Дистанционные формы обучения
статья по теме
В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В нашей стране только в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, но уже уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них все чаще мы начинаем говорить о дистанционном обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения. Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ».
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.
Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль усвоения материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distancionnye_formy_obucheniya.doc | 247.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт и перспективы использования
дистанционных форм обучения при изучении иностранного языка.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение……………………………………………………………………2
Основная часть:
I.Дистанционное обучение и его возможности.……………………. …...3
II.Практическое использование и формы дистанционного обучения…..4
III.Перспективы дистанционного обучения….…………………………...7
Заключение……………………………………………………………….…9
Список литературы и Интернет - ресурсов……..……………….………10
ВВЕДЕНИЕ
В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В нашей стране только в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, но уже уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них все чаще мы начинаем говорить о дистанционном обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения. Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ».
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.
Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль усвоения материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.
Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:
- потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей;
- работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;
- при заочной (экстернатной) форме обучения;
- выполнение проектов и исследовательских работ;
- работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
- увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).
Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:
- создания образовательного пространства;
- формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;
- развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.
I.ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ
Дистанционное обучение как новая форма обучения и, соответственно как новая форма образования активно формируется и развивается в нашей стране. Цель его дать учащимся элементы универсального образования, позволяющее им адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в системе мировой и национальной культур. Это обучение строится на основе современных информационных технологий, которые позволяют быстро и гибко координировать меняющиеся потребности обучаемого.
Под дистанционным обучением в средней школе следует понимать образовательную систему на основе компьютерных телекоммуникаций с использованием современных педагогических и информационных технологий. Дистанционное обучение – это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения с помощью современных информационных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет. Дистанционное обучение можно использовать также для повышения квалификации и переподготовки учителей.
В качестве основы дистанционного обучения целесообразнее всего использовать компьютерные телекоммуникации, которые предоставляют:
Возможности дистанционного обучения английскому языку позволяют шире и глубже, чем традиционные методы и методики использовать образовательный потенциал учебного предмета. Целью дистанционного обучения является не столько обучение готовым фактам и действиям, сколько принципам ориентации в материале, в первую очередь, с помощью источников. Анализ материалов сети Интернет показывает, что дистанционным обучением для школьников сегодня занимается целый ряд государственных и коммерческих центров, сетевых образовательных сообществ.
“Пионером" среди центров дистанционного обучения выступил "Эйдос", который работает под эгидой Российской академии образования. Наиболее важную часть дистанционного обучения у нас составляет участие во Всероссийских дистанционных олимпиадах, конкурсах и конференциях, как для учащихся, так и для педагогов, а также , вебинары и дистанционное тестирование, проводимые на различных сайтах для обучающихся иностранным языкам, а в частности английскому языку. Среди них стоит отметить такие как: Педагогическая планета-центр новых образовательных технологий, Академия успеха ,Vsekonkursy.ru, Мир конкурсов, сетевое образовательное сообщество Открытый класс, российские центры City & Guilds,Портал для учителей английского языка Englishteachers, Nsportal- социальная сеть работников образования, Prosv.ru –из-во «Просвещение». Так же проводят конкурсы на английском языке сайты Star travel и Amber Star.
II.ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ФОРМЫ ДИСТАНИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Использование дистанционной формы обучения педагогом в своей деятельности современно, так как это диктуется временем, необходимо, так как является фактором взаимосвязанного коммуникативного, социокультурного и личностного развития учащихся, и, наконец, рационально, так как создает максимально благоприятные условия для овладения обучающимися социально накопленным опытом, заключенным в содержании обучения. Но как наработать навыки использования сети Интернет в организации сетевой деятельности учащихся, подготовить их (и себя тоже) к «специально организованной совместной работе учащихся в сети»? В этом, я думаю, учителю поможет опыт проведения дистанционных учебных проектов по предмету.
Дистанционный учебный проект в школе «рассматривается, как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение общего результата этой деятельности, организованной на основе компьютерной коммуникации». Такие проекты в отличие от проектов, проводимых в классе на уроке по какому-либо предмету, всегда межпредметны, так как требуют привлечения знаний из разных предметных областей. Такие проекты могут быть:
• исследовательскими (в виде одновременно проводимого анализа данных);
• творческими, игровыми (в виде телекоммуникационных экскурсий, конкурсов, игр-викторин);
• информационными (в виде обмена различной информацией);
• практико-ориентированными (в виде электронных публикаций: газет, журналов, альманахов) и др.
При проведении тех или иных видов дистанционных проектов могут обсуждаться вопросы из совершенно различных областей знаний. Приступая к работе над дистанционным проектом, учитель должен быть готов к работе с новым содержанием, новыми методами и организационными формами обучения, к интересному использованию компьютера в учебном процессе, к организации совместной работы учителей различных предметов. В процессе работы с учащимися над дистанционным учебным проектом учитель
• управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора познавательной деятельности учащихся;
• мотивирует познавательную деятельность ученика за счёт коммуникации, взаимопонимания, положительного отношения к предмету;
• организует самостоятельную работу, включая работу с источником знаний;
• использует групповые способы обучения, включает всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организует взаимопомощь;
• организует помощь в процессе деятельности ученику, группе, проявляет внимание к результатам самостоятельной деятельности;
• создаёт ситуацию успеха, т.е. разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому ученику;
• создаёт положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений.
• организует самоанализ собственной деятельности учеников и формирует их адекватную самооценку.
Работа над дистанционным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу. В процессе такой работы происходит самостоятельное освоение участниками проекта комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций. Её результатом является создание собственного интеллектуального продукта в современной электронной форме, предназначенного для активного применения в школе, в образовательной деятельности всех участников учебного процесса. В 2011-2012 учебном году в школе я и мои ученики работали над дистанционными творческими проектами для участия в таких конкурсах:
1. Всероссийский дистанционный конкурс «Школьный кроссворд». Команда учеников 8-х классов получила Диплом -3 место. 2. 3-й Международный конкурс сочинений на английском языке. Ученики 7-х классов получили сертификаты, а школа получила Диплом за активное участие в конкурсе сочинений. 3. Всероссийский дистанционный конкурс «Мозаика презентаций» для педагогов. Я и моя коллега ( мы работали в соавторстве) получили Диплом-2 место.
- Каждый из них предполагал активную коммуникативную и информационную деятельность учащихся и педагогов в сети.
Как результат, мы готовы участвовать в более сложных конкурсах, конференциях и олимпиадах “он лайн”, так как все участники проектной деятельности:
• стали активными пользователями сети Интернет,
• научились искать информацию в различных источниках и оценивать ее с позиций полезности и реалистичности для проекта,
• использовать для поиска информации и общения социальные сервисы Интернет,
• размещать свои материалы в сети,
• оценивать продукт своей деятельности и себя в процессе работы. Если подвести итог, то в процессе работы над проектом:
1. Все ученики, выполнившие проектную работу, начинают лучше учиться, у них формируется умение более правильно оценивать свои возможности, то есть повышается самооценка; вырабатывается способность самостоятельно добывать знания, инициативность, целеустремленность, умение анализировать и «отсеивать» информацию.
2. В реализации предлагаемых проектов заинтересованы все:
• ученик занят работой и развитием своего творческого потенциала (применением знаний в новых ситуациях) с перспективой получить несколько оценок по предмету;
• учитель заинтересован в повышении знаний и интеллекта учащихся, их занятости творчеством;
• родители - в благополучной успеваемости их ребёнка, в перспективе вырастить ребёнка с умной головой, а ещё и с «золотыми» руками.
3. Методическая база школы пополняется большим количеством мультимедийных приложений, которые широко используются на различных уроках.
III.ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Несомненно, основной целью дистанционного обучения является качественная подготовка учащихся к поступлению и успешному обучению в вузе или другом профессиональном учебном заведении, либо освоению профессии в более короткие сроки и непосредственно по завершению среднего образования. Безусловно, что те же задачи стоят и перед традиционным (очным) образованием. Но всегда ли они решаются, и насколько успешно? В школах для углубления, расширения и специализации знаний организуются профильные, предпрофильные и элективные курсы различной направленности, вузы с той же целью предлагают подготовительные курсы. Замечательно, если выбранное учебное заведение находится в пределах проживания школьника, а выбранная профессия соответствует направленности школьных профильных (предпрофильных и элективных) курсов, если же нет? В состоянии ли тематика вышеназванных курсов охватить весь спектр (или хотя бы большинство) профессий, которые может предпочесть будущий выпускник? Обладают ли школьные учителя необходимой подготовкой, чтобы вести столь многообразные и разнопрофильные курсы? Достаточно ли ресурсов у школы для преодоления всех этих трудностей? Очевидно, что вряд ли можно ответить на эти вопросы положительно.
Конечно, можно достичь определенных успехов, привлекая для работы на профильных и т.п. курсах преподавателей вузов, но целесообразно ли это? Не слишком ли дорого обойдется Министерству Образования такое решение проблемы, если, допустим, наполняемость групп на курсах будет в пределах 1-3 человека (что неминуемо произойдет в случае большого разброса интересов учащихся)? Помочь школе в преодолении этих трудностей может, на мой взгляд, внедрение дистанционных курсов в качестве замены традиционных профильных и элективных курсов. К неоспоримым преимуществам, возникающим при данной замене, можно отнести:
- возможность расширенного выбора курсов по сравнению с предлагаемыми школой, либо другими учебными заведениями по месту жительства,
- полное решение кадровой проблемы вследствие территориально неограниченного выбора преподавателей,
- возможность экономии средств, предназначенных на обучение школьных учителей для подготовки их к преподаванию на профильных и т.п. курсах,
- возможность повышения квалификации учителей без посещения ими специализированных подготовительных курсов, так как, курируя учеников, занимающихся на дистанционном курсе, они волей-неволей пройдут его вместе с учениками,
- снижение затрат на профильную или предпрофильную подготовку учащихся вследствие возможности оптимизировать наполняемость групп при неограниченном регионально наборе на курсы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обучение с помощью сетевых технологий становится популярным способом приобретения новых знаний и навыков, так необходимых на современном рынке труда. Распространение виртуальных форм обучения, охватив некоторую группу студентов и взрослого населения, набирает обороты теперь и в школах.
Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное обучение школьников дает им дополнительный стимул для одновременного расширения и углубления знаний при обучении иностранным языкам, как минимум, по двум важным предметам: английскому языку и информатике. Анализ деятельности дистанционных форм обучения показал, что кроме основной цели – умения разрабатывать проекты, учеба и выполнение заданий в дистанционном режиме помогает:
- научиться работать с сетевыми технологиями,
- научиться осуществлять поиск информации в Интернете,
- закрепить правила работы с электронным текстом и увеличить скорость его набора,
- устранить пробелы в знаниях MS Windows,
- изучить технологию работы в тестовых программах,
- изучить отдельные приемы работы в программе Adobe Photoshop,
- развить навыки письменной речи, научиться более четко и лаконично формулировать свои мысли,
- получить некоторые навыки рефлексии своей деятельности,
- научиться планировать свою деятельность,
- понять, что в творческих работах (а работа по созданию проекта, несомненно, творческая) нет мелочей, и таким образом усилить чувство ответственности за свою работу,
- научиться доводить начатое дело до конца, устранять недочеты и ошибки, критически оценивать свою работу,
- достичь определенного прогресса в воспитании художественного вкуса, чему очень способствовали как уроки по дизайну кроссворда, так и советы преподавателей в выборе элементов оформления презентаций,
- расширить межкультурные связи,
- пробудить любознательность, вкус к учебе и желание дальнейшего приобретения новых знаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ:
- Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика в виртуальной образовательной среде: Хрестоматия. М.:МГОУ, 2006. – 167 с.
- Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного . http://e-college.ru/elearning/analytics/a0004/
- Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 167 с.
- Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2006
- Хуторской А.В. Пути развития дистанционного образования в школах России // Всероссийская научная конференция Relarn. Тезисы докладов. - М., 2000.
- http://fio.ifmo.ru/
- http://www.it-n.ru/
- www.eidos.ru/project/eidos-class/
- www.eidos.ru/shop/price.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инклюзивное образование. Дистанционные формы обучение.
Сообщение для муниципального объединения учителей иностранных языков об инклюзивном дистанционном образовании в МОУ «Гимназия №1» г.Балаково ...
Использование дистанционных форм обучения в современной школе
В статье раскрывается понятие дистанционного образования. Наряду с традиционным образованием в современное время возможно использование дистанционных форм и технологий обучения. ...
Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.
В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....
Дистанционная форма обучения.Основные термины и понятия по теме Энергетическое обеспечение клетки
Данные термины являются основными при изучении темы : "Обмен веществ и энергии в клетке"....
Дистанционное обучение школьников Принципы и средства дистанционного обучения Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.
Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений модернизации общего образования, с которым связано развитие системы открытого образования, расширение д...
Использование онлайн-сервиса Google Формы для создания обобщающего урока в формате, пригодном для очной и дистанционной форм обучения
Представленная статья посвящена актуальной в период пандемии и в угрожаемый период проблеме - созданию и организации урока, в равной мере пригодного как для проведения при очной форме обучения, так и ...
Дидактические материалы для занятий. Материал при дистанционной форме обучения. Презентации с выполнением упражнений на основе комплексов ЛФК для проведения теоретических и практических занятий по физической культуре при дистанционной форме обучения.
Дидактические материалы для занятий. Материал при дистанционной форме обучения. Специальность 34.02.01 Сестринское дело. Специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика. Для всех курсов. Очная форма о...