Семинар для учителей "Модульное обучение"
материал по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 33.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар учителей «Модульное обучение»
Слайд-1
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Слайд-2
Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть курса, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса.
Сущность МО состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с дозированной помощью педагога) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над учебными модулями.
Слайд-3
Структура курса ОБЖ при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и шесть разделов (в каждом модуле по два раздела).
Модульный принцип построения содержания курса ОБЖ позволяет:
- последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику курса ОБЖ;
- повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным предметам, а также с учетом особенностей обстановки в регионе, в области безопасности (при разработке региональных учебных программ);
- эффективнее использовать межпредметные связи: элементы содержания курса ОБЖ могут быть использованы в других предметах, что способствует формированию у обучаемых целостной картины окружающего мира;
- обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения и формирования современного уровня культуры безопасности у учащихся на второй и третьей ступенях образования;
- более эффективно использовать материально-техническое обеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его привязку к конкретным разделам и темам;
- более эффективно организовать систему повышения квалификации и профессиональную подготовку преподавателей-организаторов ОБЖ.
Слайд-4
Учебно-тематическое планирование по ОБЖ (9 класс). В первой колонке указывается № модуля, раздел, тема, 2-я колонка - наименование модуля, раздела, темы, уроков, 3- я колонка – количество часов.
Слайд-5
На примере рассмотрим Модуль II (M-l). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Модуль решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь. Модуль включает в себя два раздела.
После изучения каждого модуля в каждом классе выполняется итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситуации и т. д. См. (Приложение 1).
Слайд-6
Бланк для внесения баллов по каждому виду работы наклеивается на обложку тетради. См. (Приложение 2).
Слайд-7
Для работы в режиме модуля на первом занятии ученики слушают вводную лекцию и знакомятся с содержанием модуля и критериями оценок разных видов деятельности.
При необходимости перевода полученных баллов в отметки по пятибалльной шкале предлагаются следующие рамочные соотношения: диапазон полученных баллов (в % от общей суммы баллов) и оценка.
Аутсайдеры (35 и менее) - 2
Успевающие (35-64) - 3
Успешные (65-80) - 4
Лидеры (81-100) - 5
Слайд-8
Ситуационную методику обучения часто называют кейс - методом. Ситуационный метод обучения способствует формированию ключевых компетенций школьников. Кейс – метод предполагает разрешить поставленную проблему на основе анализа кейса, т.е. текста. Кейсы по объему могут быть от нескольких строк до нескольких страниц, в зависимости от возраста и подготовленности учащихся. (Приложение 3).
Слайд-9
Пример фрагмента модуля: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 9 класс».
Приоритетным в современной школе становится личностно ориентированное образование, строящееся на формировании нравственных ценностей. При изучении темы «Двигательная активность и долголетие.», используем элемент философского урока, применяя кейс - метод.
Слайд-10
Тема нашего урока: «Двигательная активность и долголетие». В ходе урока нам необходимо разрешить проблему важности и необходимости двигательной активности.
Слайд-11
Философы тысячелетиями рассуждали о пользе движений. В Элладе 2500 лет назад появилось изречение « Хочешь быть здоровым –бегай, хочешь быть красивым-бегай, хочешь быть умным –бегай»
И сегодня многие остро ставят вопрос: «Как влияет двигательная активность на организм?»
Слайд-12
Итак, уважаемые коллеги, я сформулировал проблему, которую необходимо решить.
Слайд-13
Далее мы приступаем к этапу извлечения смысловой информации из кейса и этапу анализа содержания кейса.
Работа в группе по вопросам:
- как влияет бег, двигательная активность на здоровье?
- Почему бег может влиять на красоту?
- Может ли бег влиять на умственные способности?
Слайд-14
Учебная задача: Докажите влияние двигательной активности на все стороны жизни человека. Сделайте полезные выводы для себя.
Слайд-15
Образовательный продукт в классе: логическая схема «Влияние движения на здоровье».
Слайд-16
Домашнее задание: Разработать двухнедельную программу «Движение и здоровье» для себя.
В презентации использованы:
Методические рекомендации по модульно-рейтинговой системе организации учебной деятельности обучающихся
( реализация нового государственного стандарта )
Авторы: - Е.Н. Дзятковская
докт. биол. наук, профессор
Л.Г. Чикалина
Ст. методист ИИПКРО
Приложение 1.
МОДУЛЬ
«Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 9 класс»
Цель: Сформировать навыки ЗОЖ.
Задачи: Выработать убеждения и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни; научить оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
Сформировать знания основных мер по профилактике наркомании и навыки противодействия наркомании.
Технологическая карта модуля
Уч. часы | Тема, форма занятия | Учебные задачи | Основные понятия | Деятельность учащихся/ Образовательный продукт | Диапазон баллов |
У. 8.1 | Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Пр. раб. | Сформировать ценностное отношение к здоровью | Здоровье, ЗОЖ, жизнедеятельность. | Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. См.пр.5. | 1-2-3 б. |
У.8.2 | Практическая работа. Здоровый образ жизни и его составляющие. Питание, движения и эмоции –основные показатели ЗОЖ. | Научить рефлексивно оценивать своё здоровье и показатели жизнедеятельности | Здоровье, ЗОЖ, жизнедеятельность. | Определение тенденций здоровья и жизнедеятельности. Заполнение Дневника здоровья. Логическая схема | 1-2-3 б. |
У.8.3 | Проектная деятельность в группе. Питание и здоровье. | Научить оценивать качество своего питания и разрабатывать недельное меню при разных нагрузках организма. | Калории Белки Жиры Углеводы витамины минеральные вещества | Разработать меню для школьника: *занимающегося спортом; *находящегося на пастельном режиме; *для школьника, готовящегося к ЕГЭ. | 8-9-10б |
У.8.4. | Лекция. Профилактика зашлакованности жидкой среды и тканей организма. Методы очистки организма. | Научить выделять главное в информации | Зашлакованность Соединительная ткань Инсульт инфаркт | Составление конспекта лекции Составить тезисы к лекции | 4-5-6-7 б |
У. 8.5. | Двигательная активность и долголетие. Кейс -метод. См. пр. 4. | Выбрать и применить выразительные примеры положительного влияния движений для здоровья | Опорно-двигательный аппарат Тренировка Нагрузки ритм | Работа в группе Составление логической схемы-конспекта: Влияние движений на: эмоции, иммунитет, обменные процессы и выносливость. | 8-9-10б |
У.8.6. | Интегрированный урок с уроком биологии. Иммунитет. Способы повышения иммунитета. | Использовать информацию других предметов, энциклопедии и Интернет-ресурсов. Делать краткое устное выступление. | ОРЗ, грипп, бронхит, иммунитет, гуморальная защита, Т-лимфоциты, | Работа в группах Работа с опорным конспектом. Разработка рекомендаций по профилактике простудных заболеваний. | 8-9-10 б. |
У.8.7. | Практическая работа. Индивидуальные ресурсы саморегуляции. Способы снятия стрессов. | Навыки самодиагностики Провести исследование своих индивидуальных особенностей и разработать рекомендации | Латеральный профиль Ведущее полушарие Спринтер Стайер микст | Само диагностика Программа профилактики информационных стрессов | 8-9-10 б. |
У.8.8. | Защита комплексной программы оздоровления на уроке -конференции. | Оценить свои достижения в укреплении здоровья | Комплексная программа | Оформление дневника здоровья с промежуточными и итоговыми результатами | 8-9-10 б. |
Тема 9. 9.1 9.2 | Репродуктивное здоровье. Самостоятельное прохождение темы | Собрать и переработать информацию составить опорный конспект | Репродуктивное здоровье населения Гонорея, сифилис, кандидоз | Индивидуальная работа в тетради Оформление опорного конспекта | 4-5-6-7 б |
9.3 | Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе. | Выполнить реферат Подготовить доклад | Вич-инфекция | Реферат Устный доклад, сообщение | 8-9-10 б. |
Тема 10 | Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного Здоровья. Самостоятельное прохождение темы. | Собрать и переработать информацию составить опорный конспект | Семья брак | Индивидуальная работа в тетради Оформление опорного конспекта | 4-5-6-7 б |
Тема 11 У.11.1-11.2. | Пр. раб. Оказание первой медицинской помощи. | Действовать по отработанному алгоритму. Применять знания в непривычных ситуациях | Массовые поражения психоактивные вещества | Практическая работа индивидуально и в группе по заданию | 4-5-6-7 8-9-10 б. |
Примечание: Для работы в режиме модуля на первом занятии ученики слушают вводную лекцию и знакомятся с содержанием модуля и критериями оценок разных видов деятельности
Приложение 2.
Рейтинговая система оценивания успехов
по ОБЖ- (7-8)
Фамилия_Иванов_____________________Имя___Илья_
Моя учебная задача на год: Показать уровень знаний и умений на 4 балла
Модуль Раздел | Ведение тетради 1-2-3 | Активность Устный ответ 1-2-3-4-5 | Индивидуальное задание 1-2-3-4-5 | Темат. Контроль 1-2-3-4-5 | Устный доклад 1-2-3 | Проект Реферат 5-7-10 | Культура 1-2-3 | Баллы Итоговая оценка | Роспись учителя /родителя |
Модуль I Итоговые баллы | 11 б | 17 б | 6 | 12 | 2 средний | 61 3 | |||
Раздел 1 (P-1).Основы комплексной безопасности. | Понятия 2 3 | 1 +1+3+2+5 | 3 | 5 | 1+1+1++1 | ||||
Раздел 2 (Р-2). Защита населения Российской Федерации от ЧС. | Конспект- 3 Пон. -3 | 2+3 | 3 | 7 | 2+3+1+3+3 | ||||
Модуль 2 Итоговые баллы, переведенные в оценки | 12 | 19 | 13 | 9 | 6 | 12 | 3 средний | 71 4 | |
Раздел 3 (Р-3). Основы здорового образа жизни. | 3 Конспект-3 | +3+3+2+5 | 2+ 4 | 4 | 3 | 5 | 1+3+3++1 | ||
Раздел 4 (P-4). Основы медицинских знаний и оказание П.М.П. | Конспект- 3 Пон. -3 | 3+3 | 3+4 | 5 | 3 | 7 | 2+3+3+3+3 | ||
Итоги года: | 4 |
Приложение 3.
Самостоятельная работа школьников по заданию.
- Изучи информацию, выделяя главные мысли.
- Составь конспект, тезисы или логическую схему.
- Подготовь сообщение на 2-4 минуты.
- Выдели проблему, которую ты хочешь решить, применяя другие источники информации.
Кейс-метод
Ситуационную методику обучения часто называют кейс - методом. Ситуационный метод обучения способствует формированию ключевых компетенций школьников. Кейс – метод предполагает разрешить поставленную проблему на основе анализа кейса, т.е. текста. Кейсы по объему могут быть от нескольких строк до нескольких страниц, в зависимости от возраста и подготовленности учащихся.
Алгоритм работы с кейсом учителя:
* постановка и проработка учебных задач;
*подготовка содержания кейса;
* проект выводов учащихся по данной проблеме (воспитательные задачи)
* проект продукта учебной деятельности
*программирование рефлексии
Алгоритм работы с кейсом ученика:
*постановка проблемы;
*извлечение смысловой информации из кейса;
*анализ содержания кейса;
*разработка и демонстрация продукта учебной деятельности;
* выводы учащихся по данной проблеме;
*рефлексия
На уроке будут использованы приемы:
- постановки проблемы;
- извлечения смысловой информации из кейса;
- прием общения в группе;
- прием деятельностной пробы или имитационной игры;
- прием подготовки учащимися своих мировоззренческих выводов по данной проблеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление на районном семинаре "Технология модульного обучения"
В данном выступлении рассматривается преимущество использования модульного обучения в классах с углубленным изучением математики. Так же дается примерная разработка модуля по теме: "Квадратные уравнен...
Материалы к методическому семинару Возможности интегративного обучения в современной школе Дискуссия
Интеграционные процессы в образовании - явление достаточно сложное, комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления, требующее анализа психологической и педагогической позиции.О...
Методический семинар "Проблемно-диалогическое обучение как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка"
Проблемно-диалогическое обучение как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка...
Методический семинар Дискуссионные формы обучения в преподавании предметов как основа формирования глобального мышления.
В настоящее время в России происходят огромные изменения во всех сферах жизни. Нарастают темпы интеграции России в европейское и мировое сообщество. Мы все больше ощущаем чувство причастности к жизни...
Презентация к методическому семинару "Дискуссионные формы обучения в преподавании предметов как основа формирования глобального мышления".
План семинара "Дискуссионные формы обучения в преподавании предметов как основа формирования глобального мышления". 1.Вводная часть. 2. Актуальность проблемы формирования глобального мышления учащ...
выступление на городском семинаре по интегрированному обучению
обобщение опыта на городском семинаре по интегрированному обучению...