Особенности использования мультимедиапрезентаций в учебном процессе
материал по теме

Чмиль Светлана Николаевна

 

Невозможно представить современное учебное занятие без использования компьютерные технологии. Мультимедиапрезентация - это уникальный и самый современный на сегодняшний день способ представления информации. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность. 
Мультимедиа технологии позволяют представлять информацию в максимально эффективном виде. При создании презентации нужно учитывать не только соответствующие принципы классической дидактики, но и специфические принципы использования компьютерных презентаций.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности использования мультимедиапрезентаций

в учебном процессе

Невозможно представить современное учебное занятие без использования компьютерные технологии. Мультимедиапрезентация - это уникальный и самый современный на сегодняшний день способ представления информации. Это программный продукт, который может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность, т.е. способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя.

Известно, что человек большую часть информации воспринимает органами зрения (~80%) и органами слуха (~15%). Мультимедиа технологии позволяют воздействовать одновременно на эти важнейшие органы чувств человека. Следовательно, мультимедиа технологии позволяют представлять информацию в максимально эффективном виде.

При создании презентации нужно учитывать не только соответствующие принципы классической дидактики, но и специфические принципы использования компьютерных презентаций.

При использовании мультимедиапрезентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, содержащих текст и иллюстрации. Показ сопровождается необходимыми устными пояснениями, а не механическим прочтением текста. Переход от кадра к кадру в этом случае рекомендуется запрограммировать только по нажатию клавиш или по щелчку мышью, т.к. время, необходимое восприятия того или иного кадра может быть различным в зависимости от уровня подготовки.

Если предполагается самостоятельное использование мультимедиа-презентации при подготовке к занятию, то содержание кадров должно быть более полным и включать в себя материалы по нескольким сопутствующим темам, а также дополнительные пояснения. Поэтому структура презентации должна быть достаточно сложной, нелинейной, с ссылками на другие кадры, срабатывающими, когда пользователь выполняет щелчок мышью на соответствующем объекте. Желательно запрограммировать смену кадров по команде пользователя.

         В случае использования презентаций для контроля знаний структура презентации может быть разной. Каждый кадр посвящен одному заданию, порядок их следования в презентации совпадает с порядковыми номерами задач, а роль компьютера в основном сводится к облегчению работы преподавателя по подготовке различных вариантов заданий, т.к. заменять конкретные значения проще в электронном документе, чем на бумаге. Ответы и решения могут быть даны на следующем по порядку кадре или в виде кнопки для получения ответов на эти вопросы.

Рекомендации по оформлению презентаций

  1. В каждой презентации обязательно должен быть "титульный" кадр с указанием изучаемой темы и фамилии автора разработки.
  2. При необходимости нужно предусмотреть кадр, поясняющий правила и принципы работы с данной презентацией.

3. Стиль оформления слайдов:

  1. Соблюдайте единый стиль оформления.
  2. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
  3. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией.
  4. Большие таблицы в презентации трудны для восприятия; их лучше заменить графиками, или оставить как можно меньше строк и столбцов.

4. Фон слайдов:

  1. Лучше холодные тона и неконтрастные текстуры.
  2. Интенсивность цвета при проецировании уменьшается.

5. Использование цвета:

  1. На одном слайде рекомендуется использовать три-четыре  цвета.  
  2. Для фона и  текста слайда выбирайте контрастные цвета.  
  3. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

6. Анимационные эффекты:

  1. Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.  
  2. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания на слайде.
  3. Появление информации должно происходить достаточно быстро, лучше порциями.

7. Содержание информации:

  1. Используйте короткие слова и предложения.
  2. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
  3. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

8. Расположение информации:

  1. Предпочтительно горизонтальное расположение информации.  
  2. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.  
  3. Если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней.

9.    Шрифты:

  1. Для заголовков - не менее 24.  
  2. Для текста - не менее 18.  
  3. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
  4. Нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации.
  1. Выделение информации:
  1. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив, подчеркивание.
  2. Рамки, границы, заливки.
  1. Разные цвета шрифтов, штриховка, заливка.
  2. Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
  1. Объем информации:
  1. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут запомнить не более трех фактов, выводов, определений.  
  2. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
  1. Виды слайдов:
  1. Для обеспечения разнообразия следует использовать различные виды слайдов:  с текстами,  с таблицами, с диаграммами.

Источники:

  1. Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологий:

http://knowledge.allbest.ru/programming/c-2c0b65625a3ac68b4c53a88421316d27.html

  1. Мультимедиа технологии в образовании:

http://for-teacher.ru/technique/78-multimedia-tehnologii-v-obrazovanii.html

  1. Практические методы применения мультимедиа в открытом образовании:

http://imp.rudn.ru/Open/multimedia/mult3.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с использованием ИТ в учебном процессе

Методическое пособие Регионального центра оценки качества образования и информационных технологий Санкт-Петербурга...

Сбор, обработка, хранение и использование информации в учебном процессе

Инструментом информационного обеспечения управления в школе является мониторинг - регулярный сбор, обработка и предоставление информации о ходе, условиях и результатах образовательного процесса. Предл...

Возможности использования телекоммуникаций в учебном процессе.

1.      Понятие телекоммуникационной среды.2.      Дидактические возможности компьютерных телекоммуникаций.3....

Использование ЦОР в учебном процессе

Выступление на методическом объединении учителей по теме "Использование ЦОР в учебном процессе"...

Итоговый проект "Использование ИМЭУ в учебном процессе"

проект поиспользованию ИМЭУ в учебном процессе, 6 класс...

Особенности использования игровых технологий в процессе обучения английскому языку учащихся с ограниченными возможностями здоровья в средней школе в контексте ФГОС

В некоторых классах есть ученики с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому. Работа с детьми на уроке английского языка должна вестись с учётом индивидуальных особенностей и применени...


 

Комментарии

Очень актуальная и интересная тема статьи. Спасибо за то, что поделились!:)

Елена Николаевна Каменева

Сейчас я интересуюсь именно презентациями.Открываю "Америку".
Спасибо за дельные советы