Проектная исследовательская деятельность учащихся
статья по теме
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9 и 11 классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная исследовательская деятельность учащихся
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9 и 11 классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.
Самое главное в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки – проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.
1 этап в формировании культуры умственного труда учащихся в ходе подготовки и презентации проекта - урок-исследование. Подготовка этого типа урока предполагает организацию исследовательской деятельности учащихся и педагогическую деятельность учителя (таблица 2, таблица 3).
2 этап - урок-проект ( таблица 4). Педагогическая деятельность учителя такая же, как и на уроке-исследовании.
Таким образом, проводя эти два вида уроков, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.
Таблица 1
Типология проектов
исследовательские Требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. творческие Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм ) игровые Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения. информационные Направлен на сбор информации о каком- либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация. практико-ориентированные Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы. |
Таблица 2
Модель исследовательской деятельности учащихся
1. Постановка проблемы. 2. Прояснение неясных вопросов. 3. Формулирование гипотезы исследования. 4. Планирование учебных действий. 5. Сбор данных. 6. Анализ и синтез данных. 7. Подготовка сообщений. 8. Выступление с сообщениями. 9. Ответы на вопросы, корректировка. 11. Самооценка. |
Таблица 3
Педагогическая деятельность учителя
1. Целеполагание. 2. Выбор содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям). 3. Моделирование учебного процесса: а) осмысление способов, приемов, средств мотивации; б) планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения системой умений; в) организация процесса рефлексии. 4. Анализ процесса учителем. |
Таблица 4
Учебный проект как технология
Основная ценность проекта – общий конечный результат Цель: формирование и развитие умений и навыков решения практических задач. Мотивация: 1) определение цели проекта и этапов достижения цели; 2) распределение ролей и планирование работы. Этапы работы: 1. Сбор информации. 2. Обсуждение данных, систематизация. 3. Выдвижение гипотезы. 4.моделей (макеты, сценарии). 5. Выбор способа представления результатов. 6. Распределение ролей для защиты. 7. Защита ( презентация). 8. Коллективное обсуждение защиты, оценка. |
Лист планирования самостоятельной деятельности
учащихся (индивидуально или в группе) по проекту
Имя (имена): ________________________________________________________________
Тема проекта: _______________________________________________________________
Основополагающий вопрос: ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Проблемный вопрос: __________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Сформулировав план исследования вам необходимо коротко наметить процедуру защиты, представления отчета о проведенном исследовании. Фактически, презентация исследования – это сжатое представление хода его проведения с акцентом на основных этапах:
- Описание автора/группы авторов исследования
- Формулировка проблемного вопроса
- Формулировка гипотезы
- План проведения исследования с указанием методов исследования (эксперимент, сравнение, наблюдение и т.д.)
- Различные объекты, подтверждающие проведенное исследование (фото, видео, таблицы, диаграммы, тексты опросов, цитаты и т.д.)
- Сформулированный вывод, соответствующий гипотезе и проблемному вопросу
- Предположения о новых проблемных вопросах, или о путях исправления проблемной ситуации (в зависимости от результата исследования)
- Список ресурсов, использованных при проведении исследования
Для презентации исследования можно выбрать различные технологии, которые вы рассмотрите на следующем этапе.
3 этап Выбор информационных технологий для помощи в проведении и в представлении результатов исследования учащихся
В соответствии с разработанным на предыдущем этапе планом проведения и презентации исследования вам необходимо определиться какие информационные технологии целесообразно использовать вашим учащимся.
При совершении выбора:
- вспомните, какими навыками работы на компьютере обладают учащиеся того возраста, на который рассчитан ваш проект.
- подумайте насколько предполагаемые школьники в состоянии освоить новые технологии при наличии инструкций или самостоятельно.
- вспомните, какие компетентности вы планировали развивать у ваших школьников входе выполнения проекта и не забудьте о необходимости организации коллективной деятельности школьников
Представить рабочие материалы исследования и презентовать его результаты можно, применяя пакет стандартных офисных приложений и различные социальные сервисы.
Приложения и сервисы имеют разные возможности визуализации:
Текстовый редактор – разработка схем и рисунков, создание составных документов, объединяющих в себе объекты других приложений;
Табличный редактор (электронные таблицы) – организация расчетов с использованием формул или встроенных пакетов обработки данных, построение диаграмм;
Презентация – последовательное представление хода своего исследования, данных экспериментов, опытов, опросов и т.д. Представление динамики процессов и явлений с использованием анимации.
Информационный ресурс в сети Интернет – представление хода и результатов своего исследования в виде текстов, медиафайлов, графиков, рисунков, таблиц, а так же гиперссылок на файлы, относящиеся к исследованию, находящиеся для загрузки на разных серверах в сети и гиперссылок на ресурсы по теме исследования. Может служить основой для формирования сообщества, интересующегося данной темой и для обмена информацией по теме исследования.
Задание:
Обсудите в микрогруппе какие средства целесообразно применять на каждом из этапов исследования и зафиксируйте свои мысли (при помощи технологии, принятой в вашей группе). В данной таблице выбирайте только те этапы, которые вы запланировали в вашем исследовании
№ этапа | Этап исследования | Выбранная технология | Рекомендуемые технологии |
обсуждение и выдвижение гипотезы |
| ||
планирование деятельности группы по исследованию |
| ||
поиск ресурсов для проведения исследования и его аннотирование |
| ||
фиксация результатов эксперимента |
| ||
анализ результатов эксперимента, наблюдений, сравнений, опросов и т.д. и виде диаграмм, таблиц, графов |
| ||
инструменты для проведения исследования |
| ||
презентация результатов исследования |
|
- Результат выполнения модуля:
- Составлен план проведения исследования учащегося в проекте
- Выбраны информационно-коммуникационные технологии, которые помогут провести и презентовать исследование школьника
Где можно больше узнать об организации исследовательской деятельности школьников?
- Леонтович А.В. Организация исследовательской деятельности школьников
- Климович Л.А., Учитель и самостоятельные учебные исследования учащихся, Сургутский государственный педагогический университет
- Калачихина О.Д. Примерный состав индивидуального плана выполнения исследовательской работы учащегося
- Белова И.И., Гетманцева С.М., Гребенникова Ю.Н., Гущина О.А. Рекомендации к содержанию и оформлению учебно-исследовательских работ
- Рекомендуемые дополнительные информационные ресурсы
- www.researcher.ru – интернет-портал Исследовательской Деятельности Учащихся.
- www.issl.dnttm.ru - журнал «» адресован всем, кто задумывается о роли науки и образования в современном мире, занимается развитием исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях и формах организации образовательной деятельности
- http://www.astronet.ru - астрономический портал
- http://vivovoco.astronet.ru - сайт VIVOS VOCO! – Зову живых! - является некоммерческой образовательной библиотекой, в которой читатели могут бесплатно пользоваться электронными версиями материалов при соблюдении всех прав и ограничений, оговоренных российским законодательством
- http://kids.genebee.msu.su – «Ученые детям!»
- http://www.ecosystema.ru - сайт посвящен проблемам полевой биологии, экологии, географии и экологического образования школьников в природе
- http://www.c-s-r.ru/rusinfo/glavnaya.htm - все о России
- http://maxpj.ru/ - все о странах мира
- http://www.geo2000.nm.ru/ - географический портал
- http://www.ssu.samara.ru/~nauka/ - путеводитель В МИРЕ НАУКИ для школьников
- http://www.rc.nsu.ru/ - научная лаборатория школьников
- http://elementy.ru/ - популярный сайт о фундаментальной науке
По материалам Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы как способ формирования УУД учащихся.
В работе говорится о проектно - исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способе формирования УУД ....
Отчёт о работе над собственным методическим исследованием «Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности»
Работа опубликована в школьном методическом сборнике за 2012-13 учебный год...
Работа с одаренными учащимися через проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы
Данный материал можно использовать как образец организации учебно-исследовательской деятельности в старших классах....
Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся по физике (внеурочная деятельность)
Тьюторское сопровождение проектно-исследовательскойдеятельности учащихся по физике (внеурочная деятельность)...
Статья "Проектно-исследовательская деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Программируем в среде Scratch"
В данной статье представлен опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности....
Педагогический проект по теме «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации про...
Проектно-исследовательская деятельность учащихся во внеурочной деятельности (Lego).
Презентация для выступления на ШМО....