программного обеспечения целесообразно использовать материалы готовых программных продуктов на СD, DVD, содержащих большой объем фото-, видео-, аудиоматериалов информации по различным темам. Еще более популярным стало создание учителем презентаций к своим урокам. Появление современных ЭОР, представляющих собой собрание таких материалов, простой способ обращения к ним позволяет сделать учителю, владеющему основами ИКТ, очень интересные и качественные презентации практически к любому уроку. Уроки такого типа просто незаменимы при изучении литературы, истории, географии, биологии, МХК, в начальной школе и др.

Мультимедийные презентации, флипчарты

Их можно создать с помощью программы Microsoft PowerPoint. Если же класс учителя оснащён интерактивной доской, то возможно использование программы Notebook(SMART Board).

При разработке собственных мультимедийных материалов презентационного характера необходимо учитывать ряд определённых требований к предъявлению наглядности:

  1. Динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами.
  2. Продуманный алгоритм видеоряда изображений. Учителю достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим.
  3. Оптимальный размер наглядности. Причем это касается не только минимальных, но и максимальных размеров, которые тоже могут оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой утомляемости учеников.
  4. Оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном.
  5. Текст с экрана должен выступать как единица общения. Он носит или подчиненный характер, помогающий учителю усилить смысловую нагрузку, или является самостоятельной единицей информации, которую учитель умышленно не озвучивает. Вполне естественно, когда на экране появляются определения терминов, ключевые фразы. Главное, не переусердствовать, не загромоздить экран текстом.
  6. Занимаясь подготовкой слайдопрезентации, надо пользоваться рекомендациями психологов, дизайнеров о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся, о сочетании цветов, оптимальном количестве цветов на экране и т.д. Следует обратить внимание и на то, что цветовое восприятие на экране монитора и на большом экране значительно отличаются, и мультимедийный урок необходимо готовить в первую очередь с расчетом на экран проектора.
  7. Немаловажное значение имеет и использование в презентации звука. Звук может играть роль шумового эффекта, звуковой иллюстрации, звукового сопровождения.
  8. Современные технологии, как известно, позволяют успешно использовать в презентации фрагменты видеофильмов. Использование видеоинформации и анимации может значительно усилить обучающий эффект. Именно фильм, а точнее небольшой учебный фрагмент, в наибольшей степени способствует визуализации учебного процесса, представлению анимационных результатов, имитационному моделированию различных процессов в реальном времени обучения. Там, где в обучении не помогает неподвижная иллюстрация, таблица, может помочь многомерная подвижная фигура, анимация, видеосюжет и многое другое. Однако при использовании видеоинформации не следует забывать о сохранении темпа урока. Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем учителю необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися. То есть видеоинформация должна сопровождаться рядом вопросов развивающего характера, вызывающих ребят на диалог, комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей. Предпочтительнее заменить звуковое сопровождение видеофрагмента живой речью учителя и учеников.

Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию

Использование на уроках слайдопрезентаций приводит к целому ряду положительных эффектов:

  1. обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
  2. психологически облегчает процесс усвоения;
  3. возбуждает живой интерес к предмету познания;
  4. расширяет общий кругозор;
  5. возрастает уровень использования наглядности на уроке;
  6. повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

2.        Урок с компьютерной поддержкой (в классе несколько компьютеров, за которыми учащиеся работают группами или по очереди).

На таких уроках целесообразно давать задания, выполняя которые учащиеся работают с  учебной программой, которая наряду с научно-познавательным текстом, рисунками включает задания для практической работы, тренировочные и контрольные упражнения.

На уроках с компьютерной поддержкой рекомендуется проводить тестирование. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель-ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Программным обеспечением служат тестовые программы. Сегодня представляется возможным самим учителям разрабатывать и создавать компьютерные варианты различных тестов и использовать их на своих уроках.

Рациональны уроки тренинга или конструирования. Программным обеспечением является компьютерная среда, позволяющая решать определенный тип задач. Как правило, на уроках математики это тренажер для решения задач определенного типа или среда для решения конструктивных задач, задач на построение в курсе геометрии. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью отработки навыка в решении задач или достижения конструктивной цели.

3.        Традиционный урок с использованием Интернет-ресурсов

На таком уроке рекомендуется использовать в качестве учебно-методического сопровождения изучаемого курса как различные электронные издания на CD-, DVD-носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели и т.д.), так и образовательные Интернет - ресурсы. Эти материалы целесообразно использовать учителю при подготовке к уроку, на разных этапах проведения урока (объяснение, закрепление, контроль).

Примерный алгоритм проведения урока:

  1. на  этапе  подготовки  к уроку  -  проанализировать электронные информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях;
  2. при объяснении нового материала на уроке - использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрации опытов, видео-экскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, символьные объекты. При этом учителю необходимо комментировать информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами;
  3. при закреплении пройденного материала - предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями, задачниками и т.д. На этом этапе рекомендуется использовать фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. Для организации дифференцированного обучения учителю целесообразно заранее на основе использования этих ресурсов разработать задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Раздаточный материал может быть подготовлен как в электронном, так и бумажном виде.

5.        Нетрадиционные формы урока. 

Мультимедийная школьная лекция, виртуальная лаборатория, виртуальная экскурсия и др.

СТРУКТУРА ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ. РЕКОМЕНДАЦИИ ЮНЕСКО

Пример 1

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ПОВСЕДНЕВНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ

ПОНИМАНИЕ РОЛИ ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ

Преподаватель русского языка обдумывает, как эффективнее использовать интерактивную классную доску, недавно установленную в классе. Ранее он использовал доску только как экран для проектора.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА И ОЦЕНИВАНИЕ

Преподаватель понимает, что использование текстового редактора вместе с интерактивной доской открывает новые возможности для формирования одного из базовых умений: правильное расположение слов в предложении. Текстовый редактор позволяет изменять и переставлять слова, не переписывая каждый раз предложение целиком, как это приходится делать на бумаге.

Текстовый редактор может также использоваться в качестве инструмента для формирующего оценивания. Преподаватель составляет длинное, плохо скомпонованное предложение, пересылает его на компьютеры учащихся и смотрит, сколько улучшенных версий этого предложения они могут подготовить за пять минут.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ

Воспользовавшись текстовым редактором, преподаватель показывает на интерактивной доске примеры плохо составленных предложений. Он демонстрирует, как, меняя отдельные слова и их место в предложении, можно сделать предложение проще и понятней.

Затем, задавая вопросы всему классу, предлагая варианты и указывая на недостатки в предложениях, учитель добивается, чтобы школьники исправили несколько плохо составленных предложений. По мере того как учащиеся предлагают те или иные изменения, учитель вносит их в предложение, которое написано на интерактивной доске, чтобы их видел весь класс.

Затем он садится в стороне и вызывает к доске школьников, которые сами показывают, как можно улучшить предложение.

Пример 2

ПОНИМАНИЕ РОЛИ ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ

Учитель физкультуры обеспокоен тем, что многие учащиеся не хотят выполнять физические упражнения, не понимают важности физической культуры для здорового образа жизни. Учитель полагает, что с помощью ИКТ он сумеет изменить отношение школьников к занятиям, что приведет к улучшению их здоровья.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА И ОЦЕНИВАНИЕ

Учитель физкультуры использует средства ИКТ, чтобы нагляднее, живее и увлекательнее излагать учебный материал, чего он не мог сделать ранее. Он включил в излагаемый на уроке материал сведения о физиологии человека. Данная тема достаточно сложна и абстрактна, и это затрудняет ее изложение и усвоение. Учитель использует компьютерную модель протекающих в человеческом организме процессов (видео и анимации), что облегчило восприятие материала. В результате, учащиеся стали получать более глубокие знания по предмету.

Теперь учитель может эффективнее проводить формирующее оценивание. С помощью цифровой камеры он фиксирует, как ученики выполняют физические упражнения в спортивном зале. Демонстрируя ученикам видеозапись, учитель помогает им учиться управлять своим телом. Школьники, которые раньше не понимали, что некоторые движения они выполняют неверно, сразу видят свои ошибки.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ

Раньше учитель мог только рассказывать учащимся о преимуществах здорового образа жизни, отчего урок становился скучным. Теперь учитель может демонстрировать им интересные отрывки из фильмов, спортивных состязаний и музыкально-танцевальных видеозаписей, где показаны знаменитые атлеты и занятия фитнесом.

Педагог организовал группы сотрудничества и предложил учащимся оценивать свое состояние на занятиях по физкультуре (например, замерять время стабилизации пульса после упражнений). Школьники анализируют свои показатели, и каждый из них готовит соответствующие рекомендации для одного из членов своей группы.

Ученики вводят данные о своих успехах в электронную таблицу и наблюдают за своим физическим развитием в течение месяца. Они обсуждают успехи своих одноклассников на сайте социальной сети.

ТЕХНИЧЕСКИЕ И ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ИКТ

Учитель использует:

ноутбук и проектор, чтобы весь класс мог видеть, что он показывает на экране;

видеофрагменты из Интернета;

модели и анимации, демонстрирующие физиологические процессы в организме человека;

датчики для сбора данных о состоянии организма (например, о частоте пульса), которые передают данные сразу в компьютер;

электронные таблицы, чтобы сохранять результаты выполнения заданий по физкультуре за неделю;

цифровую видеокамеру, чтобы фиксировать, как школьники выполняют упражнения в зале.

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

Учитель физкультуры использует установленные в спортивном зале ноутбук и проектор, чтобы демонстрировать видеоматериалы. Школьники помогают ему записывать на видео, как их товарищи выполняют физические упражнения. В результате каждый ученик может не менее одного раза за урок увидеть себя в записи и просматривать свои еженедельные оценки по физкультуре.

Пример 3

ПОНИМАНИЕ РОЛИ ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ

Учитель географии в сотрудничестве с учителями истории и математики предлагает учащимся проект с использованием средств ИКТ. Проект посвящен иммигрантам, недавно прибывшим в страну и испытывающим существенные житейские и экономические трудности.

В проекте изучаются причины миграции, а также условия жизни и повседневные проблемы, с которыми сталкиваются иммигранты.

ТЕХНИЧЕСКИЕ И ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ИКТ

Учащиеся используют:

Интернет для получения детальных исходных данных об иммигрантах, условиях их проживания в странах, откуда они прибыли, а также адреса электронной почты школьников из этих стран;

электронные таблицы для анализа и представления статистических данных о потоках эмигрантов и иммигрантов и сопряженных с этими потоками изменениях экономических условий;

графические программы для создания и распечатки плакатов, которые размещаются в торговых центрах и т.п., с просьбой к иммигрантам дать интервью;

цифровые камеры и диктофоны для записи видео- или аудиоинтервью с иммигрантами, их рассказов о жизни в новой стране;

текстовый редактор для выполнения заметок, подготовки отчетов о результатах исследования и оценки выполненной работы;

средства презентационной графики для подготовки презентаций, которые включают видеофрагменты и статичные изображения и предназначены для представления результатов исследования другим людям.

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

Учитель географии заводит в школьной компьютерной сети рабочее пространство, где школьники могут хранить информацию, обмениваться данными и совместно работать, используя общие файлы, ресурсы в вики-формате и дискуссионные форумы.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Учитель географии также объясняет коллегам, как менялась его роль в проекте и как менялся и совершенствовался сам проект по мере накопления опыта и проведения экспериментальной работы. Таким образом он выступает в качестве мастера учения, служит примером для своих учеников и коллег.

Применение ИКТ во внеурочной деятельности

Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся.

Использование средств ИКТ не на уроке, а вне урока обладает рядом преимуществ: отсутствуют жесткие временные рамки для каждого фрагмента учебного процесса, имеется возможность для индивидуального решения технических проблем, можно обойтись меньшим количеством технических средств и т.д. Вне урока можно выполнять домашнее задание к очередному занятию, заниматься индивидуальной или коллективной работой над проектом, самостоятельной подготовкой к аттестации, работой в элективном курсе другой школы, дополнительным образованием, самообразованием. Такое использование ИКТ сочетается с урочным – в форме представления учащимися своих работ и выступлений учителя, лабораторных работ и т.д.

Мероприятия с использованием ИКТ, рекомендуемые для проведения во внеурочной деятельности:

  1. Разработка проектных работ учащимися.

2. Участие в викторинах, фестивалях, конкурсах.

3. Оформление рефератов, проектов, презентаций.

4. Работа школьных средств массовой информации с применением средств ИКТ (обновляемая школьная страница в сети Интернет, газеты, журналы, видео, оформление кабинетов)по созданию и наполнению сайтов школ, ученических объединений и др.

5. Проведение тематических собраний с применением ИКТ.

6. Проведение дней открытых дверей с применением ИКТ.

7. Создание портфолио класса, учащегося, учителя, администратора.

8. Проведение традиционных мероприятий ОУ с использованием ИКТ.

  1. Досуг детей в школьном компьютерном клубе (например, клуб программистов, Интернет-клуб, "Компьютер для младших школьников", клуб компьютерных презентаций, компьютерный шахматный клуб и пр.).

Сеть Интернет

Во-первых, Интернет является огромным информационным ресурсом, который ежедневно пополняется. Все хоть сколько-нибудь значительные библиотеки мира предлагают свои виртуальные книжные полки потенциальным читателям. Музеи и галереи демонстрируют свои экспонаты и шедевры прямо на вашем рабочем столе. Электронные путеводители соблазняют достопримечательностями далеких стран. Сеть предоставляет возможность любому участнику коммуникаций опубликовать любую информацию о себе или своих проектах. Идет активный обмен готовыми мультимедийными продуктами и компьютерными обучающими программами.

Во-вторых, Интернет несет функцию почты. Сообщение почти мгновенно доставляется в любую точку мира, где есть доступ в Интернет (этот аспект может быть использован всеми участниками образовательного процесса: и учителя, и школьники могут переписываться с друзьями и коллегами во всех странах мира).

В-третьих, Интернет даёт возможность создавать профессиональную корпоративную среду. Такая среда называется корпоративной сетью и, по существу, является интеграцией нескольких основных функций и технологий, объединяющих в одну организационную среду электронную почту, базы данных, совместное использование информационных ресурсов и обмен текущей документацией.

Сейчас в Интернете появились многочисленные образовательные сайты и порталы, форумы, сетевые сообщества учителей и учеников, сетевые образовательные журналы, сетевые ресурсы по различным предметам.

В-четвёртых, Интернет - это база для самообразования и саморазвития.

В школах, активно использующих Интернет, имеется возможность для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, часто болеющих детей, а также для проведения факультативов для всех учащихся. В нашей школе организовано профильное обучение через Интернет «Мобильная профильная школа».

Также в сети Интернет используются формы обучения – дистанционные курсы, дистанционные конкурсы и олимпиады. Они позволяют не замыкаться школьному коллективу на уровень школы или района, а выходить далеко за его рамки.

У учителя тоже есть возможность участвовать в профессиональных конкурсах. Конечно же, это важно: не стоять на месте, а искать новые способы самореализации, способы повышения профессионального мастерства. Поэтому так необходимы и дистанционные курсы повышения квалификации, которые позволяют при экономии времени получать максимум знаний. Такие курсы могут проходить как в режиме реального времени (он-лайн), так и по электронной почте.

Современный учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профмастерства педагогов — формирование исследовательской культуры.

Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Учителя не загонишь в формулу «знания — умения — навыки», и нет инструмента, которым можно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе. Ничем не измеряются в труде учителя и озарения, которые не возникают из ничего и ниоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом учителя, его бесконечными диалогами с самим собой.

С другой стороны, у учителя должно быть «досье успехов», в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в жизни учителя. Таким «досье успехов» может стать «портфолио педагога».

Конкурентноспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии «портфолио учителя».

Согласно современным словарям, портфолио — это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.

В переводе с английского оно означает «папка, дело, должность», а с итальянского – «папка с документами», «папка специалиста». Словом, портфолио - это досье, собрание достижений, фиксация успехов. Иными словами, профессиональное портфолио учителя – это один из способов фиксирования и накопления материалов, демонстрирующее уровень профессионализма учителя. Этот документ показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.

  1. Электронное портфолио. В наше время это не просто набор документов, хранящийся на компьютере или каких-либо электронных носителях. Такая папка не представляет никакой ценности и никакого интереса для педагогической общественности, если она не оформлена и опубликована в виде сайта. Сайт смогут увидеть сотни людей, оценить и прокомментировать его, воспользоваться вашими идеями, поделиться своими.
  2.  «Бумажное» портфолио. Конечно, у заинтересованного педагога должен иметься и бумажный эквивалент электронного портфолио – папка с документами, содержащая основные моменты и утверждения о вас и вашей деятельности. Такой вариант портфолио обязательно должен содержать упоминание о вашем личном сайте и несколько ссылок на него.

Создание портфолио учителя позволяет перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к более объективной системе оценивания успешности учителя, как в урочной, так и во внеурочной работе. Портфолио – одна из наиболее приближённых к реальному состоянию форм, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания (рефлексии). С его помощью можно решить такую проблему, как аттестация учителя, когда педагогу необходимо осуществлять рефлексию и оценку собственной деятельности. Чтобы подтвердить уровень своего профессионализма, учителю приходится писать самоанализ за последние пять лет. Основанием для составления портфолио могут также послужить желание и умение учителя предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику. Не секрет, что в деятельности педагога приходит такой момент, когда ему есть чем поделиться с другими, и он желает и делает это.

Пример моей деятельности

Занимаясь самообразованием, заинтересовалась проектной методикой. Стала работать над темой  «Организация проектной деятельности старшеклассников в процессе обучения информатике». Изучала найденную по теме литературу, интернет-ресурсы. Не скрываю, материала по этой теме было недостаточно, мало публикаций из опыта работы педагогов.

В 2007 году представилась возможность повысить уровень знаний по проектной методике через обучение на базе АИППК по программе Intel® «Обучение для будущего». Далее - Microsoft «Партнерство в образовании». Проектные технологии, методы активного обучения помогают мне видеть в детях не только учеников, а стать их партнером. А осознание того, что мои выпускники становятся успешными, приносит радость и стимулирует к дальнейшему саморазвитию.

Список учеников-участников научно-практических конференций и предметных конкурсов

Год

Ф.И. учащегося

Класс

Уровень участия

Результативность

1

2

3

Уч-ие

2006

Денисенко Павел

11А

Городской конкурс  

ученических Интернет-проектов «Я бы выбрал профиль»

Зуев Виталий

11А

Нарис Анна

11А

Степанова Анастасия

11А

АмГУ

БГПУ

2007

Азгаров Денис

11Б

Межрегиональный конкурс школьных Интернет-сайтов Приморского края, Амурской и Сахалинской областей

Слипченко Александр

11Б

 

Садова Анна

10Б

Всероссийский конкурс

проектов по истории криптографии, посвященный 100-летию И.Я. Верченко

 

Щеглова Анна

10Б

 

Черная Ксения

10Б

 

Перечень тем мастер-классов, семинаров, конференций и др.

Форма

Тема

Уровень

Сроки

Областной уровень

Открытое внеурочное занятие в форме деловой игры

Моделирование школьной газеты

Областной семинар руководителей муниципальных органов управления образованием Амурской области по теме «Влияние инновационных процессов на развитие одаренности детей», г. Белогорск

10 октября

2006 г.

(приказ №227 от 12.10.06)

Выступление

Представление системы работы «Компетентностный подход как средство формирования успешной личности»

КПК учителей информатики по теме «Теоретические основы и методическое обеспечение преподавания информатики в профильной школе» на базе АИППК, г. Благовещенск

1 ноября

2007 г.

Перечень публикаций из опыта работы

Форма

Тема

Время

Орган издания

Федеральный уровень

Разработка урока в 11 классе

Урок-защита индивидуальных проектных заданий

2004-2005 уч.год

http://festival.1september.ru;

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов. 2004/2005 учебный год: Книга 2. – М.: «Первое сентября»; ООО «Чистые пруды», 2005 г. + CD-диск

Разработка урока в 7 классе

Первый урок информатики в 7 классе

2005-2006 уч.год

Интернет

http://inf.1september.ru,

CD-диск

Доклад

Организация проектной деятельности учащихся в процессе обучения информатике

2007 г.

Интернет-педсовет

http://pedsovet.org/mtree/task,viewlink/link_id,3967/Itemid,118/ 

Персональный сайт учителя информатики

2007 г.

Интернет

http://napim.narod.ru 

Модель образовательной системы

Компетентностный подход в обучении информатике как средство формирования успешной личности

2008 г.

Интернет, Российский общеобразовательный портал

http://person.edu.ru/default.asp?ob_no=2464

Имея данные результаты, подала заявление на высшую категорию. В 2008 г. присвоена высшая квалификационная категория.

Для прохождении аттестации необходимо было собрать портфолио. Главное его назначение – продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции: реализованные проекты, участие в олимпиадах и конкурсах, результаты проведенных исследований. Портфолио помогло проанализировать, систематизировать и обобщить результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия для достижения более высоких результатов. Мониторинг профессиональной деятельности посредством портфолио позволил:

  1. реально представить результаты своего труда;
  2. увидеть свои резервы;
  3. иметь стимул к самосовершенствованию.

Затраты времени и сил огромные. Но далее - собранный портфолио достаточно просто пополнять новыми результатами. После написания портфолио мною разработана и реализуется модель образовательной системы «Компетентностный подход как средство реализации успешной личности ученика», направленная на развитие таких ключевых компетентностей, как учебно-познавательная, информационная и коммуникативная, используя современные образовательные технологии.

Уметь учиться, а не только учить других – основная черта современного педагога. Быть открытым всему новому, постоянно развиваться в том, что делаешь, работать с удовольствием.  Самосовершенствоваться современному учителю совсем несложно. Например, непрерывное приобретение новых знаний осуществляется не только через обучение на курсах ИРО, но и через участие в сетевых проектах, работу в сетевых профессиональных объединениях, порталах, коммуникационных образовательных сервисах, конкурсах педагогического мастерства:

http://1september.ru – Издательский дом

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Урок-защита индивидуальных проектных заданий, 11 класс), 2005 г.

Дистанционный курс «Как готовиться к тестированию по проверке ИКТ-компетентности школьников», 2008 г.

Общероссийский проект «Школа цифрового века», 2011, 2012 гг.

http://dls.vspu.ac.ru – Интернет-олимпиады для учеников, учителей

Педагогическая Интернет-олимпиада «Учитель XXI века», проводимая Академией информатизации образования ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», Издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний»,  Воронежским государственным педагогическим университетом.

Этапы:

  1. Визитная карточка;
  2. Блиц-турнир по технологиям Интернет и применению ЦОР в учебном процессе;
  3. Творческий проект;
  4. Интеллектуальные он-лайн бои

http://edu-reforma.ru - Институт Реформы образования Образовательного портала Мой университет

Конкурс «Мультимедиа урок в современной школе», проводившийся Международным Институтом Развития «ЭкоПро» в рамках образовательного проекта Мой университет при поддержке Министерства образования Республики Карелия, Управления образования Администрации г. Пскова, Cети компьютерных центров «Формоза» и ООО «Интерсо»

Разработка урока «Моделирование школьной газеты», информационные технологии, 11 класс

I место в номинации «Средняя школа»

http://minobr.org/ - Интернет-образование, конкурсы

Конкурс школьных сайтов, конкурс сайтов педагогов-предметников

Всероссийский творческий конкурс, посвященный Дню учителя «Спасибо, Учитель!»

http://pedsovet.org – Интернет-педсовет

Методический конкурс «Я делаю это так! (Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ)», проводившийся в рамках Всероссийского интернет-педсовета  — 2007 при поддержке Национального фонда подготовки кадров (Доклад по теме «Организация проектной деятельности старшеклассников в процессе обучения информатике»).

Конкурс «Лучший школьный дизайн 2007/2008», проводившийся в рамках Всероссийского интернет-педсовета.

http://www.school.edu.ru/  – Российский общеобразовательный портал

Конкурс методических разработок для школы на Российском общеобразовательном портале, проводившийся  Институтом новых технологий  в рамках проекта Национального фонда подготовки кадров (НФПК) «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов», 2008 г.

http://netedu.ru/  – Сетевое образование. Экспертиза. Учебники

Участие в сетевом мастер-классе «Организация профильного обучения информатике на основе учебников и учебных пособий Н.Д. Угриновича», 2009 г.

www.it-n.ru – Сеть творческих учителей

http://www.uchportal.ru – Методические разработки, статьи, конкурсы

http://www.zavuch.info

Педагогическое исследование «Пути реализации компетентностного подхода в системе проектной деятельности старшеклассников в процессе обучения информатике», 2010 г.

http://uventa.my1.ru/ - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр интеллектуального развития Ювента

Всероссийский дистанционный конкурс  «Творческая лаборатория педагога» (Электронный тест по теме «Технология хранения, поиска информации в базах данных на примере СУБД MS Access»), 2011 г.

http://www.openclass.ru/ - Сетевые образовательные сообщества

Результаты

С сентября 2007 года руковожу предметным методическим объединением учителей информатики г. Белогорска Амурской области, являюсь членом городской экспертной группы по аттестации учителей информатики, являюсь председателем жюри городского конкурса-смотра знаний учащихся (олимпиады) по информатике, членом жюри ежегодного городского конкурса компьютерного рисунка «Компьютерный вернисаж», председателем номинационного жюри городского конкурса «Учитель года», членом областной экспертной предметной комиссии ЕГЭ и ГИА.

2009 год

  1. присвоено звание «Учитель–мастер - 2009» (МУ «Комитет по образованию, делам молодежи» администрации города Белогорск)
  2. победа на Конкурсе лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование
  3. I место и публикация образовательного материала в Интернете в рамках всероссийского конкурса "Мультимедиа урок в современной школе"
  4. победитель областного фестиваля учебных проектов «Успешный учитель – успешный ученик», организованный Центром информационных технологий и серверного обслуживания Амурского  областного ИПК и ППК

2010 год

  1. победитель конкурса «Учитель года г. Белогорска - 2010»
  2. дипломантом II степени конкурса «Учитель года Амурской области - 2010».

2011 год

  1. I место на городском этапе 5-го Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок». Направление: естественнонаучное.
  2. II на Конкурсе лучших учителей общеобразовательных учреждений города Белогорска.

Вывод: Таким образом, портфолио учителя может стать мотивационной основой деятельности педагога и помочь его педагогическому росту через  совершенствование профессиональной подготовки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии.

Система работы педагога, позволяющая учитывать индивидуальные особенности учащихся и формировать индивидуальный стиль познавательной деятельности....

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....

Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Результативность   коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР  зависит  от эффективного взаимодействия  специлистов, работающих в группе....

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...

материал к классному часу, а также работа учителя химии по теме "Профориентационная работа классного руководителя и учителя химии"

данный документ содержит информация о профориентационной работе, которая проводилась с учащимися 10-го класса на классном часу, а также материал, содержащий взаимосвязь химии с различными прорфессиями...