Диагностика тревожности.Тест-методика А.М. Прихожан
тест по теме

Борисова Марина Ивановна

В помощь педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_trevozhnosti.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

Проблема тревожности как относительно устойчивого личностного образования сравнительно редко встает перед классным руководителем и школьным психологом «в чистом виде». Обычно она включается в контекст широкого круга вопросов: слабой или неровной/«скачущей» успеваемости (особенно в тех случаях, когда школьник пишет контрольные работы хуже, чем классные и домашние, отвечает у доски слабее, чем с места), повышенной утомляемости учащегося при отсутствии для этого объективных медицинских показаний, конфликта школьника со сверстниками и т.п.

Данная методика разработана А.М. Прихожан по принципу «шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша (1973). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество их заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревожности, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции (самонаблюдения).

Бланк опросника

Фамилия_ Имя

Класс _ Возраст Дата___

Ваша задача — представить себе, как можно яснее, каждую ситуацию и обведением кружком одной из цифр в представленном опроснике определить, насколько она может вызвать у Вас тревогу, беспокойство, опасение или страх.

0 — ситуация совершенно не кажется Вам неприятной;

1  — ситуация немного волнует, беспокоит Вас;

2  — ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать ее;

3 — ситуация для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх;

4 — ситуация для Вас крайне неприятна и Вы не можете перенести ее, она вызывает у Вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх.

нет

немного

достаточно

значительно

очень


19. Предстоит важное, решающее дело

0

1

2

3

4


1. Отвечать у доски

0

1

2

3

4


20. Не понимаешь объяснений учителя

0

1

2

3

4


2. Пойти в дом к незнакомым людям

0

1

2

3

4
















21. С тобой не согласны, противоречат тебе

0

1

2

3

4


0

1

2

3

4









ваниях, конкурсах, олимпиадах







22. Сравниваешь себя с другими

0

1

2

3

4


4. Разговаривать с директором школы

0

1

2

3

4


23. Проверяются твои способности

0

1

2

3

4


5. Думаешь о своем будущем

0

1

2

3

4


24. На тебя смотрят, как на маленького

0

1

2

3

4


6. Учитель смотрит по журналу, кого спросить

0

1

2

3

4


25. На уроке — учитель неожиданно задает тебе вопрос

0

1

2

3

4


7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают

0

1

2

3

4
















26. Замолчали, когда ты подошел (подошла)

0

1

2

•)

:>

4


8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задач)

0

1

2

3

4
















27. Оценивается твоя работа

0

1

2

3

4









28. Думаешь о своих делах

0

1

2

3

4









29. Тебе надо принять важное для себя решение

0

1

2

3

4


9. Пишешь контрольную работу

0

1

2

3

4
















30. Не можешь справиться с домашним заданием

0

1

2

3

4


10. После контрольной — учитель называет отметки

0

1

2

3

4
















Информация педагогу/психологу для обработки и интерпретации зезультатов

Методика включает ситуации трех типов: 1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями; 2) ситуации, актуализирующие представление о себе; 3) ситуации общения.

Данные о распределении пунктов шкалы


1 1. На тебя не обращают внимания

0

1

2

3

4


Виды тревожности                             Номера пунктов шкалы


12. У тебя что-то не получается

0

1

2

3

4


Школьная                                     1, 4, б, 9, 10, 13, 16, 20, 25, 30


13. Ждешь родителей с родительского собрания

0

1

2

3

4


Самооценочная                            3, 5, 12, 14, 19, 22, 23, 27, 28, 29


14. Тебе грозит неуспех, провал

0

1

2

3

4


Межличностная                            2, 7, 8, 11, 15, 17, 18, 21, 24, 26


15. Слышать за своей спиной смех

0

1

2

3

4



Ответ на каждый пункт шкалы оценивается количеством баллов, соответствующих округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому раз делу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале — общего уровня тревожности.

В таблице представлены стандартные данные, позволяющие охарактеризовать показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах (для городских школ).










16. Сдавать экзамены в школе

0

1

2

3

4













17. На тебя сердятся (непонятно, почему)

0

1

2

•5

3

4











18. Выступать перед большой аудиторией

0

1

2

3

4


Уровень тревожности

Группа учащихся

Уровень различных видов тревожности (в баллах)



Класс

Пол

Общая

Школьная

Самооценочная

Межличностная

IX

Дев. Юн.

30-62 17-54

7-19

4-17

4-18 11-21

7-20 5-17

1

Нормальный

X

Дев. Юн.

17-54 10-48

2-14 1-13

6-19 1-17

4-19

3-17

XI

Дев. Юн.

35-62

23-47

5-17 5-14

12-23 8-17

5-20 5-14

IX

Дев. Юн.

63-78

55-73

20-25 18-23

22-26 19-25

21-27 18-24

2

Несколько повышенный

X

Дев. Юн.

55-72 49-67

15-20 14-19

20-26 18-26

20-26 18-25

XI

Дев. Юн.

63-76 48-60

18-23 15-19

24-29 18-22

21-28 15-19

IX

Дев. Юн.

79-94 74-91

26-31 24-30

27-31 26-32

28-33 25-30

3

Высокий

X

Дев. Юн.

73-90 68-86

21-26 20-25

27-32 27-34

27-33 26-32

XI

Дев. Юн.

77-90 61-72

24-30 20-24

30-34 23-27

29-36 20-23

IX

Дев. Юн.

>94 >91

>31

>30

>31 >32

>33 >30

4

Очень высокий

X

Дев. Юн.

>90 >86

>26 >25

>32 >34

>33

>32

XI

Дев. Юн.

>90 >72

>30 >24

>34

>27

>36 >23

IX

Дев. Юн.

<30

< 17

<7 <4

< 11

<4

<7 <5

5

«Чрезмерное спокойствие»

X

Дев. Юн.

< 17 < 10

<2

<6

<4 <3

XI

Дев. Юн.

<35 <23

<5 <5

< 12 <8

<5 <5

28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные направления диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работы учителей-дефектологов Центра диагностики и консультирования Санкт-Петербурга

В данной презентации изложены основные направления  и содержание диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей деятельности сотрудников кабинета специальной педагогичекой диагн...

Диагностика тревожности А.М.Прихожан

Диагностика тревожности для школьников среднего и старшего звена...

Психолого-педагогическое сопровождение и диагностика обучающихся как факторы саморазвития и самоопределения личности по программе-инициативе «Наша новая школа» «По проведению комплексной диагностики психофизического и социально-личностного развития

В последнее время в системе образования России усилиями учёных и практиков сложилась особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождени...

Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой

Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и  диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой...

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация А.М. Прихожан

Цель: оценка уровня проявления социально ценных качеств личности:1) здоровье;2) ум, способности;3) характер;4) авторитет у сверстников;5) умение многое делать своими руками, умелые руки;6) внешно...

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация А.М. Прихожан

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация А.М. Прихожан...