Диагностика тревожности.Тест-методика А.М. Прихожан
тест по теме
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
Проблема тревожности как относительно устойчивого личностного образования сравнительно редко встает перед классным руководителем и школьным психологом «в чистом виде». Обычно она включается в контекст широкого круга вопросов: слабой или неровной/«скачущей» успеваемости (особенно в тех случаях, когда школьник пишет контрольные работы хуже, чем классные и домашние, отвечает у доски слабее, чем с места), повышенной утомляемости учащегося при отсутствии для этого объективных медицинских показаний, конфликта школьника со сверстниками и т.п.
Данная методика разработана А.М. Прихожан по принципу «шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша (1973). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество их заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревожности, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции (самонаблюдения).
Бланк опросника
Фамилия_ Имя
Класс _ Возраст Дата___
Ваша задача — представить себе, как можно яснее, каждую ситуацию и обведением кружком одной из цифр в представленном опроснике определить, насколько она может вызвать у Вас тревогу, беспокойство, опасение или страх.
0 — ситуация совершенно не кажется Вам неприятной;
1 — ситуация немного волнует, беспокоит Вас;
2 — ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать ее;
3 — ситуация для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх;
4 — ситуация для Вас крайне неприятна и Вы не можете перенести ее, она вызывает у Вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх.
нет | немного | достаточно | значительно | очень | 19. Предстоит важное, решающее дело | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
1. Отвечать у доски | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 20. Не понимаешь объяснений учителя | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
2. Пойти в дом к незнакомым людям | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
21. С тобой не согласны, противоречат тебе | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
ваниях, конкурсах, олимпиадах | 22. Сравниваешь себя с другими | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||
4. Разговаривать с директором школы | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 23. Проверяются твои способности | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
5. Думаешь о своем будущем | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 24. На тебя смотрят, как на маленького | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
6. Учитель смотрит по журналу, кого спросить | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 25. На уроке — учитель неожиданно задает тебе вопрос | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
26. Замолчали, когда ты подошел (подошла) | 0 | 1 | 2 | •) :> | 4 | ||||||||
8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задач) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
27. Оценивается твоя работа | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
28. Думаешь о своих делах | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
29. Тебе надо принять важное для себя решение | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
9. Пишешь контрольную работу | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
30. Не можешь справиться с домашним заданием | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
10. После контрольной — учитель называет отметки | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
Информация педагогу/психологу для обработки и интерпретации зезультатов Методика включает ситуации трех типов: 1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями; 2) ситуации, актуализирующие представление о себе; 3) ситуации общения. Данные о распределении пунктов шкалы | |||||||||||||
1 1. На тебя не обращают внимания | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | Виды тревожности Номера пунктов шкалы | |||||||
12. У тебя что-то не получается | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | Школьная 1, 4, б, 9, 10, 13, 16, 20, 25, 30 | |||||||
13. Ждешь родителей с родительского собрания | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | Самооценочная 3, 5, 12, 14, 19, 22, 23, 27, 28, 29 | |||||||
14. Тебе грозит неуспех, провал | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | Межличностная 2, 7, 8, 11, 15, 17, 18, 21, 24, 26 | |||||||
15. Слышать за своей спиной смех | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | Ответ на каждый пункт шкалы оценивается количеством баллов, соответствующих округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому раз делу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале — общего уровня тревожности. В таблице представлены стандартные данные, позволяющие охарактеризовать показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах (для городских школ). | |||||||
16. Сдавать экзамены в школе | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
17. На тебя сердятся (непонятно, почему) | 0 | 1 | 2 | •5 3 | 4 | ||||||||
18. Выступать перед большой аудиторией | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
№ | Уровень тревожности | Группа учащихся | Уровень различных видов тревожности (в баллах) | ||||
Класс | Пол | Общая | Школьная | Самооценочная | Межличностная | ||
IX | Дев. Юн. | 30-62 17-54 | 7-19 4-17 | 4-18 11-21 | 7-20 5-17 | ||
1 | Нормальный | X | Дев. Юн. | 17-54 10-48 | 2-14 1-13 | 6-19 1-17 | 4-19 3-17 |
XI | Дев. Юн. | 35-62 23-47 | 5-17 5-14 | 12-23 8-17 | 5-20 5-14 | ||
IX | Дев. Юн. | 63-78 55-73 | 20-25 18-23 | 22-26 19-25 | 21-27 18-24 | ||
2 | Несколько повышенный | X | Дев. Юн. | 55-72 49-67 | 15-20 14-19 | 20-26 18-26 | 20-26 18-25 |
XI | Дев. Юн. | 63-76 48-60 | 18-23 15-19 | 24-29 18-22 | 21-28 15-19 | ||
IX | Дев. Юн. | 79-94 74-91 | 26-31 24-30 | 27-31 26-32 | 28-33 25-30 | ||
3 | Высокий | X | Дев. Юн. | 73-90 68-86 | 21-26 20-25 | 27-32 27-34 | 27-33 26-32 |
XI | Дев. Юн. | 77-90 61-72 | 24-30 20-24 | 30-34 23-27 | 29-36 20-23 | ||
IX | Дев. Юн. | >94 >91 | >31 >30 | >31 >32 | >33 >30 | ||
4 | Очень высокий | X | Дев. Юн. | >90 >86 | >26 >25 | >32 >34 | >33 >32 |
XI | Дев. Юн. | >90 >72 | >30 >24 | >34 >27 | >36 >23 | ||
IX | Дев. Юн. | <30 < 17 | <7 <4 | < 11 <4 | <7 <5 | ||
5 | «Чрезмерное спокойствие» | X | Дев. Юн. | < 17 < 10 | <2 | <6 | <4 <3 |
XI | Дев. Юн. | <35 <23 | <5 <5 | < 12 <8 | <5 <5 |
28
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные направления диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работы учителей-дефектологов Центра диагностики и консультирования Санкт-Петербурга
В данной презентации изложены основные направления и содержание диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей деятельности сотрудников кабинета специальной педагогичекой диагн...
Диагностика тревожности А.М.Прихожан
Диагностика тревожности для школьников среднего и старшего звена...
Психолого-педагогическое сопровождение и диагностика обучающихся как факторы саморазвития и самоопределения личности по программе-инициативе «Наша новая школа» «По проведению комплексной диагностики психофизического и социально-личностного развития
В последнее время в системе образования России усилиями учёных и практиков сложилась особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождени...
Результаты диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума, на основании исследования отношения студентов 1 курса техникума к патриотическим ценностям по модифицированной методике диагностики личностного рос
Презентация для выступления "Особенности диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума"...
Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой
Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой...
Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация А.М. Прихожан
Цель: оценка уровня проявления социально ценных качеств личности:1) здоровье;2) ум, способности;3) характер;4) авторитет у сверстников;5) умение многое делать своими руками, умелые руки;6) внешно...
Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация А.М. Прихожан
Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация А.М. Прихожан...