Развитие творческих способностей учащихся.
статья на тему
Статья о видах и формах работы по развитию творческих способностей учащихся, о тематике сочинений разных видов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_uchashchihsya.docx | 24.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей учащихся
Учитель русского языка и литературы Насонова Л.И.(МБОУ
Мешковская средняя общеобразовательная школа)
Основные цели, которые ставлю в системе своей работы: привлечь учащихся к изучению предмета, обеспечить его глубокое, осознанное творческое усвоение, формирование предметных и непредметных умений, сформировать свободную, творческую, образованную и активную личность. Одна из главных задач учителя не только передача качественных знаний, но и оказание помощи ребенку в реализации его потенциала, в сохранении и позитивном применении его индивидуальности, в создании условий для формирования гражданских качеств личности.
В современной школе все актуальнее становится личностно-ориентированный подход в обучении, способствующий саморазвитию личности ребенка.
В данном контексте особую роль, на мой взгляд, необходимо отводить развитию творческих способностей детей (креативности).
Современному обществу необходима опережающая педагогика, формирующая устойчивые компоненты творческого стиля мышления: умение анализировать проблемы, устанавливать системные взгляды, выявлять противоречия, находить для них решения, быть конкурентоспособной личностью.
Я применяю программу внеклассной работы по предмету «Описать – это посмотреть на мир по-новому». Задачи программного курса:
- развитие познавательной активности учащихся;
- развитие кругозора учащихся на основе привлечения знаний по литературе и изобразительному искусству;
- расширение словарного запаса учащихся с опорой на тематическую лексику;
- воспитание любви к родному краю.
На решение данных задач направлен дидактический материал регионального компонента (литературные тексты, репродукции картин донских художников).
Направления внеклассной работы по предмету таковы:
- написание творческих работ;
- проведение занятий по занимательной лингвистике;
- разработка сценариев литературных вечеров, постановка спектаклей.
Учимся писать сочинения различных жанров. Стараюсь подбирать такие темы, чтобы они были созвучны тому, о чем так часто думают сами подростки. Тематика работ должна натолкнуть на размышления о понятиях, которые в последнее время утратили, к сожалению, свою весомость в обществе: милосердие и добро, зависть и предательство, верность и честь. Мною предлагаются нравственно-эстетические темы сочинений: «Как я понимаю дружбу?», «Красивое и безобразное в жизни», «Можно ли убить словом?», «Нравлюсь ли я себе?» Появляется больше тем о профессиях, увлечениях, о труде родителей, о своей родословной, отклики на события в стране, станице: «Руки моих родителей», «Праздники в нашем доме», «За что я люблю свою станицу», «Вклад моей семьи в Победу» и т.д.
В Великой Победы готовили проект «История одного ордена»: учащимся поручено вручить ветеранам письма благодарности от учеников и учителей школы, а также найти и оформить информацию о своих близких, знакомых, участниках Великой Отечественной войны. Ученик Лукин Дмитрий принял участие в районном конкурсе творческих работ «Я помню! Я горжусь!», предоставив работу «Сердцем прикоснись к подвигу» (по произведению Ю.Яковлева «Девочки с Васильевского острова»), была подготовлена конференция «Мы – дети Великой войны» (по повести В. Богомолова «Иван»), а также «Помнит мир спасенный» (по стихам Евгения Винокурова о войне).
С учащимися я осуществляю программу на тему «Я воспеваю донской край», включающую в себя регионально-значимый материал. Программа, основываясь на принципах интеграции (связь с историей, географией, литературой), предусматривает деятельностный подход, поэтому основными формами организации учебной деятельности являются практикумы, анализ текста, комплексная работа со словом, работа со словарями и справочной литературой, проектная деятельность. На внеклассных занятиях учащиеся знакомятся с духовной культурой донских казаков («Казаки от казаков ведутся»), с видными учеными-лингвистами Дона (Мой край родной! Всегда мне дорог ты с традициями и обрядами, заговорами и поверьями), с приметами далекого казачества и отражение их в лексике(«Соблюдай правила и обычаи народа твоего»), с донской лексикой («Слово не воробей и шашка не нож, без дела не трожь»), донскими фразеологизмами («Славу с молодости добывай, мудрость к старости наживай»).
Осуществляя второе направление , провожу большую работу по привитию любви и гордости к русскому языку. Были написаны рефераты «Русский язык гибнет или проходит путь своего естественного развития?», «Крылатые слова и менталитет народа».
С учащимися проводятся конкурсы «Лингводилижанс», «Поле лингвистических открытий». К проведению устного журнала «Прекрасный наш язык способен ко всему» готовились группами. Первая страница журнала – «Все есть слова – для каждой сути» (системный анализ слова), вторая страница – «Язык есть исповедь народа» (взаимосвязь языка и культуры), третья страница – «Речь, летящая воздушной колесницей» (о видах речевой деятельности, критериях хорошей речи, стилях речи) и т.д.
Готовясь к олимпиадам по русскому языку, мы выполняем упражнения для развития внимания; упражнения, развивающие зрительную память; упражнения для проверки наблюдательности, умения мыслить логически; упражнения, обращающие внимание на буквенный состав языка, учимся анализировать прозаические и поэтические тексты.
Такая систематическая и планомерная работа позволяет выявить одаренных учащихся, проявляющих интерес к языку и литературе.
Проблему мотивации одаренных детей на исследовательскую, творческую работу решаю, создавая творческие группы, оформляя мониторинг творческого развития, организуя систему поощрения (морального и материального) обучающихся за достижения в конкурсах и олимпиадах.
Учитывая высокий уровень познавательной активности одаренных детей, я часто их поощряю, организую знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план. Во время урока для активизации познавательных потребностей стараюсь делегировать ряд традиционных преподавательских полномочий одаренным детям: 1) подготовка дополнительной информации по изучаемой теме; использование альтернативных путей поиска информации: знакомств с теоретическим материалом, представленным в электронных учебниках, энциклопедиях, справочниках; поиск и подбор необходимой информации через Интернет; виртуальные экскурсии; интегрирование и синтез информации (например, через таблицы, схемы), работа в роли руководителя группы или эксперта. Стараюсь выстраивать индивидуальную образовательную траекторию по своему предмету для одаренных обучающихся. Считаю наиболее эффективным методом взаимодействия учителя с высокоодаренным ребенком – занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
Как учитель-предметник составляю план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психических особенностей, определяю темы консультаций по наиболее сложным вопросам, выбираю форму отчета обучающегося (тесты, вопросы). Стараюсь быть доброжелательной и чуткой, всячески поощрять успехи детей.
Когда мы видим одаренность наших детей, когда стремимся развивать у них креативность и наращивать их интеллектуальный потенциал, то начинается процесс сотворчества, который открывает новые творческие перспективы и для педагога.
Общественная оценка результатов моей деятельности по реализации авторской инновационной программы. Работы очень часто публикуются в районной газете «Искра»: статья Мрыхиной Ирины «Я горжусь своим дедушкой» (номер 64-65, 29.05.2008 года); статья Лукина Дмитрия «Дневник Тани Савичевой» (номер 41-42, 15.04.2010 года); статья Юлии Козыревой «И водитель, и наводчик» (номер 42, 14.04. 2007года); статья Дрынкиной Виолетты «Мечта сбылась. Планета детства «Орлёнок»» (номер 41, 14.04. 2009 года); статья Дрынкиной Виолетты «Мы их любим» (номер 14-15, 10.02.2011года); статья Кострыкиной Нины «В гостях у бабушки Дуси» (номер 4, 15.01. 2007 года).
Мои ученики – постоянные победители конкурсов творческих работ:
Насонова Татьяна – 1 место в районном конкурсе сочинений «Я и моя мама»;
Агафонова Виктория – 1 место в районном конкурсе сочинений «Защитники Отечества в моей семье»;
Кострыкина Нина – 1 место в районном конкурсе литературного творчества «Певец Донского края».
Дрынкина Виолетта – 2 место в районном конкурсе литературного творчества «Певец Донского края»;
Дмитрий Лукин – 1 место в районной акции «Я помню, я горжусь!»;
Кострыкина Нина – 1 место в районном конкурсе «Эрудит Дона»;
Тарануха Анастасия – 2 место в районном конкурсе поэтов «Верхнедонье моё!»;
Насонова Татьяна – 3 место в районном фестивале «Мир начинается с детства» (номинация «Художественное слово»);
Калмыкова Виктория – 2 место в районном конкурсе сочинений «Как я представляю себе взаимоотношения в идеальной семье».
Ученики Мешковской школы – постоянные участники районных конкурсов творческих работ общественно - политического характера. Цели этой работы:
формирование навыков личностного участия в местном самоуправлении;
воспитание чувства гражданской ответственности, долга, патриотизма.
Результативность:
1. Дрынкина Виолетта – 1 место в районном конкурсе сочинений «Письмо депутату». За активное участие в творческих районных конкурсах, отличную учёбу она была награждена поездкой в оздоровительный центр «Орлёнок». О своем отдыхе, она поделилась с читателями газеты «Искра» (2009 год).
2. Работа Мрыхиной Ирины «Депутат сегодня и завтра. Каким он должен быть» была отмечена на областном конкурсе «Меня беспокоит…» дипломом за подписью министра образования И.А.Гуськоваи уполномоченного по правам ребенка А.М. Васильевой (2009 год) .
3.Сочинение Трейгут Алины «Если бы депутатом выбрали меня»признано лучшим в районе (2010 год) –средняя возрастная группа.
4.Мрыхина Ирина - победитель районного этапа областного конкурса сочинений«Если бы депутатом выбрали меня» (2010год)-старшая возрастная группа.
5.Трухачев Александр- 2 место районного этапа (2011 год).
В этом учебном году мы тоже принимали участие в районном конкурсе сочинений «Если бы депутатом выбрали меня».Очень гордимся учеником 6 класса Зубковым Данилом ,занявшим 1 место среди учащихся общеобразоательныхшкол.В торжественной обстановке председательТерриториальной избирательной комиссии А.И.Карташова вручила ему Диплом первой степени и ценный подарок.
Если бы депутатом выбрали меня.
Меня зовут Данил. Я учусь в 6 классе и живу в небольшой станице Мешковская. Она очень красивая . Осень, все деревья стоят в красно-жёлтых сарафанах. Поля вспаханыи лениво отдыхают до будущей весны. У реки Тихой собираются в стаи множество птиц. Они готовятся к длительному перелёту. Всё говорит о том, что скоро зима, и наша станица наденет другой наряд, такой же красивый и радующий глаз.
14 октября в нашей станице выборы. Я часто думаю о том, что сделал бы я, если бы был депутатом.
Сейчас мне 11 лет и меня волнует несколько проблем.
Проблема продления пенсионного возраста. Некоторые депутаты считают, что нужно продлить именно пенсионный возраст женщины, так как они дольше живут. Я с этим не согласен. Да, мужчины выполняют тяжёлую и опасную работу. Но не нужно забывать и о том, что именно мужчины больше страдают вредными привычками. Многие женщины имеют те же профессии, что и мужчины. А ведь женщина ещё и мать. Моя мама работает в магазине одежды. Я у нее один. Сколько труда и сил вкладывает в меня моя мамочка! Неужели она не заслужила достойного отдыха? А ведь таких женщин у нас в стране много.
Я бы обеспечил работой всех, кто желает трудиться. Каждый имеет право на труд, но не каждый может воспользоваться этим. За последние три года из нашей станицы уехало много семей. Это произошло из-за развала совхоза. Люди вынуждены искать работу за тысячу километров от дома. Мой папа работает водителем. Часто уезжает в рейс на три-пять дней. Мы с мамой очень скучаем по папе. По закону дети имеют право на счастливое детство. О каком счастливом детстве может идти речь, если мы не видим своих родителей месяцами? Я бы создал условия для работы ,чтобы родители виделись с детьми
Необходимо организовать контроль над повышением цен. Часто на прилавках рынка или магазина можно увидеть, что нет ценников, цены очень высокие. Детям продают алкоголь и сигареты. В день приезда налоговой инспекции магазины закрыты. Зачем тогда нужны такие предприниматели, которые обманывают государство. Ведь они всё равно ничего не производят, а только перепродают. Я бы разрешил работать только тем, кто сам изготовляет свою продукцию.
Меня, как и большинство детей нашего государства, конечно же, волнует проблема досуга. В нашем районе многое делается для того, чтобы дети могли с пользой провести своё время .А у нас в станице этого нет.Я бы как можно больше уделил внимание строительству детских площадок, спортивных залов, кафе. Организовал бы кружки по интересам не только для здоровых детей, но и для детей с ограниченными возможностями. Чтобы у детей не возникал вопрос: где отдохнуть и чем заняться?
Необходимо возродить деревни: провести во всех станицах и хуторах газ, асфальтировать дороги, провести освещение, построить школы с большими спортивными залами и бассейнами. Хочется увидеть современные светлые детские сады, чтобы всем малышам хватало места. Нужно восстановить больницу, завести современное медицинское оборудование и пригласить высококвалифицированных специалистов.
Если бы депутатом выбрали меня, то я бы больше уделил внимания ветеранам войны. Их осталось очень мало.
Вот такие проблемы я бы решил, если бы был депутатом. Я хочу обратиться ко всем сверстникам нашего государства. Давайте учиться и уже сейчас не быть равнодушным к судьбе нашей Родины. Ведь мы её будущее!
Зубков Данил
Цель моей работы – стимулировать творческую активность учеников, создать условия для разных её проявлений. Если сейчас ребенок не познает радость творчества, то позднее вряд ли что удастся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.
В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....
Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.
Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.
В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье
презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».
Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...
Развитие творческих способностей учащихся через систему творческих заданий.
Опыт работы по развитию креативных способностей учащихся через систему нетрадиционных заданий по истории...
Досугово-развлекательные мероприятия для развития опыта творческой деятельности и развития творческих способностей учащихся.
Всестороннее развитие личности школьника, наряду с получением образования, невозможно без активной, насыщенной досуговой жизни в школе. Организационно-содержательное наполнение школьной жизни нев...