ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
статья по теме
Деятельностный подход на уроках информатики: статья и презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnostnyy_podhod.rar | 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель информатики
МОУ – ООШ с. Чкалово
Дунина Н.П.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Перед каждым педагогом непременно возникает множество проблем, над решением которых порой он трудится всю свою педагогическую жизнь. Это:
- как обеспечить успешность ученика в обучении;
- как сохранить и укрепить здоровье при организации его учебной деятельности;
- каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий.
Сегодня актуальны такие методики обучения, которые ориентированы на активную самостоятельную деятельность обучающихся, формируют личную позицию, мотивацию учения, предполагают использование и активное освоение различных источников информации. Одним из вариантов такого обучения являются методики, ориентированные на действия.
Учебная деятельность не дана ребёнку с самого начала, её нужно построить. Деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно - познавательную деятельность в процессе решения определенной проблемы.
Как всякая деятельность, учение выполняется на основе определённой процедуры. Значит, для формирования у учащегося деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать его в выполнении различных видов деятельности.
В своей работе я применяю следующий деятельностный подход в обучении, которые позволяют наиболее эффективно изучать материал на любом из дидактических уровней.
Технология деятельностного метода на уроке информатики по теме «Создание таблиц в текстовом процессоре»
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
На данном этапе организую положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу);
- выделяется содержательная область (могу);
2. Актуализация опорных знаний.
Вспоминаем ряд вопросов, которые пригодятся при выполнении поставленной задачи:
- актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;
- тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
Один отвечающий за ПК показывает, другой — устно отвечает. Работа в парах
- Какие можно вставлять объекты в документ? (рисунки, таблицы, формулы, диаграммы)
- С помощью какой панели инструментов можно создавать в Word таблицы?
- Как включить отображение панели таблицы?
- Какие группы кнопок находятся на панели таблицы?
Мы повторили теоретические вопросы, которые потребуются для выполнения практической работы.
3. Постановка учебной задачи.
На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют в работе на ПК причины затруднения. Организую коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.
Тема :Создание таблиц в ТП
Как создать усложненную таблицу?
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||||
12 | 13 | ||||||||||
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | ||||
Какое отношение этот рисунок имеет к теме урока?
Я РОБОТ | ||||||
4. При изучении нового материала значительное внимание уделяю развитию личности обучаемых.. На уроках успешно применяю современные педагогические технологии на различных основах (концептуальной, личностно-ориентированной, сотрудничества, разноуровневой). Реализуются в соответствии с данными технологиями такие активные методы обучения, как проблемные, исследовательские.
Для продуктивной познавательной деятельности обучаемых с учетом их интересов, наклонностей и потребностей выбираю различные формы проведения занятий:
лекция;
уроки самостоятельных теоретических и практических работ;
контрольные работы;
зачет в различных формах (устный, письменный, компьютерный, игра); устные и письменные работы; урок-семинар.
Для данного урока демонстрирую с помощью презентации этапы работы с таблицами
- Создание таблицы
- Операции с таблицей: выделение, копирование, перемещение, удаление столбцов и строк, вставка столбцов и строк.
- Операции с ячейками: объединение и разделение ячеек.
- Правила оформления таблиц.
- Обрамление таблиц.
- Фоновое заполнение таблиц.
При этом вся информация базового уровня.
5. Первичное закрепление.
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия отвечают на вопросы:
- Какие операции можно произвести с элементами таблицы?
- Какие существуют правила оформления таблиц?
- Какие существуют обрамления таблиц?
- Как произвести фоновое заполнение таблиц?
6. Большую часть урока отвожу самостоятельной работе.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы
разноуровневая
«Простая таблица»
В данной работе учащиеся отрабатывают методы создания и использования простых таблиц, а также выравнивание текста, использование списков, объединение и заливку ячеек.
Для смещения текста в ячейке таблицы используется клавиши CTL+Tab. Каждому учащемуся предлагается отпечатанный вариант задания. Ему необходимо набрать его в точном соответствии с образцом. Повторяющиеся значения ячеек таблицы необходимо заполнить, используя функции Копирования и Вставки.
Учебный центр «Знание»
Свидетельство № 343434
ВЫДАНО Иванову Сергею Петровичу, о том, что он обучался в учебном центре «Знание»
с 1 сентября 2010 года по 21 января 2011 года.
За время обучения Иванов Сергей Петрович в учебном центре «Знание» показал следующие знания и получил оценки по предметам:
№ | Предмет | Оценка |
Устройство компьютера | Хорошо | |
Операционная система Windows 98. | Отлично | |
Текстовый редактор WORD. | Хорошо | |
Электронные таблицы EXCEL. | Удовлетворительно | |
Базы данных ACCESS. | Хорошо | |
Компьютерные сети .INTERNET. | Хорошо |
По результатам обучения присвоена специальность – Оператор ЭВМ
ДИРЕКТОР учебного центра __________________________ Саматин А.А.
«22» января 2011 г.
«Усложненная таблица»
В данной работе учащиеся отрабатывают методы создания и использования простых таблиц, а также выравнивание текста, использование списков, объединение и заливку ячеек.
Учащимся показывается использование таблицы в качестве рамки вокруг одного или нескольких абзацев (Код формы по …). Для смещения текста в ячейке таблицы используется клавиши CTL+Tab. Обратите внимание на выравнивание абзаца (Медицинская документация…) по центру относительно границ. Особое внимание уделяется использование нерастяжимого пробела при выравнивании абзаца по ширине, но без растягивания промежутков между словами. В качестве примера можно рассмотреть любой документ с надписью внизу: должность и фамилия лица, когда должность должна быть прижата к левому краю, а фамилия к правому. В качестве альтернативы можно использовать и таблицу с одной строчкой и двумя столбиками и прозрачными границами.
Каждому учащемуся предлагается отпечатанный вариант задания. Ему необходимо набрать его в точном соответствии с образцом.
Обратите внимание на размер верхней таблицы, использование списков в нижней таблице по горизонтали и вертикали, выравнивание в ячейках, одинаковый размер столбцов, выравнивание всей таблицы по центру, более жирную границу вокруг таблицы, а также не забывайте про уже сказанные требования к работе. Для качественной проверки работы обязательно включите непечатные символы. В противном случае Вы при кажущемся визуальном соответствии работы ученика с образцом она может быть не правильно выполнена.
Все отступы, выступы и границы кратны 0,5 см для простоты измерения и выполнения.
Код формы по ОДУК ٱٱٱٱٱٱ Код учреждения ٱٱٱٱٱ |
__________________________
наименование учреждения
Медицинская документация
Форма № 039/м – 88
Утверждена 12 мая 1988 г.
Ведомость
Учета посещений в поликлинике (амбулатории),
диспансере, консультации и на дому
Фамилия и специальность врача ___________________________________________________
за ______________ 20 __ г. Участок: территориальный № ________
Числа месяца | В поликлинике приятно и осмотрено всего человека | В том числе по поводу заболеваний | Сделано посещений на дому | В том числе детям до 14 лет включительно | ||
Взрослых и подростков | Детей в возрасте до 14 лет включительно | По поводу заболеваний | Профилактических и патронажных | |||
7. Рефлексия деятельности (итог урока).
Вернемся к поставленному вопросу
Какое отношение этот рисунок имеет к теме урока?
Я РОБОТ | ||||||
Прокомментируйте этапы создания рисунок
Домашнее задание создайте таблицу используя возможности приложения MS Word
Рассматривая технологию деятельностного метода прослеживаем систему дидактических принципов:
1) Принцип деятельности — ребенок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности (является не объектом, а субъектом деятельности).
2) Принцип непрерывности — преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
3) Принцип целостного представления о мире — образование должно отражать язык и структуру научного знания, изучать явления не разрозненно, а во взаимной связи.
4) Принцип минимакса предполагает выделение двух уровней — максимального, который определяется зоной ближайшего развития детей данной возрастной группы, и необходимого минимума, то есть государственного стандарта знаний. Принцип минимакса заключается в следующем: школа обязана предложить ученику содержание образования на максимальном уровне, а ученик обязан усвоить это содержание на уровне, не ниже минимального.
5) Принцип психологической комфортности означает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке спокойной, доброжелательной атмосферы.
б) Принцип вариативности — развитие у учащихся вариативного мышления, то есть способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
7) Принцип творчества — максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете "Системно - деятельностный подход на уроках информатики"
Деятельностный подход к обучению предполагает: • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выясни...
Системно – деятельностный подход на уроках математики и информатики в рамках стандартов нового поколения ФГОС
Основой, обеспечивающей реализацию Федерального Образовательного Стандарта является системно – деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному о...
Системно-деятельностный подход на уроках информатики
Мне хочется рассказать о деятельностном подходе при формировании информационной компетент-ности учащихся и с помощью небольших примеров показать, как я пытаюсь реализовать этот принцип на своих заняти...
Системно-деятельностный подход на уроках информатики
Системно-деятельностный подход на уроках информатики...
Системно-деятельностный подход на уроках информатики как главное условие реализации целей современного образования
Любая ключевая компетенция имеет в своей основе деятельностную составляющую, поэтому уроки информатики позволяют развивать все группы ключевых компетенций: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-...
Презентация "Системно - деятельностный подход на уроках информатики"
Презентация "Системно - деятельностный подход на уроках информатики"...
4 октября 2021 года состоялось очередное заседание ШМО математиков, физиков, информатиков на тему «Системно - деятельностный подход на уроках в рамках стандартов нового поколения ФГОС».
4 октября 2021 года состоялось очередное заседание ШМО математиков, физиков, информатиков на тему «Системно - деятельностный подход на уроках в рамках стандартов нового поколения ФГОС&raqu...