Технология проведения мастер – класс
материал по теме

Старкова Ольга Павловна

 

Что такое мастер – класс? Как провести мастер - класс?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

2012

Технология проведения мастер – класс

Старкова Ольга Павловна

МАОУ «СОШ № 40» г. Перми

Мастер-класс на разных языках мира

Интересно сравнение значений этого словосочетания в разных языках

  1. английский: masterclass;
  2. немецкий: Meister, Werkmeister, Kenner;
  3. французский: contremaître, maître;
  4. итальянский: artigiano, maestro, artista;
  5. испанский: contramaestre, maestro;
  6. русский: мастер-класс, авторская мастерская.

Таким образом, во французском и испанском языке мастер-класс ассоциируется с противоположностью мастеру, либо (что вернее всего), буквально, "напротив мастера", то есть предполагает тет-а-тет обучение ремеслу мастера. Еще буквально мастер-класс можно перевести как "мастерский урок" или "урок мастера".

Что такое мастер – класс?

Мастер-класс – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Мастер-класс – это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками. А это означает шаг вперед в своем деле.

Мастер-класс – это семинар, во время которого ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод.

Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов.

М.М. Поташник характеризует Мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у Мастера. То есть Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы.

Педагог–Мастер – кто он?

В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»: 

  1. Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;
  2. Руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области:
  3. Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;
  4. Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Ближе всего для педагога два последних определения.

В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.

Фундамент педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт. Преподаватель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем. Мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Первым же шагом к педагогическому мастерству является творчество. Несмотря на массовый характер педагогической профессии, подавляющее большинство преподавателей – творческие личности, идущие к мастерству. В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:

  1. Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности учащихся;
  2. Мастерство убеждения;
  3. Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;
  4. Мастерство владения педагогической техникой.

Педагогическая техника занимает особое место в структуре мастерства преподавателя.

Педагогическая техника – это совокупность навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных студентов и коллектив в целом (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.).

Уровень педагогического мастерства возможно определить, ориентируясь на следующие критерии:

  1. Стимулирование и мотивация личности студента в процессе обучения;
  2. Организация учебной деятельности студентов;
  3. Владение содержанием и дидактической организацией образования;
  4. Организация и осуществление профессионально-педагогической деятельности в процессе обучения;
  5. Структурно-композиционное построение занятия.

Т.о., мы рассматриваем мастерство преподавателя – как синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.

Мастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь.

Технология проведения мастер – класса

Одной из форм трансляции педагогического опыта является «Мастер-класс».

«Мастер-класс» – то разовая форма работы, которая объединяет небольшие группы преподавателей. Мастер представляет собственную систему работы, предполагающую:

  1. комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу;
  2. оригинальные действия взаимосвязаны между собой и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач;
  3. признаками системы работы преподавателя являются: целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; разносторонность воздействия на студентов с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности; оригинальность методики.

«Мастер-класс» как форма обучения является средством создания трех типов условий:

  1. Обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;
  2. Стимулируется познавательный интерес, отрабатываются условия по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;
  3. Осуществляется индивидуальный поход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживают позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого преподавателя.

Мастер-класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия преподавателя и студента, критерии оценки и качественно новый результат.

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования преподавателя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.

Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы преподавателя-Мастера.

Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).

Качественно новый результат – умение моделировать урок в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.

Пошаговый алгоритм проведения мастер–класса:

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера 

  1. Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой преподавателем;
  2. Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)
  3. Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера
  4. Описание системы занятий в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом

2. Представление занятия, системы занятий 

  1. Рассказ педагога о проекте занятия
  2. Описание системы занятий в режиме предлагаемого опыта
  3. Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться
  4. Краткая характеристика результативности используемой технологии
  5. Вопросы педагогу по изложенному проекту

3. Занятие или имитационная игра с участниками мастер–класса с демонстрацией приемов эффективной работы со студентами

4. Моделирование

  1. самостоятельная работа участников мастер–класса по разработке собственной модели занятия в режиме продемонстрированной технологии автора. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность участников мастер–класса и управляет ею.
  2. обсуждение авторских моделей занятия участников мастер–класса

5. Рефлексия 

  1. Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и участников мастер–класса
  2. Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям

Цель проведения конкретного занятия определятся Мастером в зависимости от того, что он будет показывать.

Варианты:

  1. 1) Показ программы деятельности, элективного курса, факультатива и т.п.
  2. 2) Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог
  3. 3) Показ отдельных методов работы
  4. 4) Показ инновационных моментов деятельности

Формы: 

  1. Лекция
  2. Практическое занятие
  3. Интегрированное (лекционно-практическое) занятие

Результатом «мастер-класса» является модель занятия, которую разработал «преподаватель – студент» под руководством «преподавателя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости педагога, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.

Презентация мастер-класс.ppt


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проведения мастер-класса.

Данная презентация предназначена для демонстрации педагогам и студентам. Цель: помочь педагогам и студентам в подготовке и проведению мастер-класса.  Задачи: познакомить с  методикой проведе...

Технология проведения мастер-класса.

Технология проведения мастер-класса.Обучать - значит вдвойне учиться. - Ж. ЖуберМастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. В толковом словаре С.И. Ожегова можно на...

Технология проведения мастер-класса

Мастер-класс– одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов.мастерство учителя – как синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогиче...

Современные образовательные технологии (кейс - метод) на уроках химии (из опыта проведения мастер - класса)

Опыт проведения мастер - класса по одной из современных образовательных технологий в рамках курсов повышения квалификации учителей химии  Курской области...

Мастер-класс для начинающих педагогов. Технология проведения мастер-класса по декоративно-прикладному творчеству.

В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для  передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения...

Технология проведения мастер-класса

Мастер-класс - это главное средство передачи концептуальной идеи своей (авторской) педагогической системы, другими словами, это форма обобщения и распространения педагогического опыта....

Технология проведения мастер-класса

Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»: - Квалифицированный рабо...