Семинар - практикум "Портфолио"
материал по теме

Цели учебного модуля:

  • познакомить педагогов с технологией портфолио и возможностью ее использования в организации учебного процесса;
  • инициировать деятельность педагогов по введению технологии портфолио в образовательный процесс;
  • вооружить педагогов технологическими приемами, методиками и средствами для запуска собственного портфолио и портфолио обучающихся,
  • предоставить педагогам возможность получить не только общее представление о портфолио, но и опыт работы по созданию портфолио и организации работы над ним;
  • активизировать навыки профессиональной рефлексии педагогов при внедрении в практику портфолио.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomend.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «Портфолио»

(«Портфель»)

Одной из современных форм оценивания достижений и компетентности, в том числе творческих успехов обучающегося является формирование «портфеля» (Portfolio).  Ведение портфолио развивает у обучающихся навыки рефлексивной деятельности (способность анализировать собственную деятельность, совершенствовать ее, проявлять инициативу для достижения успехов). Содержание и способы оформления «портфеля» могут быть самыми разнообразными – от полного собрания всех работ до альбома высших достижений.

В настоящее время выделяют следующие типы портфолио:

  1. Портфолио документов - наиболее распространенная форма, которая представляет собой файловую папку с разнообразной информацией о приобретенном обучающимся за определенный промежуток времени опыте успешной внеучебной работы. В перечень документов входят табели успеваемости, грамоты, дипломы, письма-отзывы, сертификаты об участии в различных мероприятиях.
  2.  Портфолио работ отражает усилия, прогресс и достижения обучающихся по определенному направлению деятельности. Это собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ обучающегося, а также описание форм и направлений его творческой активности – участие в конкурсах, наличие достижений и т.д.
  3. Портфолио отзывов включает в себя заметки педагога по поводу работ, оценки за выполненные задания с характеристиками и объяснениями, а также письменный анализ самого обучающегося своей конкретной деятельности и ее результатов. Портфолио может быть представлено в виде текстов заключений, отзывов, резюме.

 Наиболее целесообразным представляется комплексный вариант портфолио, включающий в себя раздел документов, раздел работ и раздел отзывов.

Нет четкого списка наименований и количества пунктов, которые необходимо включать в портфолио. Этот вопрос решается конкретным педагогом, группой педагогов или методическим объединением.

Портфолио представляет собой папку с файловыми вкладышами и включает в свою структуру разделы. Предлагаем Вашему вниманию 2 варианта оформления портфолио.

1. Общие данные о личности

  1. Творчески оформленный титульный лист, отражающий интересы и личность ребенка;
  2. Самопрезентация, резюме или автобиография;
  3. Карта краткосрочных или долгосрочных планов обучения.
  1. Официальные документы: грамоты, сертификаты, благодарственные письма и т.д., подтверждающие участие ребенка на конкурсах и мероприятиях, проводимых по линии системы дополнительного образования. В портфолио могут вкладываться копии документов, их перечень оформляется в таблице.
  2. Творческие работы. Данный раздел предполагает краткое описание конкретных работ.
  3. Отзывы и рекомендации: заключения педагога о качестве выполненной работы, оценка ребенком собственных достижений.

  1. Резюме: представление себя;
  1. Самостоятельные работы: собрание текущих самостоятельных, контрольных и зачетных работ, эссе на разные темы, дискуссионные очерки, проекты;
  2. Заполненные обучающимися  анкеты (об отношении к какой-либо теме, об их мнениях и т.д.);
  3. Письмо педагогу, связанное с содержанием портфолио;
  4. Компьютерные программы;
  5. Видеофрагменты;
  6. «Это интересно»: проблемные вопросы, тезисы и высказывания по актуальным проблемам изучаемой дисциплины;
  7. «Цитаты»: высказывания великих людей об изучаемой области;
  8. «Голоса»: вырезки и ксерокопии статей из журналов, газет, книг по проблемам изучаемой дисциплины;
  9. «Полезные советы», которые могут пригодиться в будущем;
  10. «Графический организатор»: планы, алгоритмы и модели выполнения заданий, написания различных творческих работ;
  11. «Библиография»: прочитанные издания по изучаемой дисциплине с краткой аннотацией каждого издания;
  12. «Справочник»: необходимые телефоны, имена, даты;
  13. «Самооценка» портфолио самим педагогом.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум по теме: «Взаимное расположение прямой и окружности».

Цель:  закрепить умение определять взаимное расположение прямой и плоскости, проверить навыки решения задач, воспитывать чувство коллективизма.  ...

Семинар-практикум на тему " Обобщение и систематизация изученного о предложениях с однородными членами"

Разработка урока по русскому языку в 8 классе " Обобщение и систематизация изученного по теме "Предложения с однородными членами". Форма урока - семинар-практикум. На уроке класс делился на группы: до...

Семинар-практикум "Трудности формирования процесса письма, пути их преодоления"

Данный материал предназначен родителям обучающихся, но будет  интересен логопедам-практикам. учителям начальных классов. Содержит понятие процесса письма, конкретные рекомендации по профилактике ...

Семинар-практикум "Слагаемые педагогического мастерства учителя ФК"

Ежегодно проводится 6-часовой семинар-практикум, где учителя становятся учениками....

Семинар-практикум для родителей Мой весёлый звонкий мяч….

На своих занятиях для разнообразия деятельности детей широко используются разнообразные игры с мячом. Различные речевые логопедические упражнения можно сочетать с игровыми действиями. Одновременно вып...

Семинар - практикум для педагогов на тему: «Практикум общения педагогов с родителями»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.Любая с...