контрольная по методологии
материал на тему

контрольная по методологии "Аксиологический подход в научно- педагогическом исследовании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_po_metodologii.docx45.97 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Шадринский государственный педагогический институт»

Кафедра теории и методики дошкольного образования

Контрольная работа

по методологии

на тему:

«Аксиологический подход в научном исследовании»

                                                                  Выполнила студентка

                                                   ОЗО 3 курса 5,5

                                                                   Шаякбарова Любовь

                                                     Николаевна

                                                                                     Проверила:

                                                                                     Кандидат   пед.  наук            

                                                                                     Профессор

                                                                                    Лашкова Л.Л,

                                                                                                                                 

                                     

                                       

Шадринск 2012.

План:

 Введение                                                                                                 3

1.Теоретические основы аксиологического подхода.                         4

2. Идеи и принципы идеологического подхода.                                  7

3. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений.   9

4. Основа педагогической аксиологии.                                                13        

5. Заключение.                                                                                        17

6. Список литературы.                                                                           18

Введение.

 Как известно, научное познание, в том числе и педагогическое, осуществляется не только из-за любви к истине, но и с целью полного удовлетворения социальных потребностей. В этой связи содержание оценочно-целевого и действенного аспектов жизнедеятельности человека определяется направленностью активности личности на осмысление, признание, актуализацию и создание материальных и духовных ценностей, составляющих культуру человечества. Роль механизма связи между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический, или ценностный, подход, выступающий своеобразным "мостом" между теорией и практикой. Он позволяет, с одной стороны, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей, а с другой — решать задачи гуманизации общества.

Аксиологический (ценностный) подход имеет место в любой науке и особенно в науках общественных. Он связан с проблемой ценностей и оценок. Ценность — это нечто значимое для субъекта (индивида, социальной группы, общества). Ценностная позиция ученого связана с его интересами, предопределяет .выбор научных проблем, селекцию (отбор) существенной, с его точки зрения, информации, оценку, научной продукции.

В одном и том же предмете, явлении разные субъекты (индивиды или социальные группы, классы) усматривают разное. Как говорил И. Кант, один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой — отражающиеся в ней звезды. Но заметим, что то и другое в луже присутствует.

.

1. Теоретические основы аксиологического подхода

Считается, что понятие «аксиология» (от греч. axia - ценность и logos - слово, идея) введено в научный оборот еще в 1902 г. французским философом П. Лапи, а уже в 1908 г. его активно использовал немецкий ученый Э. Гартман.

В философских словарях аксиология определяется как наука о ценностях. Более развернутое определение дается в «Педагогическом словаре» Г.М. Каджаспировой (М. 2000 г.): аксиология - философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, о их соотношении с миром реальностей, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития.

Понятие «ценность» вошло в философию раньше, чем понятие «аксиология», т.е. с середины XIX века и применяется для обозначения свойств объектов и явлений, теорий и идей, служащих эталоном качества и идеалом должного в соответствии с социально обусловленными приоритетами развития культуры.

Проблема ценностей волновала человечество с незапамятных времен. Хотя теории ценностей в античном мире еще не существовало, проблемы, волновавшие мыслителей того времени, восходили к проблеме ценностей.

Когда великий Сократ поставил перед одним из своих учеников (Протагором) вопрос: «что есть благо?», он совершил, как правомерно отмечает А.Ю. Шадже, переворот в традиционной системе ценностей. По Сократу, истинные ценности - сокровища души, которые составляют познание. Когда Сократ сказал, что «все беды от незнания», он имел в виду не знание вообще, а этическое знание, которое носит всеобъемлющий характер. Выдвигая свою концепцию этического знания, Сократ, с одной стороны, приходит к выводу о том, что во всех добровольных действиях знание добра является необходимым и достаточным условием для творения добра, а с другой - этическое знание способно преодолеть пропасть, разделяющую мысль и действие, в состоянии стереть грань между сущим и должным.

Древние мыслители проблему ценностей тесно связывали с проблемой «добродетели», и они соглашались в одном, - что воспитание добродетели должно быть целью воспитания. Мнения расходились по вопросу, - что считать добродетелью.

К примеру, Платон отдавал предпочтение воспитанию ума, воли, чувства, Аристотель - мужеству, выносливости, умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоте.

В России аксиология как теория ценностей появилась в конце XIX века, почти одновременно с немецкой аксиологией, которая оформилась в новую философскую дисциплину после публикации в 1864 г. сочинения Р. Л отце «Микро-космос».

Российская философская мысль, так же как и европейская, уже в течение XVII - XVIII веков теоретически подготавливает научное осознание субъективно-личностного начала ценностного мироотношения и анализ понятий, его определяющих - истина, добро, красота, польза, священное. Однако в творчестве Ф.М. Достоевского (1821-1861 гг.) обнаруживаются первые разночтения: то, что западноевропейская философия называет «ценностями», он именует «святынями» -воплощением идеала. В немецкой философии ценность - это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к нему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением (П. Менцер).

B.C. Соловьев (1853-1900 гг.) определяет «ценность» как «безусловное» значение, как указание на некий высший религиозный смысл реальных явлений, людей. Для ценностно-этической характеристики он вводит понятие «достоинство». «Достойное бытие» понимается как идеальное, должное, нормативное, и при этом «достойное» выступает у него как преодоление «тяжелого и мучительного сна отдельного эгоистического существования в мире иллюзорном и неподлинном». По B.C. Соловьеву, бессмертие отдельной, эгоистичной, противопоставляющей себя всем другим души невозможно. Грех «индивидуации», по В. Соловьеву, - в самоутверждении отдельной личности; спасение души - в освобождении от индивидуального существования, в единении с «душой мира».

В качестве ценностей, как «естественных корней нравственности», B.C. Соловьев определяет такие чувства как стыд, жалость, благочестие, т.е. личностные ценности, выводящие человека на связь с «племенной душой мира».

Вся российская религиозная философия конца XIX и начала XX века (Н.О. Лосского, Булгакова, Флоренского, Бердяева, Франка, Карсавина и др.) развивалась под влиянием идей B.C. Соловьева, хотя значение таких понятий как «святыня», общность, единение с «душой мира» и др. трактовались философами, испытавшими его влияние, не однозначно. К примеру, Н.А. Бердяев, утверждая, что только божественным ценностям могут подчиняться ценности человеческие, определяет абсолютную ценность человеческой личности (проявленной индивидуальности) как самоцель.

Центральная проблема философии Н.А. Бердяева (1874-1948) -смысл существования человека и в связи с ним - смысл бытия. Главная ценность бытия, по Бердяеву, состоит в активном самостроительстве личности, в достижении его посредством соучастия в Божественном творчестве богоподобия человека и в очеловечивании Бога.

Немецкий философ Н. Гартман (1882 - 1952) обосновал понятие «личностная ценность». Помимо всеобщей значимости человеческих поступков в них присутствует нечто собственное. Это то, что на месте конкретного человека никто другой не мог бы и не должен был бы делать. Общие ценности становятся личностными при включении деятельности сознания ненасильственным способом. Сознание руководствуется чувствами, когда извлекает заданные ему природой наборы ценностей. Привычные ценности труда, образования, творчества, свободы, профессионального идеала и т.д. пополняются гуманистическими: ценностями сознания, смысла, выбора демократии, личной производительности, частной собственности и т.д.

В современной отечественной философии интерес к проблеме ценностей наблюдается в 50 - 60 - х годах XX века. В советской философской литературе сложились определенные подходы к интерпретации понятия «ценности», отражаемые в работах Балакиной И.Ф., Гуревича П.С, Тугаринова В.П. и др.

Большинство ученых считает, что общечеловеческие и национальные ценности взаимодополняются и взаимообогащаются.

2. Идеи и принципы идеологического подхода

Идеи аксиологического подхода:

 Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека; ценности подтверждают значимость того, что создал человек в процессе истории. К ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.

Ценность – (по В.П. Тугаринову) – не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей, но также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала.

Ценности сами по себе, по крайней мере, основные из них, остаются постоянными на разных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, образование, труд, мир, красота, творчество и т.д., являются значимыми для человека во все времена.

 Наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Гуманистические начала, утверждение самоценности человеческой личности, уважение к ее правам, достоинстве и свободе  нельзя привнести в общественную жизнь извне. Процесс социального развития – это процесс роста и вызревания этих начал в человеке.

Принципы аксиологического подхода.

 К числу аксиологических принципов относятся:

  1. равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей);
  2. равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности открытия в настоящем и будущем;
  3. равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; диалог вместо безразличия или отрицания драг друга.

Эти принципы позволяют включиться в диалог и совместно работать различным наукам и течениям, искать оптимальные решения.

        Таким образом, в основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом. Значимую  ценность представляет собой и идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, способного реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. Эта идея определяет ценностные ориентации культуры и ориентирует личность в истории, обществе, деятельности.

 Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики.

 С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Ценностные ориентации являются одной из главных «глобальных» характеристик личности, а их развитие основной задачей гуманистической педагогики и важнейшим путем развития общества.

Аксиологический подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. Применительно к социальному развитию учащихся в качестве таковых могут выступать ценности коммуникативной, сексуальной, национальной, этнической, правовой культуры.

3. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений

В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир — это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Гуманистическая ценностная ориентация, образно говоря, — "аксиологическая пружина", которая придает активность всем остальным звеньям системы ценностей.

 Гуманистически ориентированная философия образования — это стратегическая программа качественного обновления образовательного процесса на всех его ступенях. Ее разработка позволит установить критерии оценки деятельности учреждений, старых и новых концепций образования, педагогического опыта, ошибок и достижений. Идея гуманизации предполагает осуществление принципиально иной направленности образования, связанной не с подготовкой "обезличенных" молодых квалифицированных кадров, а с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности.

 Гуманистическая направленность образования меняет привычные представления о его цели как формировании "систематизированных знаний, умений и навыков". Именно такое понимание цели образования послужило причиной его дегуманизации, которая проявилась в искусственном разделении обучения и воспитания. В результате политизации и идеологизации учебных программ и учебников воспитательное значение знаний оказалось размытым, произошло их отчуждение. Ни средняя, ни высшая школа не стали трансляторами общечеловеческой и национальной культуры. Во многом дискредитирована идея трудового воспитания, поскольку она была лишена нравственно-эстетической стороны. Сложившаяся система образования все усилия направляла на то, чтобы приспособить воспитанников к обстоятельствам жизни, учила их мириться с якобы неизбежными трудностями, но не учила гуманизировать жизнь, изменять ее по законам красоты. Сегодня стало очевидным, что от содержания и характера направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже существование всего человечества.

 Идея гуманизации образования, являющаяся следствием применения аксиологического подхода в педагогике, имеет широкое философско-антропологическое и социально-политическое значение, так как от ее решения зависит стратегия общественного движения, которая может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему. Современная система образования может внести свой вклад в становление сущностных сил человека, его социально ценных мировоззренческих и нравственных качеств, которые необходимы в будущем. Гуманистическая философия образования направлена на благо человеку, на создание экологической и нравственной гармонии в мире.

 Подводя итог изложенному, можно утверждать, что в основе всех обозначенных выше ценностей лежат нравственно-духовные ценности. В связи с этим в качестве методологического постулата отметим, что наука и образование, техника и производство, искусство и религия не только бесполезны, но и вредны, если они не служат нравственности, любви, красоте, добру, истине.

 И поскольку все - и святой и грешник, и короли и полководцы, и ученый и деятель искусства, и хлебороб и рабочий проходят через образование, приведем точку зрения А. Бейли на образование в новом веке: «Новое образование должно занять место прежнего, устаревшего и оказавшегося столь несостоятельным, что не смогло предотвратить всеобщего уничтожения в 1914 - 1945 гг. Образование является и должно являться, по существу, непрерывным процессом от рождения до смерти, назначение которого состоит не столько в стяжании знания, сколько в расширении сознания. Знание само по себе мертво, если не влияет на взаимоотношения человека со своим окружением, социальную ответственность, исторические тенденции, частные и мировые условия, а главным образом на эволюцию сознания, вводя безграничные просторы неведомой Вселенной в сферу ограниченного человеческого ума. Образование - это непрерывный процесс обучения тому, как согласовывать между собой человеческие и божественные элементы в составе человека, налаживая правильные отношения между Богом и человеком, духом и материей, целым и частью».

Базовые идеи - ценности, долженствующие лежать в основе тенденций образования, по А. Бейли, следующие:

1. Воля или цель - это культивирование воли к добру, воли к красоте, воли к служению.

2. Любовь - мудрость. Это, по существу, раскрытие сознания целого. А. Бейли называет это групповым сознанием, первым выражением которого является самосознание, то есть уразумение душой (в трех мирах человеческой эволюции) того, что человек - это Три в Одном и Один в Трех. Групповое сознание - это любовь, которая ведет к мудрости - к мудрости, которая есть любовь в проявленной активности. И все это должно раскрываться посредством образования.

3. Активное Познание. Оно связано с раскрытием творческой природы сознательного, духовного человека. Оно имеет благодаря правильному использованию ума с его способностью интуитивно улавливать идеи, откликаться на толчки, объяснять, анализировать и сооружать формы для откровения. Так творит душа человека. Правильно направить эту уже развитую тенденцию - вот назначение всякого истинного образования.

4. Атрибут гармонии через конфликт. Это атрибут, скрытый во всех формах, врожденная тяга или недовольство, которое заставляет человека бороться, прогрессировать, развиваться, чтобы в конце концов добиться единения, союза со своей душой. Это сознание гармонии и красоты, направляющее человеческую единицу на пути эволюции к конечному возвращению к своему эманирующему Источнику (эманация (от лат. emanatio -истечение) - истечение из единого целого; согласно учению, что мир есть эманация божества, все низшее вытекает из высшего, которое обозначается не только как «Бог», но и как «первоединое»).Педагоги должны выявлять такую неудовлетворенность и интерпретировать ее для учащихся с тем, чтобы они могли понять самих себя и работать, познавая.

5. Атрибут конкретного знания позволяет человеку конкретизировать свои концепции и строить мыслеформы; с их помощью он материализует свои прозрения и мечты и осуществляет свои идеи. Человек делает это, активизируя низший конкретный ум. Надо привести ребенка к лучшему пониманию глубинной цели бытия и подготовить к мудрой работе в творческой сфере. Истинное образование должно начинать с понимания и чувствования учеником истинных духовных ценностей, это и есть активизация низшего ума.

6. Атрибут преданности. Преданность вырастает из неудовлетворенности, плюс способности к выбору. В зависимости от глубины своего недовольства и способности ясно видеть, человек движется от одной точки временного удовлетворения к другой, всякий раз демонстрируя свою преданность желанию, личности, идеалу и видению, пока не соединится с наивысшим возможным для человека идеалом. Это, по А. Бейли, прежде всего душа, а затем Превышняя душа, или Бог. Образованию предоставляется хорошая возможность задействовать внутренний идеализм, присущий каждому ребенку. Но оно должно делать это во исполнение верховного замысла души, а не исходя из частных стандартов национального образования.

7. Атрибут порядка. Это врожденный атрибут и инстинкт к упорядоченному ритму, с которым необходимо работать педагогу, делая его более творческим, конструктивным и обеспечивая с его помощью поле для раскрытия способностей души. В воплощении этого атрибута в наше время налицо жесткая стандартизация человечества и наложение авторитарного ритуального ритма на общественную жизнь. Это означает растворение единицы в группе, оставляющей ей мало шансов для свободного проявления своих индивидуальных воли, познания, цели и техники души.

Педагог будущего, как отмечает А. Бейли, начнет свое служение ребенку с распознавания эфемерного и преходящего превратного представления души и будет, в первую очередь, работать над умственным аспектом, а не нагромождать до предела память ребенка знаниями, связанными с феноменальным существованием. Если верно, что каждый ребенок - это микрокосмическое олицетворение Макрокосма, величие этой проблемы становится бесспорным.

4. Основа педагогической аксиологии

 В основе педагогической аксиологии лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом.

Значимую ценность представляет собой и идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно обеспечить человеку условия для максимальной реализации своих возможностей. Эта идея определяет ценностные ориентации культуры и ориентирует личность в истории, обществе, деятельности

 Овладение педагогическими ценностями осуществляется в процессе педагогической деятельности. Широкий диапазон педагогических ценностей требует их классификации и упорядочивания, что позволит представить их статус в общей системе педагогического знания

• ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением);
• ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями.);

• ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование.);

• ценности, позволяющие осуществить самореализацию (творческий, вариативный характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям);
• ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска, служебный рост ).

Самодостаточные ценности - это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям. Ценности этого типа служат основанием развития личности и учителя, и учащихся, отражают государственную образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки. Ценности-средства - это три взаимосвязанные подсистемы:

  1. собственно педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно-развивающих задач (технологии обучения и воспитания);
  2. коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностно- и профессионально-ориентированные задачи (технологии общения);
  3. действия, отражающие субъектную сущность педагога, которые интегративны по своей природе, так как объединяют все три подсистемы действий в единую аксиологическую функцию.

Ценности-средства подразделяются на группы: как ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания.

  1. Ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами. Ценностное отношение к педагогической деятельности, задающее способ взаимодействия педагога с учащимися, отличается гуманистической направленностью.
  2. Ценности-качества, так как именно в них проявляются сущностные личностно-профессиональные характеристики педагога: взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельностные качества. Данные качества оказываются производными от уровня развития прогностических, коммуникативных, креативных (творческих), эмпатийных, интеллектуальных, рефлексивных и интерактивных способностей.
  3. Ценности-знания – это психолого-педагогические и предметные знания, степень их осознания, умения осуществить их отбор и оценку на основе концептуальной личностной модели педагогической деятельности.

Названные группы педагогических ценностей образуют аксиологическую модель,  в которой ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств, т.е. они функционируют как единое целое. Аксиологическое богатство педагога определяет эффективность и целенаправленность отбора и приращения новых ценностей, их переход в мотивы поведения и педагогические действия. Осуществляя поиск путей реализации целей педагогической деятельности, педагог выбирает свою профессиональную стратегию, содержание которой составляет развитие себя и других. Следовательно, ценности-цели отражают государственную образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки. Ценности-средства формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога. Различают личностные, групповые и социальные педагогические ценности.

Личностно-педагогические ценности выступают как социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие в своей совокупности систему его ценностных ориентации. Аксиологическое «Я» как система ценностных ориентации содержит не только когнитивные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего ориентира. В нем ассимилированы как социально-педагогические, так и профессионально-групповые ценности, служащие основанием индивидуально-личностной системы педагогических ценностей.

Социально-педагогические ценности отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность общества в сфере образования.

С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Так, в истории педагогики прослеживаются изменения, связанные со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративные и позже на проблемно-развивающие. Усиление демократических тенденций приводило к развитию нетрадиционных форм и методов обучения. Субъективные же восприятие и присвоение педагогических ценностей определяются богатством личности учителя, направленностью его профессиональной деятельности. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики.

В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир — это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека.

Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических функций образования, является его общая направленность на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека. При этом каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования. Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также, проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть безличностность образования, его отчуждение от реальной жизни.

Для разработки технологий частичного обновления методов и приемов обучения и воспитания недостаточно. Необходимов развитие творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте педагога и учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений/ В.И.Загвязинский ,Р.Атаханов.- 5-е изд., испр. - М.; Издательский центр «Академия», 2008. – 208 с.
  2. Коржуев А.В. Научное исследование по педагогике: теория методология, практика: Учебное пособие./ А.В.Коржуев, В.А.Попков. , М:,Трикста., 2008 – 287 с.
  3. Методология педагогики: новый этап.,/ В.В.Краевский ,Е.В.Бережнова. – М,: Издательский центр «Академия», 2006. – 400 с.
  4. Сластенин В.А, Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ В.А.Сластенин, Г.И.Чижакова. - М.; Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
  5. Сластенин В.А, Педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, [электронный ресурс] – 2000 - 0.56 Mb.
  6. Сластенин В., Исаев И., Мищенко А., Шиянов Е. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [электронный ресурс].
  7. Сластенин В.А. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
  8. Снаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (в помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика 1086 – 150 с.
  9. Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования:[пер. с чеш.]/ Я.Скалкова и коллектив., М., Педагогика, 1989 219 с.
  10. Педагогика: Теории, системы, технологии: учебник для студ.высш. и сред.учеб. заведений / [С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.]; под.ред. С.А.Смирнова.-8-е изд., стер.-М.; Издательский центр «Академия», 2008  – 512 с.
  11.   Меретукова З.К. 'Методология научного исследования и образования'/ Майкоп,, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методология использования тестовых заданий в процессе изучения математики

Для проверки знаний , умений и навыков учащихся по предмету....

Некоторые вопросы методологии исследования особенностей Квантунской армии в Советско-Японской войне 1945 г Труды/Третья международная научно-практическая конференция Политехн. Ун-та. Санкт-Петербург, 2009

Материалы статьи помещены в кн.: Уроки истории. Великая отечественная и Вторая мировая войны. История России и мира 20-21 веков. Труды/Третья международная научно-практическая конференция Политехн. Ун...

«Системно - деятельностный подход - методология внеурочной деятельности ФГОС»

Мастер-класс по теме Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности (вокальный кружок "Серебряные нотки")...

«Системно - деятельностный подход - методология внеурочной деятельности ФГОС»

Мастер-класс "Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности вокального кружка...

Методики и методология производственного обучения

Методика профессионального обучения (МПО) - научная область инструментальных знаний в профессиональной педагогике о конструировании и применении средств регуляции обучающей деятельности педагога и ког...

Лекция для студентов. Методология педагогики и методы научно-педагогического исследования.

В данной лекции представлен материал о методологии педагогики, раскрыто понятие "методы научно-педагогического исследования", представлена характеристика методов.На данном занятии используется ИКТ и т...

КОНЦЕПЦИЯ МЕТОДОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ" И "ИСТОРИЯ"

В методической рекомендации "Cборник логических карт современных образовательных технологий" представлены логические карты, где даны алгоритм использования технологий, принципы адаптивности технологии...