Технология проведения мастер – класс
материал по теме
Что такое мастер – класс? Как провести мастер - класс?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология проведения мастер – класс | 307.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проведения мастер – класс
Старкова Ольга Павловна
МАОУ «СОШ № 40» г. Перми
Мастер-класс на разных языках мира
Интересно сравнение значений этого словосочетания в разных языках
- английский: masterclass;
- немецкий: Meister, Werkmeister, Kenner;
- французский: contremaître, maître;
- итальянский: artigiano, maestro, artista;
- испанский: contramaestre, maestro;
- русский: мастер-класс, авторская мастерская.
Таким образом, во французском и испанском языке мастер-класс ассоциируется с противоположностью мастеру, либо (что вернее всего), буквально, "напротив мастера", то есть предполагает тет-а-тет обучение ремеслу мастера. Еще буквально мастер-класс можно перевести как "мастерский урок" или "урок мастера".
Что такое мастер – класс?
Мастер-класс – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Мастер-класс – это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками. А это означает шаг вперед в своем деле.
Мастер-класс – это семинар, во время которого ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод.
Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов.
М.М. Поташник характеризует Мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у Мастера. То есть Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы.
Педагог–Мастер – кто он?
В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:
- Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;
- Руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области:
- Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;
- Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
Ближе всего для педагога два последних определения.
В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.
Фундамент педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт. Преподаватель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем. Мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Первым же шагом к педагогическому мастерству является творчество. Несмотря на массовый характер педагогической профессии, подавляющее большинство преподавателей – творческие личности, идущие к мастерству. В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:
- Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности учащихся;
- Мастерство убеждения;
- Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;
- Мастерство владения педагогической техникой.
Педагогическая техника занимает особое место в структуре мастерства преподавателя.
Педагогическая техника – это совокупность навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных студентов и коллектив в целом (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.).
Уровень педагогического мастерства возможно определить, ориентируясь на следующие критерии:
- Стимулирование и мотивация личности студента в процессе обучения;
- Организация учебной деятельности студентов;
- Владение содержанием и дидактической организацией образования;
- Организация и осуществление профессионально-педагогической деятельности в процессе обучения;
- Структурно-композиционное построение занятия.
Т.о., мы рассматриваем мастерство преподавателя – как синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.
Мастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь.
Технология проведения мастер – класса
Одной из форм трансляции педагогического опыта является «Мастер-класс».
«Мастер-класс» – то разовая форма работы, которая объединяет небольшие группы преподавателей. Мастер представляет собственную систему работы, предполагающую:
- комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу;
- оригинальные действия взаимосвязаны между собой и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач;
- признаками системы работы преподавателя являются: целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; разносторонность воздействия на студентов с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности; оригинальность методики.
«Мастер-класс» как форма обучения является средством создания трех типов условий:
- Обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;
- Стимулируется познавательный интерес, отрабатываются условия по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;
- Осуществляется индивидуальный поход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживают позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого преподавателя.
Мастер-класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия преподавателя и студента, критерии оценки и качественно новый результат.
Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования преподавателя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.
Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы преподавателя-Мастера.
Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).
Качественно новый результат – умение моделировать урок в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.
Пошаговый алгоритм проведения мастер–класса:
1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера
- Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой преподавателем;
- Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)
- Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера
- Описание системы занятий в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом
2. Представление занятия, системы занятий
- Рассказ педагога о проекте занятия
- Описание системы занятий в режиме предлагаемого опыта
- Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться
- Краткая характеристика результативности используемой технологии
- Вопросы педагогу по изложенному проекту
3. Занятие или имитационная игра с участниками мастер–класса с демонстрацией приемов эффективной работы со студентами
4. Моделирование
- самостоятельная работа участников мастер–класса по разработке собственной модели занятия в режиме продемонстрированной технологии автора. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность участников мастер–класса и управляет ею.
- обсуждение авторских моделей занятия участников мастер–класса
5. Рефлексия
- Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и участников мастер–класса
- Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям
Цель проведения конкретного занятия определятся Мастером в зависимости от того, что он будет показывать.
Варианты:
- 1) Показ программы деятельности, элективного курса, факультатива и т.п.
- 2) Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог
- 3) Показ отдельных методов работы
- 4) Показ инновационных моментов деятельности
Формы:
- Лекция
- Практическое занятие
- Интегрированное (лекционно-практическое) занятие
Результатом «мастер-класса» является модель занятия, которую разработал «преподаватель – студент» под руководством «преподавателя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.
Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости педагога, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.
Презентация мастер-класс.ppt
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проведения мастер-класса.
Данная презентация предназначена для демонстрации педагогам и студентам. Цель: помочь педагогам и студентам в подготовке и проведению мастер-класса. Задачи: познакомить с методикой проведе...
Технология проведения мастер-класса.
Технология проведения мастер-класса.Обучать - значит вдвойне учиться. - Ж. ЖуберМастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. В толковом словаре С.И. Ожегова можно на...
Технология проведения мастер-класса
Мастер-класс– одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов.мастерство учителя – как синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогиче...
Современные образовательные технологии (кейс - метод) на уроках химии (из опыта проведения мастер - класса)
Опыт проведения мастер - класса по одной из современных образовательных технологий в рамках курсов повышения квалификации учителей химии Курской области...
Мастер-класс для начинающих педагогов. Технология проведения мастер-класса по декоративно-прикладному творчеству.
В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения...
Технология проведения мастер-класса
Мастер-класс - это главное средство передачи концептуальной идеи своей (авторской) педагогической системы, другими словами, это форма обобщения и распространения педагогического опыта....
Технология проведения мастер-класса
Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»: - Квалифицированный рабо...