Технология развития критического мышления
статья по теме
В работе представлено общее представление о технологии развития критического мышления, формы и средства развития критического мышления, основные приёмы данной технологии. Работа сопровождается презентацией. Применение ТРКМ поможет научить учащихся размышлять, анализировать, овладеть разнообразными способами интерпритации и оценки учебного материала, эффективно взаимодействовать с информационным пространством.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это особый вид деятельности позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер)
- Во-первых – это мышление самостоятельное
- Во-вторых – это мышление обобщенное
- В-третьих – это мышление проблемное и оценочное
- В четвертых – это мышление аргументированное
- В пятых – критическое мышление есть мышление социальное
В программе РКМЧП определение критического мышления состоит из 6 компонентов
Критический мыслитель:
- Формирует собственное мнение
- Совершает обдуманный выбор между различными мнениями
- Решает проблемы
- Аргументировано спорит
- Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение
- Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Критическое мышление имеет 3 фазы:
1.Фаза вызова. Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету):
- Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом
- Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу
- Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы
2. Фаза реализации смысла. Задачи фазы реализации смысла (осмысление материала во времени работы над ним):
- Помочь активно воспринимать изучаемый материал
- Помочь соотнести старые знания с новыми
3. Фаза рефлексии. Задачи фазы рефлексии (обобщение материала, подведение итогов):
- Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал
- Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
Формы и средства развития КМ
- сбор данных
- анализ текстов
- сопоставление альтернативных точек зрения
- коллективное обсуждение
- разные виды парной и групповой работы
- дебаты
- дискуссии
- публикации письменных работ учащихся
Основные приемы ТРКМ
1.Приемы по развитию навыков составления вопросов
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
? | ? |
Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думает6е…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? | Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…? |
Ромашка Блума
- Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти
- Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
- Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
- Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
- Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»
- Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
2. Стратегия обучения решению
проблем «ИДЕАЛ»
- Шаг 1. Интересно, в чем проблема?
- Шаг 2. Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!
- Шаг 3. Есть ли какие-либо хорошие решения?
- Шаг 4. А теперь сделаем выбор!
- Шаг 5. Любопытно, как это осуществить на практике?
3. Прием «ФИШБОУН»
4. ПМИ (Плюс –Минус –Интересно)
автор Эдвард де Боно
- «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»
- «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
- «?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей
«Что в этом интересного?»
5. Таблица Донны Огл
«Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)
З – что мы знаем | Х – что мы хотим узнать | У – что мы узнали и что нам осталось узнать |
6. Сюжетные таблицы
Кто? | Что? | Когда? | Где? | Почему? |
|
|
|
|
|
7. Инсерт
(условные значки)
V (осознать новые знания) | + (исправить неверные предположения) | - (исправить неверные предположения | ? (побудить дальнейший интерес к теме) |
Я это знал | Это для меня абсолютно новое | Это противоречит тому, что я знал | Я хочу знать об этом больше |
|
|
|
|
8. Перепутанные логические цепочки
- Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные
- Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки
- Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
9. Стратегия
«Отсюда – сюда»
Группа получает
общее задание по теме
Каждый член
группы получает
«свой» объект исследования
Сбор информации
об объекте
Обмен информацией в группе
Выделение общего
для запоминания
основной части таблицы
Заполнение таблицы
Написание совместного
исследования по теме
Презентация исследования
В практической деятельности мы часто сталкиваемся с различными педагогическими проблемами. Как построить воспитательное мероприятие, чтобы научить ребенка размышлять, анализировать, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь приходят методы и приемы технологии развития критического мышления. Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"
Тезисы мастер-класса "Прием "Шесть шляп критического мышления""...
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии, как способ развития навыков смыслового чтения
С этой педагогической технологией я выступала на конкурсе "Учитель года"....
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики через технологию развития критического мышления
Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся р...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....